Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 июня 2011 13:55

Александра Стреляная: «Хорошая литература никогда не перестанет быть актуальной»

Александра Стреляная: «Хорошая литература никогда не перестанет быть актуальной»

Фильм Александры Стреляной «Суходол», снятый по одноименному рассказу Ивана Бунина, – одна из 7 дебютных картин в конкурсе 22-го «Кинотавра». Костюмный фильм о судьбе поместного дворянства – большая редкость для конкурса главного российского киносмотра, поэтому мы говорили с Александрой Стреляной и продюсером фильма Алексеем Учителем об актуальности и современном прочтении этого материала.

Корреспондент:
Александра, дебютировать с историческим, костюмным кино, к тому же экранизацией, очень тяжело и ответственно. В чем Вы видели свою главную трудность, чего опасались больше всего?

А.Стреляная:

Дебютировать всегда непросто, но я долго ждала запуска и была хорошо подготовлена. Мне повезло работать на этой картине с замечательным художником по костюмам Галиной Деевой. В свое время она и подсказала мне обратиться к русской классике. И так как моя дипломная работа тоже была снята по Бунину, я решила развивать эту линию дальше. Я очень боялась, что не успею снять весь необходимый материал. Но у нас собралась очень скоординированная команда – мы все одолели.

Корреспондент:
Вы сами написали сценарий к фильму. Что Вас связывает с Буниным, почему обратились к этому автору и этому произведению?

А.Стреляная:

Мне нравится, как Бунин чувствует мир, его очевидную и потаенную природу. Среди рассказов, которые мне близки, его «Суходол» занимает не последнее место, так как это особенно глубокая, многоплановая история.

Корреспондент:
У Вас два образования – операторское и режиссерское. Не совсем обычное сочетание профессий для женщин, идущих в режиссуру. Вы сразу хотели «брать приступом» профессию режиссера или только в процессе поняли, что операторства мало и Вы хотите сами делать кино?

А.Стреляная:

И режиссура, и операторское дело – тяжелая работа, но женщина может это делать, если находит в себе силы. Если женщина при этом не меняет пол, то все нормально (улыбается). Мне просто хотелось получить внятную профессию в кино, ремесло. Когда я училась на оператора и дело дошло до сотрудничества с режиссерами, то в силу своей природной замкнутости я не нашла себе единомышленников в институте. Так что пришлось самой становиться режиссером. Сделав таким образом несколько учебных работ, я пришла на кафедру режиссуры в мастерскую к Виктору Семенюку (в Санкт-Петербургском Университете Кино и Телевидения – прим. ред.). Он очень поддержал мое намерение продолжить работу именно в качестве режиссера.

Корреспондент:
Ваше операторское образование мешало или помогало во время съемок?

А.Стреляная:

Операторское образование дает мне возможность уверенно существовать на площадке. Картину «Суходол» снимал оператор Александр Демьяненко, и в нашем союзе не было по-настоящему серьезных разночтений. У нас с ним одна школа, а это, безусловно, объединяет. Поэтому визуальный ряд фильма ни в коем случае «не спорит» с моим видением.

Корреспондент:
Приступив к работе над картиной, Вы думали о своем зрителе, думали, какие люди будут смотреть это кино?

А.Стреляная:

Пока я работаю над картиной, моделью мира для меня является съемочная группа. Я все время думаю об этих людях – среди них очень разные зрители. Буду очень рада, если кто-то увидит фильм и потом прочтет рассказ Бунина. И тем более буду рада, если люди, прочитавшие «Суходол», найдут созвучие с моим фильмом. К тому же мне кажется, что хорошая литература никогда не перестанет быть актуальной.

Корреспондент:
Есть ли разница – о чем история «Суходола» у Бунина и о чем – у Вас?

А.Стреляная:

Есть сюжетная разница, поскольку я делала серьезные купюры, выводя на первый план историю Натальи. Но главная мысль, проходящая через весь рассказ, осталась низменной и отражена в фильме.

Корреспондент:
Известно, что в процессе производства часто приходится идти на компромиссы – ждать натуру, менять объекты, отменять что-то из-за погоды или ограниченного бюджета. В результате происходит некоторое отступление от первоначального замысла. Было ли такое на съемках «Суходола» и как Вам кажется, может ли режиссер «подстроить», «подогнать» свой замысел под имеющиеся условия (например, финансовые), но все равно сделать при этом свое авторское высказывание?

А.Стреляная:

В случае с «Суходолом» мы вообще не имели возможности ждать натуру или тем более что-то отменять. У нас был календарный план, в котором было четко написано: такой-то кадр должен быть снят такого-то числа. И неважно – в этот день снег, дождь или солнце. Я знала, что так будет, и мы планировали производство, учитывая все эти обстоятельства. В итоге ничем главным я не поступилась – у меня было очень много комбинаций, чтобы не потерять себя и свой замысел.

Корреспондент:
Вы сразу попали в конкурс «Кинотавра». Какие из конкурсных фильмов будете обязательно смотреть сами?

А.Стреляная:

Мы сейчас очень спешим к фестивалю, срочно заканчиваем работу над картиной. Если честно, я даже еще не успела изучить программу «Кинотавра». В любом случае, мне интересно все.

Корреспондент:
Многие молодые режиссеры из-за невозможности постоянно снимать собственное кино идут работать на сериалы. Вас не пугает такая перспектива? Готовы заняться этим?

А.Стреляная:

Предложения уже были, но я не соглашалась на такую работу – мне было очень важно сначала сделать дебютный фильм и сделать его именно таким, каким я его себе представляла. Конечно, сериалы тоже бывают разного уровня. Я не исключаю возможность и такой работы, если будет интересный материал и грамотно организованное производство. Но я не соглашусь на историю, которая меня не тронула, только ради заработка. Даже если буду сидеть без денег.

Корреспондент:
Какое кино Вы хотите снимать дальше?

А.Стреляная:

Я надеюсь, что дебют поможет мне оставаться в профессии, хотя меня не покидает ощущение, что возможность производства  нового фильма это опять какой-то счастливый случай, которого может и не быть. Мне бы хотелось работать в разных жанрах – я знаю много хороших историй.

Алексей Учитель: «В Александре есть все признаки интересного, многообещающего режиссера»



Корреспондент:
Как состоялся этот проект и почему Вы доверили полнометражный проект дебютанту Александре Стреляной?

А.Учитель:

Я видел ее дипломный игровой фильм – очень интересная работа. Потом, еще до «Суходола», она принесла нам на студию «Рок» один очень хороший сценарий, и только потом был «Суходол». Конечно, запускать дебютный фильм для продюсера – это всегда большой риск. Но я это делаю регулярно, к тому же веду режиссерскую мастерскую во ВГИКе – срабатывает интуиция.
Мне кажется, потенциал у Александры большой – у нее есть свой почерк, свое очень четкое понимание режиссуры, и того, чего она хочет, а это бывает крайне редко. Меня, кстати, поразил ее режиссерский сценарий: настолько зримо и ощутимо было прописано практически все, что потом перешло на экран. Поэтому в Александре есть все признаки интересного, многообещающего режиссера. И визуальный ряд фильма, на мой взгляд, тоже заслуживает отдельной похвалы. Это заслуга оператора-постановщика Александра Демьяненко.

Корреспондент:
Насколько Александра подвергалась контролю Вашей стороны в процессе работы над фильмом?

А.Учитель:

Минимально. Я смотрел в основном на актеров – мне было интересно, как она мыслит и как подбирает исполнителей. И я считаю, что наша главная героиня – ее играет Яна Есипович – это огромная удача для фильма. Хотя сначала там фигурировала другая актриса, но, как известно, все делается к лучшему. Конечно, во время съемок возникали какие-то трудности – картина сложная, историческая, и погода часто мешала, но в целом Александра работала очень вдумчиво и мое вмешательство практически не требовалось.

Корреспондент:
«Суходол» снят по рассказу Ивана Бунина. Насколько этот автор и этот материал актуален и интересен для современного зрителя?

А.Учитель:

К Бунину у меня вообще особое отношение, поскольку я делал о нем картину «Дневник его жены». Хотя должен оговориться – это никак не повлияло на запуск сценария Стреляной. Другое дело, что современное кино склонно все упрощать, поэтому я прекрасно понимаю, что у картины «Суходол» будет непростая прокатная судьба.
Но, как ни парадоксально, именно такой России я давно не видел в нашем кино. Это мои ощущения даже не столько как продюсера, сколько как зрителя, но мне кажется, что такая Россия по духу очень близка той стране, в которой мы с вами живем сегодня, – своей безысходностью, отчаянием, неугомонностью. В этом смысле «Суходол» очень современная картина, и я надеюсь, что ее заметят и оценят по достоинству – не заметить ее очень сложно.
Автор:
Наталия Осипова

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама