Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
06.08.2008 16:48:36
 

Фильм известного испанского режиссера Изабель Куаксе «Элегия» появится на экранах российских кинотеатров 7 августа. Несмотря на то, что «Элегия» - далеко не дебютная работа Куаксе в полнометражном кино, она больше известна российскому зрителю по новелле «Бастилия», вошедшей в киноальманах «Париж, я тебя люблю». Почувствовать существенную разницу между двумя киноработами пришлось МАРИИ БУЛАВИНОВОЙ

Темы одиночества и иллюзорной свободы, безвозвратно растраченного времени и неизбежности смерти звучат лейтмотивом в лентах Куаксе. Но есть и очевидные различия. Фильм «Элегия», участвовавший в конкурсной программе престижного Берлинского кинофестиваля, основан на новелле «Умирающее животное», написанной классиком американской литературы, лауреатом Пулитцеровской премии Филипом Ротом. Размышления Рота о страсти и ревности Николас Мейер переработал в сценарий, а Изабель Куаксе перевела на язык кино.

Главный герой фильма, Дэвид Кепеш (Бен Кингсли), преподает в колледже литературную критику и спит со своими привлекательными студентками – аккуратно, только после выпуска, всячески избегая возможных обвинений в сексуальном домогательстве. Сексуальные отношения с бывшими студентками становятся для него чуть ли не нормой. Одной из них удалось задержаться в его жизни на долгие двадцать лет – пожалуй, самая регулярная и продолжительная связь в его жизни: редкие свидания, никаких обязательств, никаких требований, никакого будущего. По такому же принципу Дэвид начинает параллельно строить отношения с обворожительной скромной кубинкой Консуэлой (Пенелопа Крус).

Страстный роман, визуализированный в картине несколькими тусклыми постельными сценами, порождает в Дэвиде вполне понятную ревность: тридцатилетняя разница в возрасте все-таки бросается в глаза. При этом герой с завидным упорством работает на два фронта, словно пытается доказать самому себе, что Консуэла, несмотря ни на что, ничем не отличается для него от других любовниц, число которых, по всей видимости, давно перевалило за сотню. Непонятным кажется другое: что привлекает красивую женщину в этом угасающем ловеласе? Неужели энциклопедические познания в области литературы и посредственная игра на фортепьяно?

Дэвид Кепеш верен себе и своим правилам: он не предлагает Консуэле никакого будущего, даже надежды на него, хотя желания героини очевидны. Много лет назад он оставил жену и сына, полагая, что нет ничего важнее в жизни, чем независимость. Семья и свобода – несовместимые понятия для человека, убежденного в том, что институт брака в корне устарел и пришло время свободных, ни к чему не обязывающих отношений. Словно в подтверждении его слов в фильме появляются две побочные сюжетные линии. Первая связана с другом Дэвида – Джорджем, который, сохраняя видимость семейного благополучия, черпает поэтическое вдохновение в бесчисленных любовных связях; вторая – с сыном главного героя доктором Кепеш, чьи семейные отношения ставит под угрозу его внезапная влюбленность.

Жгучее ощущение дежа-вю не покидает на протяжении всего фильма, и даже обнаженное тело именитой испанки Пенелопы Крус, удивительно часто появляющееся на экране, ситуацию нисколько не меняет. Создатели обещали показать обжигающий роман одинокого немолодого плейбоя и юной непорочной кубинки. Но обжигающий роман не обжигает, любовные страдания и ревности не трогают, и даже у непорочной красавицы, выросшей в приличной католической семье, обнаруживаются свои тайные пороки.

История сама по себе достаточно банальная и затянутая. Однако, как ни странно, почерк автора потрясающей новеллы «Бастилия» вполне ощутим. В пятиминутной новелле Изабель Куаксе умудрилась рассказать достаточно простую историю настолько эмоционально и ярко, что работы гораздо более именитых режиссеров, вошедшие в «Париж, я тебя люблю», проигрывали рядом с ней. В связи с этим стоит вспомнить о том, что Куаксе пришла в кинематограф из рекламы, где, как известно, требуется добиться максимального эффекта за минимальное время. Короткометражное кино предъявляет автору похожие требования, в то время как полный метр строится несколько по иным законам. И если пяти минут режиссеру достаточно, чтобы рассказать целую жизненную драму, нет смысла растягивать то же самое на два часа. Чехов, например, утверждавший, что «краткость – сестра таланта», на лавры Л.Н.Толстого никогда не покушался, прекрасно ощущая себя в коротком литературном метре.








Просмотров: 3502





Реклама