Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 октября 2016 14:09

Индекс «ПрофиСинема»: Сентябрь 2016 – лучший из худших

Индекс «ПрофиСинема»: Сентябрь 2016 – лучший из худших

В сентябре 2016 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» ниже показателя августа. Сентябрь один из самых слабых месяцев в отечественном кинобизнесе, и нынешний не стал исключением. Но все-таки оценки экспертов несколько выше среднемесячного значения сентября за последние пять лет. Продюсеры считают, что до Новогодней битвы никаких существенных изменений не произойдет. 

Значение индекса в сентябре в дистрибьюции — 6,76, в кинопоказе — 5,61
Значение индекса в августе в дистрибьюции — 7,32, в кинопоказе — 7,5

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

Цифры прогноза на сентябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов разнились не сильно. И если дистрибьюторы оценили месяц как прогнозировали, то кинопоказчики опустили показатель на полтора балла относительно прогноза. По факту сентябрь подтвердил свои стабильно низкие результаты. И даже хорошие проекты месяца и фильмы летнего репертуара, которые зрители не посмотрели вовремя из-за отпусков, не смогли переломить эту ситуацию.

Хотя необходимо отметить, что по оценкам некоторых экспертов, нынешний сентябрь лучше, чем сентябри предыдущих нескольких лет. 

Все проекты месяца сработали ниже ожиданий.

В первую очередь это боевик «Джейсон Борн» от UPI, которому эксперты прочили лидерство на своей дате, но так и не сумевший обойти удерживающую третью неделю подряд первую строчку анимационную ленту «Тайная жизнь домашних животных» от того же дистрибьютора. Как и предполагали наши респонденты, аудитория у фильма не слишком широкая, в кинотеатры пришло около 950 тысяч человек. За четыре недели картина собрала 256 516 702 рублей/$4 071 694.
Напомним, предыдущая часть франшизы выпущена на 679 копиях в 2012 году без всеми любимого персонажа Мэтта Деймона. Вызвавший бурные споры среди фанатов перезапуск «борнианы» - «Эволюция Борна» - долгое время был лидером российского проката и собрал в общей сложности $7,5 млн. «Ультиматум Борна» (2007) - $5 508 454, «Превосходство Борна» (2004) - $2 310 000 и «Идентификация Борна» (2002) - $1 116 872.

Исторический эпос «Бен-Гур», режиссерская работа в Голливуде Тимура Бекмамбетова, от ЦПШ тоже прошел ниже ожиданий. Подвижка по датам, как и предполагали эксперты, не пошла на пользу картине. Став лидером уикенда на старте, «Бен-Гур» за четыре недели проката собрал 281 107 222рублей/$4 363 336.

Недобрали и триллер/боевик «Глубоководный горизонт» от ЦПШ (сборы 70 015 751рублей/$1 103 816 за первую неделю проката на 1507 копиях) и боевик/вестерн «Великолепная семерка» (сборы за две недели проката на 1028 копиях 192'224'729 рублей/$3'075'596).

Пожалуй, меньше всего претензий у кинопоказчиков только к комедийной мелодраме «Бриджит Джонс 3» от UPI, собравшей за три недели в 900 кинотеатрах 203'480'887 рублей/$3'255'694, и к биографической драме Клинта Иствуда (Clint Eastwood) «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом в главной роли от Каро (сборы за три недели на 750 копиях 143'910'707 рублей/$2'245'097).

Также представителей кинопоказа удовлетворили сборы детской анимационной ленты «Аисты» от Каро, за две недели собравшей 197'703'683 рублей/$3'163'259. И взрослой анимационной комедии «Полный расколбас» от WDSSPR. Надо отметить, что смелый эксперимент Sony, не побоявшейся выпустить в кинотеатры анимацию с ограничением 18+, прошел успешно. Зритель позитивно на него отреагировал, и кинопоказчики остались довольны.

Из десяти российских релизов сентября только два проявили себя – комедия «Жених» от Каро и историческая костюмная драма «Дуэлянт» от WDSSPR. 

«Жених» прямо-таки порадовал представителей кинотеатров и сработал на уровне ожиданий. Заняв на старте первое место отечественного бокс-офиса, комедия Александра Незлобина с Сергеем Светлаковым в главной роли после трех недель проката остается на четвертом месте ТОП-10 с результатом 437'684'661 рублей/$7'002'955. И хотя сейчас уже очевидно, что до сборов «Самого лучшего дня» она уже не дотянет, все равно показатели впечатляющие. Так что надо согласиться, перенос даты релиза и смена названия благоприятно сказались на сборах.

Чего не скажешь про «Дуэлянта» от компании «Нон-Стоп Продакшн» и WDSSPR. Мировая премьера картины состоялась на главном киносмотре Северной Америки – кинофестивале в Торонто в программе Special Presentations. Кинопоказчики очень надеялись, что фильм Алексея Мизгирева, главные роли в котором исполнили Петр Федоров и Владимир Машков, станет событием сентября и приведет зрителя в кинотеатры. Но, к сожалению, несмотря на первое место в таблице кассовых сборов отечественного проката и поддержу IMAX, сборы (156'376'625 рублей/$2'502'026 на 1154 копиях) оказались столь разочаровывающими, что, скорее всего, роспись резко сократится. А это значит, проект не соберет и трети прогнозируемых сборов. Ни продюсерам, ни прокатчику не удалось убедить зрителя прийти в кинотеатры на первый уикенд, потому что, по нашему мнению, проект вообще не был спозиционирован. Если посмотреть на профайлы фильма на ведущих отечественных киноресурсах, то можно увидеть, что жанр картины варьируется от драмы до приключенческого триллера, что само по себе странно для высокобюджетного проекта. И как следствие, не сформулированное позиционирование сделало невозможным дальнейшее системное продвижение. А та малая часть аудитории, которая пришла на фильм, не сформировала сарафан, что естественно, так как бессмысленно ожидать, что зритель сам собой исправит ошибки маркетинга.

За счет низкой посещаемости «Дуэлянта» последняя неделя сентября оказалась совершенно провальной. Вместе с тем наши респонденты отмечают общую тенденцию к уменьшению прибыльности кинотеатров. Заметно упала покупательская способность зрителя, который выбирает дешевые утренние сеансы, или же ходит в будни. Для того чтобы удержать аудиторию, кинотеатры вступают в жестокую конкурентную борьбу, снижая цены на билеты, устраивая всевозможные акции. Речь идет о выживании.

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,57, в кинопоказе — 7,07
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,84, в кинопоказе — 7,05

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)

Цифры прогноза на октябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов разнятся на полбалла и достаточно высоки. Дистрибьюторы более оптимистичны и отмечают, что количество и качество фильмов должны привлечь в кинотеатры больше зрителей. В октябре на каждый уикенд приходится по одному потенциальному блокбастеру плюс пара-тройка тёмных лошадок.

Самые сильные проекты выходят в начале и конце месяца.

В первую очередь наши респонденты отметили новую режиссерскую работу Тима Бертона (Tim Burton) «Дом странных детей Мисс Перегрин» от Фокса. Лента уже стала лидером кинопроката в США и Канаде за уикенд с 30 сентября по 2 октября 2016 года с показателем $28,500,000 при бюджете - $110 млн. В России, судя по результатам четверга (около 56 млн. рублей), она также несомненно займет первую строчку рейтинга. 

И еще один ожидаемый блокбастер, превью показы которого начнутся с 28 октября - фантастический экшен «Доктор Стрэндж» с Бенедиктом Камбербэтчем (Benedict Cumberbatch) и Тильдой Суинтон (Tilda Swinton) в главных ролях от WDSSPR. Он формально выходит в ноябре, когда мы и сможем оценить его результаты.

Кроме того, кинопоказчики ждут экшен/триллер «Инферно», с Томом Хэнском в главной роли, от WDSSPR. Это экранизация очередного романа американского писателя Дэна Брауна, опубликованного в 2013 году, которая повествует о дальнейших приключениях профессора Лэнгдона, появившегося в книгах и фильмах «Код да Винчи», «Ангелы и демоны».
Напомним, что «Код да Винчи» вышел в 2006 году, прокатывался дистрибьюционной компанией «Каскад» и собрал $11 340 000. «Ангелы и демоны» в мае 2009 выпускала уже BVSPR, и собрали они за пять недель проката $13 598 187/337 164 000 рублей.

Эксперты ожидают неплохих результатов от продолжения знаменитой франшизы в жанре «найденной пленки», ужастика «Ведьма из Блэр: Новая глава» от Вольги. Первая часть «Ведьма их Блэр: Курсовая с того света» была микробюджетным фильмом ужасов, сделанным всего за $22 тыс., премьера которого состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в 1999 г. Мировые сборы в итоге составили $248 млн. На волне столь оглушительного успеха годом позже вышла вторая часть, которая была уже больше похожа на традиционный ужастик, и финансовые показатели гораздо скромнее – сборы составили 47 млн. долларов при общих затратах на съемку и продвижение проекта в 40 млн. И вот много лет спустя на экраны мира выходит третья часть франшизы, съемки фильма проходили в Канаде в обстановке тотальной секретности.

И единственный семейный проект месяца – анимационные «Тролли» от Фокса. 

С октября начинается сезон российского кино. На экранах все больше картин для широкого зрителя, большее разнообразие жанров, помимо Мульта в кино, 11 отечественных релизов.

Ограниченным прокатом выходят только два фильма: трагикомедия Веры Сторожевой «Дом со всеми неудобствами» от Мосфильм-мастера и документальный мировой хит Виталия Манского «В лучах солнца» от Кино без границ.

Средним тиражом выпускаются прогремевшие на фестивалях: триллер «Коллектор» от WDSSPR и драма «Ученик» от Вольги. А также драма «Москва, я терплю тебя», семейное кино «Опасные каникулы» и драма «Осенью 41-го» от Люксора.

Три фильма в октябре предназначены для широкого проката: романтическая комедия «Держи удар, детка!» от Каропроката, комедия «Суперплохие» от Парадиза, анимационный «Синдбад. Пираты семи штормов» от Нашего кино.

И самый ожидаемый отечественный блокбастер месяца - «Ледокол» Николая Хомерики от компании Профит и Нашего кино. Кинопоказчики надеются, что жанр фильм-катастрофа, а также опыт продвижения подобного кино продюсером привлекут в кино зрителей. О подробностях продвижения картины: работе с целевой аудиторией, информировании кинотеатров и зрителей, особенностях подачи материала в социальных сетях, участии в специальных мероприятиях, прямой рекламе и многом другом порталу «ПрофиСинема» подробно рассказала в эксклюзивном интервью PR-директор компании Профит Ксения Сухнева

Наши респонденты считают, что с октября ситуация должна измениться и осень-зима станут более прибыльными. Кроме того открывается сезон российского кино. По крайней мере будет лучше, чем в сентябре. 

Значение рейтинга сентября в кинопроизводстве — 5,08
Значение рейтинга августа в кинопроизводстве — 5 

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство)

Продюсеры практически не изменили оценки с августа. Конец лета – начало осени – это пора завершения съемочных периодов. Но каких- либо объективных факторов для активизации кинопроцесса пока не наблюдается. Разве что завершение конкурсов Минкультуры по распределению бюджетных средств, итоги которых подведены в августе. В этом году получили поддержку 26 дебютных проектов, что по сравнению с прошлым годом (было всего 4 дебюта) – прорыв. 

Надежды, питаемые оживлением в прокате российского кино осенью, в связи с результатами «Дуэлянта» несколько поубавились. Что еще будет с «Ледоколом»? Новогодняя битва в этом году тоже не сулит триумфа российского кино. А пока эксперты, путешествующие по южным землям нашего отечества, с грустью констатируют, что в глубинке никто российское кино не смотрит и не ждет, потому что оно сильно проигрывает в количестве и качестве как самих фильмов, так и рекламной поддержки.

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,17
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,21

Сфера деятельности

Индекс августа

Август  прогноз на 1-3 месяца

Индекс сентября

Сентябрь прогноз на 1-3 месяца

Кинопроизводство

5

5,21

5,08

5,17

Дистрибьюция

7,32

6,84

6,76

7,57

Кинопоказ

7,5

7,05

5,61

7,07

Индекс ПрофиСинема  (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

6,52

6,31

5,77

6,59

Индекс ПрофиСинема в сентябре — 5,77
Индекс ПрофиСинема в августе — 6,52

Индекс ПрофиСинема

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в сентябре 2016 ниже августовского показателя и составляет 5,77 (почти «Удовлетворительно» по десятибалльной шкале). Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали. Показатель сентября 2016 года соответствует среднемесячному показателю этого месяца за последние пять лет. 

Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в сентябре — 6,59
Прогнозный индекс августа на 1-3 месяца в августе — 6,31

Прогнозное значение на октябрь у экспертов по всем направлениям выше текущего.

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2015 года было несколько ниже текущего и составляло 5,48 балла. Эксперты надеялись, что самый слабый за последние шесть лет август будет уравновешен сентябрем. Но, к сожалению, первый месяц осени подтвердил свою многолетнюю репутацию худшего месяца года. В 2015 году осень началась в августе, и результаты сентября были сопоставимы с августовскими. Для многих кинотеатров ситуация в начале осени оказалась очень серьезной - еще хуже, чем в августе, и по факту оценки наших респондентов оказались еще ниже.
Как и в августе 2015-го, однозначных фаворитов в сентябре у кинопоказчиков не было. И ожидания от репертуара в целом более или менее оправдались. Но, скорее менее.
Представители кинопоказа назвали несколько проектов сентября, собравших кассу месяца. В первую очередь фантастический боевик «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём» от Фокса. Триллер/боевик «Перевозчик: Наследие» от ЦПШ, перезапуск франшизы «Перевозчик» продюсера Люка Бессона, сделанный в копродукции с Китаем выбыл из десятки лидеров через три недели проката. Схожая картина и у боевика «Хитмэн: Агент 47» от Фокса, киноадаптации серии видеоигр Hitman о наёмном убийце Агенте 47, режиссёра Александра Баха.
К концу месяца несколько улучшил грустную ситуацию сентября драматический триллер «Эверест» от UPI. Две недели, оставаясь на первой строчке, фильм оставлял за собой значительную долю сборов от ТОП-10 российского бокс-офиса.
Что касается отечественных релизов, то в сентябре 2015 их вышло одиннадцать. Шесть ограниченным прокатом. А пять средним - 400-800 копий. Но только про одну картину можно было сказать, что она окупилась в прокате - хоррор «Пиковая дама: Черный обряд» от Вольги. При бюджете 45 млн. рублей фильм собрал почти 140 млн. рублей и около 650 тысяч зрителей, стартовав на 830 копиях с второго места российского бокс-офиса.
Остальные три, хоть и отметились в ТОП-10 российского бокс-офиса, не покрыли кассовыми сборами даже производственных затрат.
От сентября 2015 наши эксперты ничего и не ждали. Первый месяц осени - сложный для кинобизнеса период. Он прошел еще хуже, чем август. Но на уровне сентябрей предыдущих лет. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2014 года было ниже текущего и составляло 5,5 балла. Месяц, как ожидалось, оказался абсолютно безликий и неинтересный. Во второй половине месяца ситуация несколько улучшилась, но все равно сентябрь 2014 стал худшим месяцем года.
Как и предполагали эксперты в области кинопоказа, единственным сколько-нибудь крупным релизом, который мог претендовать на звание блокбастера в сентябре, стал фантастический триллер «Люси»Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон и Морганом Фриманом в главных ролях от UPI. Вторым релизом, спасшим сентябрь 2014, стал фантастический экшен «Бегущий в лабиринте» от Фокса.
Все остальные релизы, на которые надеялись кинопоказчики, показали удручающие результаты и совершенно разочаровали наших респондентов.
Из подавляющего большинства российских фильмов, вышедших в сентябре 2014 года в ограниченный прокат, только драма «Класс коррекции» от Фокса режиссера Ивана И. Твердовского попала ТОП-10 российского бокс-офиса на первой неделе на десятое место.
В целом сентябрь оказался очень слабым, особенно первая половина месяца. Эксперты отмечают низкую активность аудитории с одной стороны, и небогатый пакет фильмов, - с другой. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в сентябре 2013 года было ниже текущего – 5,56 балла. В целом сентябрь, как всегда слабый месяц, и это было абсолютно ожидаемо, поскольку в отсутствие сильных релизов в связи с окончанием сезона отпусков и началом учебного года зритель неохотно идет в кино. Еще один очень важный момент отметили наши эксперты: в сентябре 2013 года практически не было релизов на пленке. Цифра окончательно и бесповоротно пришла в кинопоказ.
Главные ожидания прокатчиков и показчиков в сентябре 2013 года были связаны с «Риддиком» от ЦПШ, третьим в серии фильмов о космическом преступнике Риддике, с Вином Дизелем в главной роли. Но результаты разочаровали кинопоказчиков и блокбастером не стал даже он.
В остальном, по мнению экспертов, большое количество фильмов носило характер проходных сиквелов.
Отлично сработавшие в Штатах «Два ствола» и «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» от WDSSPR показали результаты ниже ожиданий
Что касается российских фильмов, то в сентябре их вышло не многим больше, чем августе – четыре и ни один не стал ни лидером проката, ни сколько-нибудь заметным явлением.
Сентябрь для многих кинотеатров – мертвый сезон. Прокатчики ставят слабые фильмы. Ни один из них не стал блокбастером. Многие из тех, кто занимал первую строчку бокс-офиса, попадали туда «на безрыбье».

Значение Индекса «ПрофиСинема» сентября 2012 было ниже текущего значения и составляло 5,3 балла. Тогда эксперты оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
В оценках сентября 2012 года дистрибьюторы и кинопоказчики, существенно снизив показатели относительно прогноза, отразили провальность этого месяца для кинобизнеса. Хотя в прогнозе была надежда, что он будет не хуже августа. В сентябре все идут в школу, покупают учебники, поэтому начало месяца, как всегда, просело. В связи с этим и релизы, на которые все рассчитывали, не оправдали себя по сборам. В сентябре 2012 года не было 3D кино, что тоже отрицательно отразилось на бокс-офисе.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с перезапущенной франшизой шпионского боевика «Эволюция Борна» от UPI. Хоть и показавшей неплохие результаты в первый уикенд, но не оправдавшей надежды. А также еще одной франшизой с всенародно любимой «русской» американской актрисой Миллой Йовович «Обитель зла: возмездие 3D» от WDSSPR. К сожалению, «Обитель зла» не «вытянула» кинотеатры, хотя работала неплохо. Один фильм не смог спасти ситуацию. 

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен),  Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа),  Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies и Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Владимир Бузов (Продюсерский центр АРТ-Лидер), Елена Гликман(Телесто), Петр Ануров (Кинослово).
Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Инна Слаповская (Ленфильм), Павел Бартяев (независимый эксперт), Ольга Баронина (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (Megogo Distribution), Наталья Шпилькина (Megogo Distribution), Ольга Скрипачева (Megogo Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж), Андрей Селькин (25 этаж).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курский Филиал Госфильмофонда России), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Геннадий Ходос (сеть кинотеатров Киномакс), Константин Терехов (Магия кино), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Кристина Варламова (кинотеатр «Мираж синема», Санкт-Петербург), Наталья Болдина (кинотеатр «Космос», Оренбург), Павел Максимов (кинотеатр «Пирамида», Волгоград), Татьяна Тарасенкова (кинотеатр «Пирамида», П-Камчатский), Надежда Быстрова (кинотеатр «Невский Синема», Санкт-Петербург).

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама