Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 июля 2013 12:04

Стыд как причина для успеха

Стыд как причина для успеха

4 июля 2013 года, на 48 МКФ в Карловы Варах состоится показ фильма Юсупа Разыкова «Стыд» по сценарию Екатерины Мавроматис. Продюсеры Владимир Малышев, Андрей Малышев (кинокомпании «Культурные Инициативы»). В фильме снимались Мария Семенова, Хельга Филиппова, Елена Коробейникова, Анна Беленькая, Роман Курцын, Иван Рыжиков, Лариса Маршалова и другие.

Интересно, как в летнюю погоду подействует на жюри и зрителей зимние пейзажи Мурманской области в далеком северном поселке Лиинахамари, расположенном вблизи от границы с Норвегией?

кадр из фильма "Стыд"

Я надеюсь, что собравшиеся на фестиваль, оценят суровую красоту природы, благодаря выразительным съемкам оператора Юрия Михайлишина. И также надеюсь, что в благополучной Европе поймут жизнь и поступки жен подводников, которые вместе со своими мужьями «несут свою вахту» в скромном военном гарнизоне в начале 21 века.

Екатерина Мавроматис писала о тех, кого сама хорошо знала. В дипломном сценарии выпускницы мастерской Валерия Золотухи (Высшие курсы сценаристов и режиссёров) легко увидеть не только маленькую, но выразительную энциклопедию женских характеров, но и последствия всех многочисленных «перестроек», которые прошли по стране, в том числе и по военно-морскому флоту.

Валерий Золотуха, напомним, был автором сценария к фильму «72 метра» и хорошо изучил тему, потому и не только отметил работу своей студентки высшей оценкой, но и «сосватал» сценарий режиссеру Юсупу Разыкову («Оратор», «Товарищ Бойкенжаев», «Гастарбайтер»).

кадр из фильма "Стыд"

На экране - панорама высотных домов. Не сразу приходит понимание о том, что они все нежилые. Что их жители разъехались, и некогда добротные дома теперь простоят лишь столько, сколько смогут сопротивляться северным ветрам. В течение всего фильма, отдельными штрихами, постепенно, режиссер подводит к суровому выводу о том, что в таком же процессе саморазрушения пребывают и оставшиеся немногочисленные жители. В основном - женщины, чьи мужья еще ходят на службу. И, как не раз уже было в реальной истории, однажды поход в море становится безвозвратной трагедией.

Странно, что в советско-российском кино снималось очень мало фильмов о подводниках. Слишком много нужно было пройти согласований? На память приходят лишь героические картины: «Командир «Счастливой щуки» (режиссер Борис Волчек, 1972) и «Первый после бога» (режиссер Василий Чигинский, 2005) – о подвигах подводников во время Великой Отечественной, да «72 метра» (режиссер Владимир Хотиненко, 2004). Справедливости ради, надо бы добавить и более ранние фильмы: «Четвертый перископ (режиссер Виктор Эйсымонт, 1939), «Подводная лодка «Т-9», (режиссер Александр Иванов, 1943), но вряд ли они являются достоянием зрительской памяти. Все эти фильмы пытались показывать происходящее с точки зрения самих подводников.

Телевизионные же репортажи в августе 2000 года реальную трагедию российского атомного подводного ракетоносного крейсера «Курск» показали через жен моряков. Неожиданно на первый план вышли те, о ком всегда думалось в последнюю очередь (да, «первым делом – первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки – потом»). И это стало шоком не только для зрителей, но и самих военачальников.

кадр из фильма "Стыд"

Конечно же, фильм Юсупа Разыкова, не о «Курске». «Стыд» - просто первый в России фильм о женах и девушек военно – морского флота, которые «здесь и сейчас» сопереживают своим мужчинам – подводникам.

В фильме показано несколько ярких женских характеров. Комендант, а скорей председатель женсовета Валентина (Хельга Филиппова) днем, почти мужским басом, умело, даже применяя физическую силу, подавляет любое проявление истерик, а по вечерам снимает напряжение, напиваясь до невменяемого состояния. Учительница Зоя Андреевна (Елена Коробейникова) рассказывает новенькой жене капитана – лейтенанта о школе, о библиотеке, беспокоится о заболевшем ребенке и затем, не меняя постоянно ласковую и уже пугающую интонацию, решает свою судьбу и своих детей. «Подводница со стажем», не зная, каким уже богам молиться за спасения мужа, тащит телевизор «Океан» и все пакеты морской соли, что были дома, дабы пожертвовать морским богам… Эскимоска Аня (Сэсэг Хапсасова), участница этнографического ансамбля, для которой влюбленный муж Лёша в квартире обустроил настоящую ярангу, смазывает, вернее «подкармливает» камень кашей, вызывая у природы милость к будущему их ребенку… У каждой женщины в фильме своя история любви, своя вера и надежда.

Нет ни любви, ни веры, ни надежды только у главной героини фильма Елены. Она в этом дальнем поселке – чужая. Ее синее пальто, высокие каблуки не соответствует погоде, ее красное авто – вызывающе благополучное. И на зависть всем еще ежедневное послание от влюбленного мужа - живая роза, которую носит ей из штаба матросик (запоминающаяся работа молодого артиста Романа Курцына).

Актрисе Марим Семеновой было сложно, потому что режиссер ставил перед ней задачу быть наблюдателем, не участником. Две трети фильма у героини на лице не меняется выражение безучастности. О том, что это внешнее спокойствие на самом деле означает глубочайшую внутреннюю истерику можно догадываться лишь по некоторым признакам. И потому, когда появляется еще одна женщина – экслюбовница ее мужа, сошедшая с ума учительница рисования Ирина (Виктория Артеменко), Елена не столько раскрывается в желании спасти девушку, сколько выплескивает накопившуюся свою внутреннюю истерику.

кадр из фильма "Стыд"

Не скрою, именно эта линия в фильме «Стыд» мне кажется наименее убедительной. Но так как она занимает меньше всего экранного времени, то не успевает стирать из памяти галерею женских характеров, объясняющих и краткое название фильма. «Стыд» - это не только состояние Елены, изменившей мужу, который «выполняет государственное задание». Стыдно ведь и крупному военному начальнику после встречи с женами подводников. Вот и стоит он на заснеженной дороге и заливает собственный стыд водкой из горла…

Стыд – это и глобальное чувство, которое возникает, пока смотришь фильм. За брошенные дома, за беспомощность людей в тяжелейших ситуациях, за ответственность, которую мужчины перекладывают на женщин. Фильму удалось вызвать это сильное и столь редкое на экране чувство. И потому надеюсь, что в Карловых Варах (в отличие от «Кинотавра») работа режиссера Юсупа Разыкова получит достойное признание.
Автор:
Вита Рамм
Реклама