Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Венецианский кинофестиваль
Венецианский кинофестиваль
Венецианский кинофестиваль

Это старейший киносмотр мира, и если в последние годы по размаху мероприятий он и уступает Каннскому, то звание почетного заслужил навеки, и войдет в историю мирового кино именно с таким эпитетом. Поэтому и кинозвезд здесь каждый год не меньше, чем на Лазурном берегу, да и конкурсные программы всегда актуальны и насыщены громкими именами мастеров и интересными работами дебютантов.

Первый кинофестиваль в Венеции состоялся в 1932 году! Тогда победителей определяли по опросу зрителей. Скоро судьбу призов – знаменитых Венецианских Львов (золотых, серебряных и бронзовых) и аналогичных медалей стало решать многоуважаемое жюри. Лучшие актерские работы отмечаются Кубками Вольпи. А с 1987 года некоторые картины (их создатели – режиссеры, операторы, художники, звукорежиссеры), не получившие главных призов, награждаются Золотыми Озеллами.

За 77 лет своей истории фестиваль много повидал на своем веку, и проводился лишь 65 раз не просто так. Уже в 1933 году его не смогли провести по «техническим причинам» политического режима. Вторая Мировая война также на три года (1943-1945) лишила жителей Венеции этого кинопразника. В 1969-м и 1971-м годах не присуждали призы – были попытки сделать неконкурсный фестиваль. Следующий кризис реформ грянул в 1973-м, и продлился он целых пять лет, до 1978 года. Шесть лет судьба Венецианского МКФ была под большим вопросом (он не проводился) – экономика страны переживала не самые лучшие времена. Но кризис, к счастью, миновал, и с 1979 года киносмотр работает в постоянном, уже привычном для мировой кинообщественности режиме.

Русских в Италии, следовательно, и в Венеции, любят больше, чем в Каннах или Берлине. Может, дело в схожести темпераментов или менталитетов двух наций, или в чем-то еще, но факт остается фактом – русские картины на МКФ в Венеции всегда в центре внимания жюри и публики. Главный приз нам здесь доставался трижды: Андрею Тарковскому за «Иваново детство» (1961), Никите Михалкову за «Ургу» (1991) и Андрею Звягинцеву за «Возвращение» (2003, шумиха в прессе сделала из режиссера национального героя). Одновременно Звягинцеву достался еще и Малый Золотой Лев – как лучшему дебютанту.

Но одаривать кинопредставителей нашей страны в Венеции начали с самого первого фестиваля. Лучшим режиссером в 1932-м году стал Николай Экк, создатель первой звуковой ленты в СССР – «Путевка в жизнь» (с которой он и приехал в Италию). На следующем смотре в 1934-м делегация из СССР получила премию за лучшую программу. Особо были отмечены картины: «Иван» Александра Довженко, «Пышка» Михаила Ромма, «Челюскин» Якова Посельского, «Новый Гулливер» Александра Птушко, «Петербургская ночь» Григория Рошаля. Затем наступило «затишье» в результате диктатуры Муссолини, и уже только в 1945 году золотые медали получили фильмы «Клятва» Михаила Чиаурели и «Непокоренные» Марка Донского.

В 1947-м знаменитая и так любимая зрителем до сих пор «Весна» Григория Александрова получила в Венеции приз за лучший сценарий, а «Адмирал Нахимов» Всеволода Пудовкина – приз жюри. В 1953-м Серебряная награда среди прочих досталась сказке «Садко» Александра Птушко, а в 1955-м – «Попрыгунье» Самсона Самсонова. Актерские Кубки Вольпи также доставались нашим исполнителям: прибалтийской актрисе Дзидре Ритенберг («Мальва», 1957), Наталье Аринбасаровой («Первый учитель», 1966), Олегу Борисову (за работу в болгарской ленте «Единственный свидетель», 1990). В разные годы венецианские призы получали Петр Тодоровский, Владимир Наумов, Александр Алов, Григорий Козинцев, Марлен Хуциев, Игорь Таланкин, Михаил Ульянов, Вадим Юсов, Сергей Соловьев и другие представители российского киноискусства.

Современный Венецианский МКФ состоит из семи основных секций и двух параллельных. Из основных призовыми являются все, кроме программы «Вне конкурса», в которой демонстрируются фильмы именитых режиссеров, не успевших или не захотевших подать работу в конкурс, а также ленты членов жюри и почетных гостей фестиваля.

Остальные основные наградные секции – это смотр итальянских картин (современных – с отдельным жюри и регламентом; и ретроспектив), а также почетная премия «Золотой Лев за вклад в киноискусство».

Параллельные секции Венецианского МКФ – это «Венецианские дни» и традиционная «Неделя критиков». Участие в «Неделе критиков» любого крупного МКФ (а только богатые фестивали могут позволить себе эту программу) считается в среде кинематографистов особым шиком.
Реклама