Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 июля 2011 16:40

Гарри Поттер в России может стать миллиардером

Гарри Поттер в России может стать миллиардером

13 июля 2011 года, на день раньше, чем в остальном мире, в российский прокат выходит «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» - восьмая и последняя часть саги о приключениях парня-волшебника. Слоган фильма обещает «Все закончится». Создатели фильма надеются, что финальная часть, в которой Гарри Поттер смог одержать победу над тёмным магом Волан-де-Мортом, станет самой кассовой за всю историю киноэпопеи. И не зря надеются. Фильм в прокате будет работать сразу в трех форматах. В привычном (2D), и в позволяющих поднимать цены на билеты (3D и кинотеатрах IMAX).



7 фильмов «поттерианы» в нашем прокате с 2002 по 2010 год собрали $89.647.834. Заключительная картина, восьмая, легко перейдет миллиардный рубеж валовых сборов. Если учесть, что в мировом прокате сборы 7 серий составляют $6,369,976,303, то лепта наших зрителей в валовые сборы весьма существенна. И потому продюсеры «Гарри Поттера…» в знак уважения к динамичному и щедрому российскому рынку выпускают последний фильм в прокат раньше, чем даже в США.
Поклонники «поттерианы», как обычно, найдут и массу несоответствий между фильмом и книгой Джоан Роулинг. Но ведь есть в мире и такие, кто не читал ни одного романа, включая и последнюю часть. Им будет особенно тяжело понять, почему Гарри (Дэниэл Рэдклифф) с Роном (Руперт Гринт) и Гермионой (Эммой Уотсон) ищут неких крестражей, почему вместо волшебной сказки на экране попытки соединить фэнтези с триллером. Требующие пояснения эпизоды вдруг начинают менять друг друга, как в детском калейдоскопе. Так, например, Гермиона превращается в Беллатрису (Хелена Бонэм Картер) и обратно. Тут же она с Роном в другом образе. Но вдруг они целуются, а зал успевает поаплодировать и вспомнить поцелуй Гарри с китаянкой Чжоу Чанг (Кэти Льюнг) из «Гарри Поттер и Орден Феникса». Создается впечатление, что все сцены с артистами нещадно порезаны.
Зато защита Хогвартса как типичная составляющая любого фильма в жанре фэнтази – «глобальная битва добра со злом», занимает основное экранное время. Режиссеру и продюсерам было жалко их сокращать, ведь понятно, что разработки Industrial Light & Magic (ILM) компьютерных программ и спецэффектов стоили миллионы долларов. Настроение поднимает лишь профессура Хогвартса, которая вместо традиционного оружия машет волшебными палочками. И Минерва (Дама Мэгги Смит) даже не скрывает собственного удовольствия, мол, давно хотела применить это заклятие по оживлению статуй. 
Общая мрачная атмосфера фильма меняется в эпилоге «Через 19 лет». Все на том же вокзале «состаренные» Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт с Эммой Уотсон и другие бывшие воспитанники волшебной школы отправляют своих детей в Хогвартс. Артисты загримированы как-то странно. Невольно ждешь подвоха и возвращения в жанр триллера.

 

Режиссер последних четырех «Гарри Поттеров…» Дэвид Йэтс инфраструктуру создания блокбастера сравнивал с большим составом.
Воспользуемся подсказкой профессионала и на прощание рассмотрим последний фильм, а заодно и весь сериал с точки зрения современного скоростного поезда. Автор этого «сапсана» учительница французского языка Джоан Роулинг. Когда читательская аудитория по обе стороны океана подсказала киностудии Warner Bros. купить права на экранизацию, миссис Дж. К. Роулинг патриотично оговорила главный пункт контракта – съемки должны проходить в Великобритании и с местными актерами. Так голливудские технологии были вынуждены обустраиваться на английском газоне. Соединение многовекового культурного наследия с традициями британской актерской школы оказалось успешным. Глаз радовали выразительные интерьеры Хогвардса и экспрессивные шотландские пейзажи. А актеры демонстрировали всему миру и чувство стиля и, что очень важно, чувство меры.
В первом вагоне VIP свои места заняла профессура Хогвартса. «Оскароносные» Дама Мэгги Смит (профессор Минерва), Эмма Томпсон (профессор Сивилла) и Джим Броудбент (профессор Гораций Слизнорт). Не отказались от удовольствия стать популярными для подрастающего поколения ведущие актеры театра и кино Алан Рикман (профессор Северус), Дэвид Тьюлис (профессор Римус Люпин), Джули Уолтерс (Молли, мама Рона) и так далее. Среди призраков, безусловно, надо выделить Гэри Олдмена (Сириус Блэк) и сэра Майкла Гэмбона (Альбус Дамблдор), который заменил после кончины Ричарда Харриса.

 

Второй вагон VIP был отдан отрицательным силам. Великолепный грим, закрывающий лицо, не мешал актерскому мастерству Рэйфа Файнса (Лорд Волан-де-Морт). Под стать ему оказалась Хелена Бонэм Картер (Беллатриса Лестрейндж) и Джейсон Айзекс (Люциус Малфой) и другие пожиратели смерти.
Дети на VIP еще не тянули, но троим были выделены особые места. Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон после первого же фильма стали звездами мирового масштаба. С учетом съемок, больше десяти лет они принадлежали не себе, а киноиндустрии. Ребята росли быстрее, чем успевали снимать новые серии. Мальчики с каждым годом теряли свое непосредственное обаяние. Невольно обращало внимание на то, что гримеры стараются спрятать на лице Дэниэла быстро зарастающую щетинку. И что взрослеющему юноше с каждой серии становится сложнее передавать главные черты характера Поттера – простоту и добродушие. Руперт же сильно подрос, и операторы вынуждены были исхитряться, чтобы не слишком была видна разница между ним (178 см) и Дэниэлом (165 см). Зато за эти годы расцвела Эмма Уотсон и даже заслужила комплимента от ведущих дизайнеров мира - «британская роза» (так называли после «Титаника» Кейт Уинслет).
За семь серий детки перебрались в группу VIP. Не столько по актерскому мастерству, сколько по графе «гонорары». У Рэдклиффа они выросли до 40 миллионов долларов за два последних фильма, у Руперта Гринта и Эммы Уотсон до $15 млн. (Конечно, тут опять нужно сделать поправку на жесткие в Великобритании налоговые законы, выплаты агентам, но детки все равно оказались богаче, чем их старшие коллеги). «Гарри Поттер и кубок огня» (2005) дал старт и другой многомиллионной звезде. В роли Седрика дебютировал в кино ныне культовый «сумеречный вампир» Роберт Паттинсон.

 

Продолжая развивать идею Дэвида Йэтса о составе, вообразим, что продюсеров в таком случае можно назвать машинистами состава, а сменяющиеся на проекте режиссеры были их помощниками.
Первые две экранизации, снятые режиссером дилогии «Один дома» Крисом Коламбусом, легко поддавались на разделение – вот герои - артисты, а вот - очередное голливудское торжество современных кинотехнологий. Изобретательство Альфонсо Куарона поклонникам побуквенной иллюстрации не слишком понравилось, и продюсеры пригласили поработать британского режиссера Майкла Ньюэлла, который постарался сохранить все самое страшное, что было у Роулинг.
Самым послушным, исполнительным оказался телевизионный профи Дэвид Йэтс. Все у него было на месте. Массовые сцены, спецэффекты, крупные планы. Часть зрителей откровенно скучали, другие искали соответствий с оригиналом. А мировые валовые кассовые сборы четырех последних фильмов радовали. Что еще нужно продюсерам для ощущения творческой победы и стабильности?
В хвосте этого промышленного состава расположим работников маркетинга. Вряд ли мы узнаем имена авторов разных плодотворных идей, но, согласитесь, поддерживать интерес к сериалу больше десятилетия способны лишь особые умы. Не будем перечислять все их приемы, но в дело идет буквально всё. Так с выходом заключительной части мир узнал о проблеме благополучного молодого актера. Дэниел Рэдклифф признался в алкогольной зависимости. Посмотрим, даст ли мужской вариант жертв ранней популярности Линдсей Лохан или Кирстен Данст ожидаемый кассовый успех.

 

Напомним, что первая серия про учеников волшебной школы в Хогвартсе у нас появилась 21 марта 2002 года, лишь спустя четыре месяца после мировой премьеры (16 ноября 2001 года). Именно тогда «Каро-Премьер» обзавелся еще одной волшебной палочкой, приносящей существенный доход. Ведь не стоит забывать о том, что все вышеупомянутые цифры обозначают валовые кассовые сборы, из которых кинотеатрам России (в этой области «Каро-Премьер» также является лидером отрасли) остается до 50%, дистрибьюторы и налоговики получают свои проценты. Так что волшебному мальчику Гарри Поттеру, его друзьям, учителям и врагам впору присваивать звания заслуженных работников российского кинопроката. 
Магия прокатных цифр (при общем бюджете Поттерианы $1,155,000,000 плюс несколько сотен миллионов на маркетинг) завораживает, и кинотеатры всегда будут отдавать предпочтения подобным эпосам, как «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Звездные воины» и прочим франшизам. Насколько же они действительно являются прибыльными для их создателей – вопрос сложный, если не сказать болезненный, как утверждает в своем исследовании Эдвард Эпштейн «Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия» (издательство Альпина Паблишерз, 2011).
И даже если франшиза после аудита окажется не столь прибыльной, главное она уже совершила. Миссис Джоан Роулинг заставила читать миллионы детей во всем мире (и часто на языке оригинала) и дала работу не одной сотне своих соотечественников. 
Ну и, повторюсь, в России на «Гарри Потере…» развивалась индустрия кинопоказа – в кинозалы пришли дети, которые выросли вместе со своими героями.
Автор:
Вита Рамм

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Франшиза Гарри Поттер

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама