Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 января 2019 14:40

Декабрьский Индекс ПрофиСинема 2018: касса нашлась, а осадок остался

Декабрьский Индекс ПрофиСинема 2018: касса нашлась, а осадок остался

В декабре 2018 года значение Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема незначительно ниже прогноза. Эксперты отмечают, что результаты в основном соответствуют ожиданиям. От января 2019 кинопоказчики ждут большего.

Значение индекса декабря в дистрибьюции — 7,95 (прогноз на декабрь — 8,05) 
Значение индекса декабря в кинопоказе — 8,00 (прогноз на декабрь — 8,04) 

Индекс ПрофиСинема - Дистрибьюция

В прогнозах эксперты Индекса ПрофиСинема выражали надежду на то, что декабрьская касса должна поправить положение и выровнять годовой бокс-офис. Отчасти их ожидания оправдались.
Как и предполагали наши респонденты, американские блокбастеры, сдвинутые на первую половину декабря, не смогли полностью реализовать свой потенциал. Согласно цифрам системы ЕАИС, на 9 января только одному релизу удалось привлечь почти 4 млн. зрителей и преодолеть отметку в 1 млрд. рублей - фантастическому экшену «Аквамен» от Каро Премьер.

Анимационный «Гринч» от UPI, для которого 13 декабря стало единственной приемлемой датой релиза в силу специфики киносмотрения в России и темы фильма, несмотря на слабый старт, в праздники раскачался и собрал 850 млн. рублей (ЕАИС на 9.01).Интересно, что после Нового года «Гринч» собрал 402 млн. рублей (что практически равно его сборам за весь декабрь!).

Из оставшихся четырех американских релизов первой половины декабря, три - фантастические «Хроники хищных городов», приключенческий «Щелкунчик и Четыре королевства» и фантастический экшен, спин-офф франшизных «Трансформеров», «Бамблби» от ЦПШ – имеют в своей копилке +/- 500 млн. рублей и только анимационный «Человек-паук: Через вселенные» от WDSSPR не смог дотянуть до этой суммы.

Вышедшая 20 декабря отечественная комедия «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел» от Каропроката, киновариант сериала от ТНТ с Александром Петровым в главной роли, сработала лучше ожиданий. Вопреки сомнениям части экспертного сообщества, комедия за первые 10 дней проката собрала 682 млн. рублей (2,6 млн. зрителей). За первую декаду 2019 года сборы перевалили за 1,4 млрд. рублей и, вероятнее всего, картина преодолеет планку в 1,5 млрд. рублей.

Расчистка дат пошла на пользу отечественным релизам. 27 декабря остались практически без конкурентов «Ёлки. Последние» от Базелевса. Окончанию франшизы (во всяком случае, создатели утверждают, что продолжения не будет, но кто знает), удалось за первые четыре дня проката собрать более 200 млн. рублей, и, судя по динамике, финальный результат будет на уровне предыдущих частей.
 В декабре 2010 года оригинальные «Ёлки» собрали 700.941.983 рублей/$22.794.861.
«Ёлки 2» в декабре 2011 года - 836.639.379 рублей/$26.350.847
«Ёлки 3» в декабре 2013 года - 1.245.402.126 рублей/$38.027.546
«Ёлки 1914» в декабре 2014 года - 703.910.827 рублей/$13.344.281
«Ёлки 5» в декабре 2016 - 777.939.834 рублей
«Ёлки новые», шестая часть, в декабре 2017 - 910.368.390 рублей.

Также 27 декабря стартовали очередные анимационные «Три богатыря и Наследница престола» от Нашего кино. Предыдущая, восьмая часть «Три богатыря и принцесса Египта» вышла в конце декабря 2017 года и собрала 805.221.237 руб./$14.226.524 (на уровне стартовавших в январе 2017 года «Трех богатырей и Морского царя» - 802.374.282 руб.). За первые дни проката «Три богатыря и Наследница престола» собрали около 95 млн. рублей, что соответствует сборам предыдущих частей. Как правило, анимационные истории про богатырей работают долго, и финальные результаты будут понятны только к концу января.
Напомним, что предыдущие части становились рекордсменами: «Три богатыря: Ход конем», вышедший в прокат 1 января 2015 года, остается самым кассовым российским анимационным фильмом со сборами 953.313.705 рублей. Прежний рекорд принадлежал предыдущему фильму богатырской франшизы – «Три богатыря на дальних берегах», который вышел в прокат 27 декабря 2012 года и собрал 943.833.174 рублей.

Ожидания от декабря у кинопоказчиков и дистрибьюторов были достаточно высокими, и, судя по комментариям, месяц не разочаровал экспертов. Посещаемость кинотеатров остается на уровне ноября или даже немного повысилась (обычно перед новогодними праздниками посещаемость немного проседает). Вместе с тем, эксперты отмечают, что расчистка дат не позволила всем релизам сработать в полной мере.

Прогнозный индекс декабря на 1-3 месяца в дистрибьюции — 8,00
Прогнозный индекс декабря на 1-3 месяца в кинопоказе — 8,67

Индекс ПрофиСинема - кинопоказ

Первая половина января также остается за отечественными релизами, как вышедшими в конце декабря, так и стартующими с началом года. Стараниями Минкульта отечественного зрителя с 1 января сажают на военно – патриотическую диету.

1 января 2019 года в прокат вышло «патриотическое фэнтези» о войне (как ее позиционируют создатели), военная драма «Т-34» от ЦПШ. Очевидно, что при практически полном отсутствии конкурентов и максимальной поддержке крупнейшего государственного телехолдинга, зрителей на фильм привести удастся. Будут ли результаты столь же впечатляющими, как у главного релиза прошлого года «Движение вверх»? Здесь есть определенные сомнения. По данным ЕАИС на 9 января фильм уже собрал 1,340 млрд. рублей (3,7 млн. зрителей).

Что касается более традиционных новогодних детских и семейных релизов, то 1 января стартовала анимационная «Снежная Королева: Зазеркалье» от ЦПШ. У нее, в отличие от «Т-34», серьезное конкурентное окружение: вышедшие в конце декабря «Три богатыря и Наследница престола» от Нашего кино и продолжающий работать «Гринч». Кроме того, 3 января WDSSPR выпустил в широкий прокат продолжение классической картины студии Disney «Мэри Поппинс возвращается». 10 января в широкий прокат выходит анимационный приключенческий фильм «Тайна семьи монстров» от Кинологистики.

24 января стартует проигравшая битву за новогодние даты и сдвинутая с конца декабря «Бабушка лёгкого поведения 2. Престарелые мстители». Напомним, что первая часть «Бабушка легкого поведения» вышла в прокат в августе 2017 года и собрала тогда 348 млн. рублей.

И в самом конце месяца 31 января UPI выпускает к тематической дате военную драму «Спасти Ленинград», которую эксперты оценивают как перспективную с точки зрения бокс-офиса.

В январе очевидно будут дорабатывать декабрьские релизы. Эксперты Индекса ПрофиСинема надеются, что разнообразный репертуар января позволит добиться хороших показателей по сборам и посещаемости, а чиновники Минкульта, что, по факту расчищенный от иностранных релизов, январь позволит показать красивую статистику по доле в начале года. Насколько желания экспертов и чиновников не противоречат друг другу покажет время и Индекс ПрофиСинема.

Значение рейтинга декабря в кинопроизводстве — 4,91
Значение рейтинга ноября в кинопроизводстве — 4,87

Индекс ПрофиСинема - Кинопроизводство

Продюсеры начали снижать оценки, как текущие, так и прогнозные. Более того, многие наши респонденты в течение длительного времени не повышают значений, потому что на протяжении нескольких лет ситуация принципиально не меняется. Эксперты считают, что  качественные и количественные показатели реально не увеличиваются, хотя в этом году руководители отрасли вдруг стали умиляться мифической динамике роста доли отечественных картин в кинотеатральном прокате - лукавое стремление выдать желаемое за действительное (но зачем тогда на таком «взлете» отправлять в отставку успешного топ менеджера Фонда кино, при котором, по оценке Минкульта, и произошел «прорыв»?).
Каждый год мы наблюдаем примерно одну и туже картину. Три - четыре фильма действительно собирают большое число зрителей и внушительный бокс-офис. Они-то и поднимают среднее значение «доли». Но в этом нет «отраслевого прорыва», просто у этих проектов больше рекламные бюджеты, медийные и административные ресурсы. Для основной же части кинокомпаний и продюсеров, не относящихся к «лидерам» производства, в этом году так и не появилось возможности в равных конкурентных бизнес  условиях не только произвести, но даже  поставить в нормальный прокат свои  уже снятые картины.
На протяжении многих лет в профессиональном сообществе с переменным успехом обсуждаются те или иные инициативы о необходимости на государственном уровне защитить отечественный кинематограф, приняв пакет конкретных экономических протекционистских мер и механизмов на законодательном уровне. Но дальше разговоров дело не идет.  Сейчас, на фоне только что отзвучавшего заседания президентского Совета по культуре, чиновники вновь бросились обсуждать протекционистские меры для развития отрасли, но похоже, как это было уже неоднократно, разговоры скоро затихнут.
Год назад, в декабре 2017 на Х съезде Союза кинематографистов был представлен проект Программы импортозамещения в кинематографе, подготовленный рабочей группой всех гильдий Союза кинематографистов. Появилась надежда, что в 2018 году могут быть приняты какие-то практические шаги к реальному (а не теоретическому) улучшению ситуации в отрасли.Но со стороны чиновников Минкульта, проект Программы остался незамеченным.

Прогнозный индекс декабря на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,78
Прогнозный индекс ноября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,9

Сфера деятельности

Индекс
Ноября

Ноябрь
прогноз
на 1-3
месяца

Индекс
Декабря

Декабрь
прогноз
на 1-3 
месяца

Кинопроизводство

4,87

4,96

4,91

4,78

Дистрибьюция

7,42

8,05

7,95

8,00

Кинопоказ

7,38

8,04

8,00

8,67

Индекс ПрофиСинема  
(предпринимательских настроений в киноиндустрии)   

6,52

6,97

6,88

7,06

Индекс ПрофиСинема в декабре — 6,88
Индекс ПрофиСинема в ноябре — 6,52

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в декабре 2018 года выше ноябрьского значения и составляет 6,88 (почти «Хорошо») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц практически так, как прогнозировали.

Прогнозный индекс декабре на 1-3 месяца — 7,06
Прогнозный индекс ноября на 1-3 месяца — 6,97

Индекс ПрофиСинема

Прогнозное значение на январь 2019 года у продюсеров снизилось, ожидания дистрибьюторов равны декабрьским, а кинопоказчики полны оптимизма.

История наблюдений

Интересно, что значение Индекса ПрофиСинема в декабре 2017 года было на полбалла ниже текущего и составляло 6,36. Первая половина декабря выдалась вообще хуже некуда. А релизы второй половины по большей части не оправдали ожиданий экспертов. Несмотря на то, что репертуар в целом был хороший, зритель весьма неохотно шел в кино, предпочитая походы за подарками и новогодние корпоративы. Несколько спасли ситуацию фильмы, вышедшие на последней неделе.
Самым большим разочарованием месяца стал самый ожидаемый релиз – фантастический экшен «Звёздные Войны: Последние джедаи» от WDSSPR.
Главными релизами декабря 2017 года можно смело назвать российские фильмы. 
В первую очередь это спортивная драма «Движение вверх» от студии ТриТэ и ЦПШ. 
И две хорошо знакомые зрителям франшизы: комедия «Ёлки новые» – шестая часть одноименной серии, производимой и прокатываемой Базелевсом и анимационная комедия «Три богатыря и принцесса Египта» от Нашего кино, восьмая часть богатырской франшизы.
По мнению экспертов, декабрь 2017 года прошел как обычно плохо. Кинопоказчики остались недовольны результатами.

Значение Индекса «ПрофиСинема» в декабре 2016 года было ниже текущего и составляло 6,35. Цифры прогноза на декабрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов были высоки, но по факту практически все проекты декабря не добрали, и результаты месяца оказались настолько слабыми, что наши респонденты снизили оценки. Вообще, декабрь 2016 года оказался очень сложным для кинопоказа. Какого-то одного безусловного лидера не было. А те проекты, на которые делались ставки, не оправдали ожиданий. Анимационная семейная «Моана» от WDSSPR, пожалуй, единственный фильм декабря, к которому у кинопоказчиков не было претензий. 
К сожалению, самыми разочаровывающими оказались результаты фантастического экшена «Изгой-Один. Звёздные Войны: Истории» от WDSSPR. Наши респонденты еще в прогнозе высказывали опасения, и было понятно с самого начала, что эта часть не соберет, как предыдущая (немного другая история, и аудитория у нее меньше). 1,5 млрд рублей кассовых сборов никто не ждал. Но то, что фильм настолько просядет, оказалось сюрпризом для всех.
Самым ожидаемым российским проектом декабря стал «Викинг» от ЦПШ - масштабная историческая драма с бюджетом 1,25 млрд. рублей. «Викинг» предсказуемо стал лидером проката на старте и установил ряд рекордов. 
Декабрь прошел очень тяжело. Общие валовые сборы фильмов  были невысокие, зрителей в кинотеатрах ближе к Новому году, как всегда, становилось все меньше и меньше. Новогодней битвы как таковой не случилось. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в декабре 2015 года было также ниже текущего и составляло 6,34 балла, что объективно являлось очень низким показателем. Экономический кризис начал особенно явно ощущаться перед новогодними праздниками. 
Декабрь оказался провальным, некоторыми экспертами отмечался спад посещаемости кинотеатров. Особенно плохо было в начале месяца, но с 17 декабря волна фанатов «Звездных войн» стала раскачивать прокат, однако валовые кассовые сборы в этот период по сравнению  с прошлым годом  все равно были ниже. 
Все остальные проекты декабря сработали хуже ожиданий.
Плохие показатели и у нескольких проектов для детей в декабре: анимационные «Снупи и мелочь пузатая в кино» от Фокса и «Маленький принц» от Вольги вообще не порадовали кинотеатры.
Самым ожидаемым российским фильмом декабря 2015 года была караоке-комедия Жоры Крыжовникова «Самый лучший день» от Базелевса, амбициозно представленная на Кинорынке режиссером, который наглядно, в цифрах, показал ожидания от фильма потенциальной целевой аудитории на уровне «Горько». Однако, то ли респонденты отвечали не на те вопросы, то ли продюсеры выдавали желаемое за действительное, но у кинотеатров оказалась другая статистика. Кроме того, «Страна чудес» от WDSSPR, вышедшая через неделю с бОльшим объемом рекламы, оттянула на себя часть зрителей.
Декабрь 2015 года оказался слабым и не оправдал ожиданий экспертов. Кассовые сборы по сравнению  с 2014 годом  ниже, людей в кинотеатрах меньше. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в декабре 2014 года было ниже текущего и составляло 6,69. Представители всех экспертных групп оценили месяц ниже, чем прогнозировали. 
В декабре 2014 года сложилось так, что фактически работал один блокбастер - «Хоббит: Битва пяти воинств» от Каро. Сначала не вышел «Джон Уик» от Веста – потенциальный лидер уикенда. Потом началась чехарда с курсом валют. А после 25 декабря – католического Рождества – про кино вообще все забыли и начали готовиться к новогодним праздникам и предстоящему затяжному кризису. 
Заключительная часть кинотрилогии Питера Джексона «Хоббит: Битва пяти воинств» от Каро вышла на втором уикенде почти на 2400 экранах. И в первую очередь она и спасла месяц, И продолжила работать в январе, несмотря на Новогоднюю битву. 
Остальные проекты декабря, особенно это касается анимации, по мнению экспертов в области кинопоказа, отработали ниже, чем ожидалось: начиная с ноябрьского релиза «Пингвины Мадагаскара» производства DreamWorks Animation, от Фокса, и заканчивая «Феями: Легенда о чудовище» от WDSSPR – собирали зрителей только в выходные. 
В декабре 2014 года из восьми российских широкого проката в начале декабря, ни один не впечатлил кинопоказчиков.
Как отмечают наши эксперты, из двух комедий, вышедших 25 декабря, «Елки 1914» от Базелевса пошла лучше, чем «Мамы 3», производства компании Enjoy Movies, от ЦПШ. 
В целом декабрь 2014 года оставил удручающее впечатление, не оправдав многих ожиданий. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в декабре 2013 года было также ниже текущего – 6,68. Кинопоказчики и дистрибьюторы оценили месяц почти на бал ниже, чем прогнозировали. Декабрь 2013 года совершенно разочаровал экспертов. Первые три недели посещаемость кинотеатров была невероятно низкой. Наши респонденты ожидали, что декабрь будет хуже ноября, но чтобы настолько!
Два фильма порадовали своими сборами: анимационное «Холодное сердце» от WDSSPR и «Хоббит: Пустошь Смауга».
Что касается российских фильмов, то из 9 релизов декабря 2013 года - восемь вышли широким или супер широким прокатом.
В конце месяца стартовали ставшие уже традиционными новогодние российские франшизы «Елки 3» от Базелевса и «Иван Царевич и Серый волк 2» от Нашего кино. Первый день проката новогодней комедии «Елки 3» стал рекордным для популярной франшизы и кинокомпании Базелевс. 
Декабрь 2013 года по факту оказался гораздо слабее, чем предполагали эксперты. Первая половина месяца вообще была провальной.

Значение Индекса «ПрофиСинема» декабря 2012 года было ниже текущего значения и составляло 6,2 балла. 
Декабрь 2012 года оказался сложным. Первая половина месяца показала худшие результаты года, в очередной раз доказав, что качество киноконтента решает все. Но, возможно, как отмечали некоторые эксперты, на это повлияли морозы. Больше всех разочарованы в итогах декабря кинопоказчики. Дистрибьюторы тоже остались недовольны месяцем. Конечно, последняя декада, как всегда, радовала, но этих сборов было недостаточно для более высоких показателей. В 2011 году в этот период работали «Елки 2», «Иван Царевич и Серый Волк». В 2012 году только «Хоббит: Нежданное путешествие». Декабрь 2012 провален, и не без помощи прокатчиков.
В декабре 2012 года ни один фильм не отработал адекватно ожиданиям. Очень плохо, по мнению показчиков, завершился прокат картин «Джунгли» от Нашего кино и «Бригада: Наследник» от Каро.
Продюсеры считали, что в 2012 году система государственной поддержки зашла в тупик, и надеялись, что будут приняты решения для преодоления сложившейся ситуации. 
Больше всего в декабре 2012 года обсуждались новые структурно-управленческие вопросы. А не творческие и производственные. При этом оптимизм не покидал продюсеров, и они прогнозировали возможные прояснения в первых месяцах наступающего года. 

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс),  Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди),  Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).

Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век Фокс), Сергей Сорочкин (Люксор), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Андрей Селькин (независимый эксперт), Дмитрий Можаев (Ten Letters), Ия Лебедева (Каро), Надежда Мотина (Capella Film), Татьяна Фокина (Megogo), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика).

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Елена Полянская (кинотеатр «Олимп», Буденновск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (кинотеатр Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург, Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Константин Терехов (Магия кино), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (кинотеатр «Пирамида», П-Камчатский), Надежда Быстрова (кинотеатр «Невский Синема», Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (Каро), Галина Астафьева (Романов Синема).


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама