Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 июля 2011 11:29

Екатерина Чуковская: «Все споры, конфликты происходят от бедности»

Екатерина Чуковская: «Все споры, конфликты происходят от бедности»

1 июля 2011 года прошло заседание Экспертного совета по игровому кино Министерства культуры, на котором Департаменту кинематографии было рекомендовано включить 6 проектов в список получателей субсидий в 2011 году. Если учесть, что рассматривалось 218 заявок, то естественно, что результаты не могли понравиться всем. Интернет-портал «ПрофиСинема» попросил Статс-секретаря, заместителя Министра культуры и председателя Экспертного совета Екатерину Эдуардовну Чуковскую прокомментировать итоговый протокол и ответить на несколько актуальных вопросов.
Вита Рамм: 
Насколько можно понять из комментариев, есть много недовольных решением Экспертного совета 
Екатерина Чуковская: 
Еще в прошлом году я предлагала финальное заседание Экспертного жюри провести в он-лайн режиме. Но кинематографисты еще не готовы к такой гласности. Отсюда и разные кривотолки по итогам. Субсидии небольшие – авторский фильм получает по 27 миллионов рублей и один дебют 25 миллионов рублей.

Все споры, конфликты происходят от бедности. Каждый не получивший предполагает, что другие получили «по дружбе». Но это не так. Приглашая профессионала войти в совет, мы берем с него обязательства, что он будет честно анализировать все сценарии, а не судить по именам или дружбе. В Совет по игровому кино нынешнего года мы призвали тех, кто получил поддержку в прошлом году, значит, уже не претендуют на бюджетные средства в нынешнем. Каждый член читает сценарии и составляет свои рейтинги. Потом рейтинги суммируются, и составляется финальный список.

Добавлю, что в Министерстве культуры не один, а три экспертных совета, в которые входят профессионалы игрового, документального и анимационного кино.

Вита Рамм: 
Как работает Экспертный совет? 
Екатерина Чуковская: 
Сложность в том, что четких критериев, чтобы определить «хорошее – плохое» в искусстве не существует. Эксперты не рассматривают кинопроект целиком, когда известен режиссер, весь бюджет с привлеченными средствами и так далее. В нашем распоряжении только тексты, и по ним мы должны принять решение, кто из соискателей получит субсидии. Как и в прошлом году, по пять экспертов читали сценарии и составляли рейтинги. Набравшие большинство голосов проекты и сценарии рассматривались уже всеми экспертами. Все фильмы, которые получили безусловное одобрение экспертов, составили так называемый короткий список. В нем было 34 наименования. Один фильм вызвал сомнение, насколько он авторский, а Экспертный совет, подчеркну, занимается авторским, детским и дебютным кино. В итоге, сам продюсер отказался от соискания субсидии, решив, что его фильм, все-таки, имеет коммерческий потенциал. Это единственный отказ по личной инициативе в этом году. Хотя то определение авторского кино, подготовленное Научно-исследовательским институтом теории и истории кино, включает в себя столько параметров, что туда можно включить хоть «Самый лучший фильм».

На финальном заседании (присутствовало квалифицированное большинство – 17 человек из 30-ти) были розданы списки, и каждый из них выставлял окончательные баллы. По результатам получилось так, что в хвосте рейтинга оказалось несколько названий с одинаковым количеством баллов. Как усовершенствовать эту технологию?

Вита Рамм:
А может по темам выбирать легче – о школьниках, моряках или фермерах? Как в советские времена – Госкино формировало тематический заказ. 
Екатерина Чуковская:
Такой разнарядки, какая была в советские времена о двух комедиях, трех экранизациях и пяти фильмах на современную тему, сегодня не существует. В любом случае, при тех небольших деньгах, которыми располагает Департамент по кинематографии, наладить всех устраивающую схему невозможно. От переголосования эксперты отказались. Было предложено чуть «отщипнуть» от каждого фильма, получающего субсидии, и таким образом собрать сумму для «аутсайдеров». Тогда получалось бы в списке не шесть, а восемь фильмов. Но и с этим предложением члены совета не согласились, суммы итак небольшие. Не монетку же бросать?

Но меня всегда удивляет позиция тех, кто не получил субсидии. В жалобах они акцентируют не только собственную обиду, но и высказываются у Министра культуры Александра Авдеева по поводу получивших: «за что ему такому – сякому, бездарю и серости дали?!». Коллеги у нас, по отношению друг другу, очень добрые в кавычках.

Вита Рамм: 
Что означает пункт о резерве? 
Екатерина Чуковская: 
Есть надежда, что к концу года будет дополнительное финансирование. И фильмам, не добравшим минимум баллов и попавшим в резервный список, будут выделены средства для запуска в производство.

Вита Рамм: 
Что такое государственные субсидии на производство фильма? 
Екатерина Чуковская: 
Субсидии - более гибкая форма и они возможны в том случае, когда кинопроизведение невозможно втиснуть в рамки 94 Закона о конкурсах по объективным причинам. Но у субсидий есть и обратная сторона. Если на конкурсной основе проект может получить на производство, на постпродакшн, прокат, то субсидия – помощь одноразовая. Субсидии в Министерство культуры вернулись в 2010 году, благодаря созданию Федерального Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. 

Вита Рамм: 
Каковы взаимоотношения Фонда и Департамента по кинематографии? 
Екатерина Чуковская:
Мы сотрудничаем. Как не старались представить иначе, у нас с Фондом отношения добрые. Министр культуры входит в попечительский совет Фонда. Деятельность Фонда новый опыт нашей киноотрасли и потому рано еще делать выводы. Деловая схема наших отношений регулируется распоряжениями Правительства России. Все деньги, которые получает Фонд из бюджета, идут через Министерство культуры. Фонд представляет нам отчеты. Суммы также определены Правительством. По случаям, которые не вмещаются в простое толкование, мы консультируемся в Минфине и Росфиннадзоре. Через три года на экране увидим, насколько опыт создания Фонда оказался полезным для нашей киноотрасли.

Вита Рамм:
Будут ли отменяться пресловутые ежегодные тендеры, например, на проведение ММКФ или Кинотавра? Руководители фестивалей – Никита Михалков и Александр Роднянский в один голос говорят о том, что тендеры тормозят подготовку фестивалей.
Екатерина Чуковская: 
Все, кто занимается творческой работой, жесткие рамки 94 закона критикуют с первого дня появления. В том числе и сам Президент страны. Творческие союзы предлагают свои варианты. Дискуссии продолжаются. С другой стороны, предложения ММКФ выделять суммы на трехлетний, например, период невозможно осуществить, потому что неизвестно какой суммой будет распоряжаться Министерство культуры в каждом будущем году. Мы каждый год зависим от Закона о бюджете. А он - от политической, экономической ситуации в стране и мире. Невозможно предсказывать конкретные цифры, а в тендере именно они главные. В тендерах, прежде всего, обозначены четкие требования для каждого проекта: цена, сроки. Корректировка внутри, с учетом инфляции, невозможна. Так что брать на себя обязательства на три года очень рискованно. 

Вита Рамм: 
Каковы взаимоотношения Министерства с Союзом кинематографистов и Киносоюзом? 
Екатерина Чуковская: 
Министр культуры был на съезде Киносоюза. Александр Алексеевич предложил на паритетных началах создать общественный совет. Наш Министр дипломат, думаю, он сможет найти формы общения, устраивающие обе стороны.
Реклама