Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 июня 2012 13:54

«Все ушли…»: Уходящая натура

«Все ушли…»: Уходящая натура

На 34-ом Московском международном кинофестивале в рамках конкурсной программы «Перспективы» состоялась мировая премьера фильма Георгия Параджанова «Все ушли…». Поэтическое киноэссе cпродюсировала российский продюсер Екатерина Филиппова (Atlantic Film Company) при поддержке Министерства культуры России. В производстве картины также принимали участие Грузия и Чехия.

кадр из фильма "Все ушли"

«Это большое культурное событие в фестивальной жизни» - сказал куратор программы, киновед Петр Шепотинник. И нельзя с ним не согласиться, потому что фильм снимался в столице Грузии, а главные роли играли звезды грузинского, а заодно и советского кинематографа Автандил Махарадзе, Зураб Кипшидзе, Михаил Гомиашвили.

кадр из фильма "Все ушли", Зураб Кипшидзе 

Наравне с ними героем фильма является и Город. Кинокамера Сергея Мачильского, казалось бы, произвольно бродит по старым улочкам и, возрождает из плена времени жизнь далекого прошлого. Ощущение достоверности в милых и густо населенных двориках, их изобразительная красота – суть тонкой совместной работы оператора, художника-постановщика Юрия Григоровича и звукорежиссера Кирилла Василенко. Продюсер Екатерина Филиппова обеспечила съемочный процесс лучшими профессионалами.

кадр из фильма "Все ушли"

Тбилиси – не как столица республики, а как община, где все у всех проходит на виду. И где, например, бабушка – красавица Лали Бадурашвили - которой приснился плохой сон, совершенно не беспокоясь, может утром босоногой пробежать по улице, едва набросив халат на ночную рубашку к волшебнице Нине (Медея Лордкипанидзе). Бабушка бежит спасать свою семью, потому что только Нина может приостановить ночное пророчество, закрыв его в бутылке. Но, увы, и закрытый сон не спас дедушку – колоритный Михаил Гомиашвили - от смерти. Но он успевает, изнывая от жары, искупаться в фонтане, побывать в своей лавке, каждый день посещать парикмахера, пококетничать с некоей девицей, помучить свою жену и вдоволь пообщаться с половиной города. Из будней и мелочей складывается жизнь в домах старого Тбилиси.

Георгий Параджанов смешивает свои собственные сны о детстве с реальностью, но разбираться, где в фильме правда, а где его фантазия – вовсе необязательно. Перед зрителем проходит череда сценок, смешных и грустных и, что очень важно, напоминающих великое грузинское советское кино.

Кадр из фильма "Все ушли"
 

И потому юная пионервожатая из детского санатория кажется давней знакомой. И во время свадьбы маленького Чарли (Евгений Елсуков) со статной девицей так желанно звучит народная застольная и хочется, чтобы режиссер еще чуть-чуть продлил красоту мужского многоголосья.

Но режиссер отдает предпочтения другим эпизодам и в этой мозаике не все равноценно для восприятия зрителя. Например, своим поступкам в детстве Георгий Параджанов уделяет больше времени, чем они того заслуживают, и тогда останавливается ритм, а фильм начинает тонуть в лишних подробностях в стилистике «Ералаша». Как, например, долгое кривляние перед монашками – чистильщицами серебра или первый сексуальный жест – прикосновение к сумасшедшей. Сэкономив время за их счет, можно было увеличить количество эпизодов с главной звездой фильма – Автандилом Махарадзе (голубятник Циса). Годы звезду кинофильма «Покаяние» отшлифовали до библейской красоты и мудрости. Одно только присутствие в кадре актера способно придать эпизоду дополнительную глубину и смысл. Как это достигается? Автандил Махарадзе поделился своим секретом работы над ролью. Читайте об этом в интервью, которое появится на нашем портале завтра.

кадр из фильма "Все ушли", актер Автандил Махарадзе

Возвращаясь к проблемным сторонам фильма, надо сказать и о том, что сценарий был написан 17 лет назад. И в те годы он прекрасно вписался бы в популярный еще тогда стиль советского поэтического кино. Сегодня подобная кинопоэзия и неспешность повествования, в окружении рекламно-клиповых и компьютерных продуктах, уже смотрится как милое ретро. Словно в современное метро вошла бы барышня в классическом платье от Диор и в шляпке. И во время просмотра думаешь о том, что сейчас таких шляпок уже не носят.

кадр из фильма "Все ушли"

Но в финале alter ego режиссера – Зураб Кипшидзе - взбирается на гору и капли дождя на его прекрасном и столь знакомом лице смешивается с его слезами. А сквозь этот дождь, а затем и в ночных огнях, проявляется величественная панорама Тбилиси и тут отчего-то начинает сильно щемить сердце. И начинаешь чувствовать благодарность автору за попытку восстановить былое, хотя бы на 120 минут экранного времени...

Не могу не выразить еще одну благодарность. Лично от себя. Режиссер, обладатель громкой для кинематографа фамилии, писал о своем детстве и избежал соблазна явить нам своего знаменитого дядю. Так что спасибо за мудрое самоограничение.
кадр из фильма "Все ушли"
Автор:
Вита Рамм

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама