Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 ноября 2009 17:02

«2012»: Миллион штампов в одном ковчеге

«2012»: Миллион штампов в одном ковчеге

12 ноября 2009 года на экраны страны выходит один из наиболее ожидаемых релизов года – фильм-катастрофа «2012» (дистрибьютор – компания BVSPR). Неоднократный номинант на "Золотую малину" за свои «шедевры», Роланд Эммерих на этот раз снял кино идеальное, как для тех, кто боготворит Голливуд, так и для тех, кто его на дух не переносит. По количеству клише на каждую сцену создатель «2012» (по признанию режиссера – его лучшей работы) превзошел самого себя. На протяжении двух с половиной часов Эммерих не только цитирует большинство знаменитых голливудских фильмов этого благодарного зрелищного жанра, но и повторяет цитаты по нескольку раз. Обожатели Голливуда смогут насладиться просмотром сотни раз опробованных на публике приемов, а его ненавистники вдоволь насмеяться над тем же.

кадр из фильма "2012"

Штамп №1: История маленького человека, спасающего вселенную.

Разумеется, ответственная миссия по спасению всего человечества возложена на плечи человека с точки зрения преуспевающих американцев маленького. Джексон Кертис (Джон Кьюсак) – классический герой-неудачник. Одинокий непризнанный гений, автор одного фантастического романа, изданного ничтожным тиражом, он влачит холостяцкое существование в скромном домишке. 
Но известие о конце света, подобно рентгеновским лучам, просвечивает каждого из персонажей и показывает, кто на что способен. Плохой отец перевоспитывается, возвращает утраченный статус главы семейства и становится героем всего человечества. А все, кто мешают ему в этом, гибнут в жерновах обезумевшей планеты.

кадр из фильма "2012"

Штамп №2: Крушение американских небоскребов и исчезновение городов.


Трудно подсчитать, какое количество раз американцы уничтожали небоскребы Нью-Йорка и других городов на киноэкране. Сам Эммерих-уничтожитель в своих предыдущих фильмах («Годзилла», «День независимости», «Послезавтра») уже не раз стирал с лица Земли главные достопримечательности Америки. В «2012» жертвами его разрушительного воображения становятся не только американские мегаполисы, но и старушка Европа. Особенно впечатляет сцена, в которой своды Сикстинской капеллы погребают под собой сотни истово молящихся католиков во главе с премьер-министром Италии.
 
кадр из фильма "2012"

Штамп №3: Спасение в последнюю минуту.

Пожалуй, нет более действенного приема, вызывающего активное сопереживание публики, чем спасение в последнюю минуту. Еще пионер американского и мирового кинематографа Дэвид Уорк Гриффит показал его чудодейственную силу в легендарном фильме «Нетерпимость». 
То же самое происходит в новой версии конца света. Злоупотребление классическим приемом приводит к тому, что в определенный момент зритель устает сопереживать, начиная воспринимать все происходящее как компьютерную игру, в которой герой может рассчитывать не на одну, а на несколько жизней.

кадр из фильма "2012"

Штамп №4: Пафос борьбы с несправедливостью.


Куда ж без него? Голливудский фильм-катастрофа без пафоса борьбы с несправедливостью, все равно, что суши без васаби. Пафос этот воплощает собой персонаж Чивителя Эджиофора – темнокожий доктор Эдриан Хелмсли. Работая на правительство, он знает о том, что право на жизнь после катастрофы получат лишь те, кто заплатил миллион евро за билет на гигантский ковчег. На протяжении всего фильма Хелмсли мучается от сознания несправедливости мира, где всем правят капиталы.
Подобные переживания терзают и президента США, роль которого в фильме исполнил афроамериканец Дэнни Гловер (отдаленно напоминающий пожилого Барака Обаму).

кадр из фильма "2012"

Штамп №5: Он же русский!

К России немец-Эммерих испытывает особые чувства. Во многих его фильмах ощущается российское присутствие. В «2012» русские персонажи представлены, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Одним из наиболее ярких образов в фильме является отвратительного вида олигарх, в прошлом боксер Юрий – обладатель роскошного имения, детей-близнецов, силиконовой любовницы и сотни эксклюзивных автомобилей. Но этот образ в отличие от большинства голливудских русских удивительно реалистичен. Когда при виде огромного грузового самолета Ан-225 американцы теряют дар речи, олигарх довольно произносит: «Он же русский!», - зал взрывается восторженным смехом.
Вид президента России по фамилии Макаренко, не вяжущего двух слов по-английски, также вызывает улыбки на лицах отечественного зрителя. Но в тот момент, когда, благодаря его заявлению, решаются судьбы тысяч людей, скептическая улыбка сменяется гордостью за отчизну, - наконец-то русские в Голливуде не оборванцы с Калашниковым в руках.

кадр из фильма "2012"

Это далеко не весь набор стереотипов фильма «2012». Указанные пять – тот фундамент, на котором возвышается пирамида остальных кинематографических клише, гармонично связанных друг с другом. Поэтому, не взирая ни на что, фильм смотрится почти на одном дыхании.

По прогнозам племен майя и мэтров Голливуда до всемирной катастрофы осталось чуть больше трех лет. Подождем.

кадр из фильма "2012"
Автор:
Ксения Сахарнова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама