Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 августа 2011 15:39

Уилл Глак: «Люди будут влюбляться всегда, это вечный процесс, он никогда не прекратится»

Уилл Глак: «Люди будут влюбляться всегда, это вечный процесс, он никогда не прекратится»

28 июля 2011 года на российские экраны вышла романтическая комедия «Секс по дружбе». На прошлой неделе в рамках промо-тура картины в Москву приезжали создатели фильма: режиссер Уилл Глак и исполнители главных ролей Джастин Тимберлэйк и Мила Кунис, - они пообщались с прессой, а также посетили российскую премьеру картины. Наш корреспондент расспросил Уилла Глака о специфических моментах, связанных особенностями жанра «Секса по дружбе», и побеседовал на более широкие темы, связанные с сексом, любовью, а также многом другом.

Корреспондент:
Первый вопрос, который мне хотелось бы вам задать, можно сказать, витает в воздухе. В 2010 и 2011 годах крупные голливудские студии выпустили в прокат сразу несколько фильмов на схожую тематику (среди них картины «Любовь и другие лекарства» и «Больше чем секс»). Ее развивает также и «Секс по дружбе». Как вы считаете, чем актуальна данная проблематика и почему ее в последнее время столь часто поднимают в кино?

Уилл Глак:

Мне кажется, дело не в веяниях моды и новейших тенденциях. Эта тема актуальна всегда. Процесс, когда один человек влюбляется в другого – основополагающая часть всей нашей цивилизации. Пока это происходит, мы существуем, и пока это не прекратится, этот вопрос будет подниматься снова и снова, в том числе и в кино. Люди будут влюбляться всегда, это вечный процесс, он никогда не прекратится. Что касается упомянутых выше фильмов, то их особенность состоит в том, что они говорят о сексе, который предшествует любви. Т.е. сначала пара занимается сексом без чувств и только потом оба участника процесса начинают друг в друга влюбляться. Так что в принципе, если сравнивать эти картины с классическими лентами о любви, то сходство налицо, однако есть разница в манере подачи: сначала секс, потом – любовь, в то время как традиционные фильмы сначала показывают любовь, перетекающую затем в горизонтальную плоскость. Но суть, если вдуматься, одна и та же. Речь идет о чувствах, без которых человек не может быть полноценным. Любовь возвышает его, делает лучше, заставляет открыть в себе новые черты, о которых он, вероятно, и не подозревал.

Корреспондент:
Да, но обилие картин, манера подачи материала которых именно такова, как вы только что сейчас описали, заставляет задуматься о том, что именно такая форма отношений привлекает современных людей. Т.е. в первую очередь их интересует физиологическая сторона отношений, и только во вторую – эмоциональная составляющая. Причем до чувств в жизни, в отличие от кино, дело может так и не дойти. Может быть, все-таки есть в этом какая-то социальная тенденция?

Уилл Глак:

Мне кажется, стандартный алгоритм развития отношений таков: сначала рождается симпатия, затем она усиливается, далее следует секс, а потом уже возникают – или не возникают – чувства. Иногда последовательность событий меняется, вот и все, но принцип един. Мне кажется, это вечная история, не зависящая от социального контекста. Ведь антураж меняется, а глубинная человеческая природа – нет. Секс и любовь были пять тысяч лет назад, они есть сейчас, и еще через пять тысяч лет они все еще будут существовать.

Корреспондент:
В своей книге «Экономика Голливуда» Эдвард Эпштейн убедительно показывает, что, несмотря на заявления блюстителей морали и любителей пожаловаться на засилье секса в голливудских фильмах, на деле же картины крупных голливудских студий все сильнее выхолащиваются. Секса в них все меньше и меньше, ведь это означает, что при включении в ленту эротической сцены ее рейтинг будет выше и это автоматически отрежет часть потенциальной аудитории. Ваша картина в этом смысле является неким исключением. И, хотя откровенных сексуальных сцен в ней нет, сама тема секса обсуждается довольно откровенно. Не было ли у вас проблем с получением рейтинга и продвижением фильма на экраны?

Уилл Глак:

Не могу сказать, что у меня были какие-то проблемы. Ведь это комедия, и если поднимаешь тему секса в комедийном ключе, то у прокатчиков к ней иное отношение, чем если бы ты говорил о сексе серьезно. Плюс ко всему, у нас действительно нет откровенных сексуальных сцен. Все зависит не только от того, о чем ты рассказываешь, но и от того, как ты это делаешь. Можно абсолютно невинную тему обыграть так, что она будет казаться порнографией, и наоборот, показывая секс, можно все представить так, что ни у кого не возникнет никаких крамольных мыслей, приводящих к рассуждениям о том, что секс – это плохо и неприемлемо. И важную роль здесь играет юмор. Когда ты смеешься над чем-то, то градус серьезности в любом случае снижается. Плюс к этому, у нашего фильма есть преимущество для продвижения на зарубежные рынки, ведь «Секс по дружбе» говорит об универсальной проблеме, которая понятна в любой точке планеты. Это не сугубо американская лента вроде «Первого мстителя», которая за пределами США мало кому понятна.

Корреспондент:
Хорошо. Давайте немного отойдем от любви и секса и обратимся к другой «вечной» теме – клише в кино. Вы сняли романтическую комедию, и этот жанр, возможно, является одним из самых клишированных, причем его клише довольно яркие и узнаваемые, за что ромкомы часто становятся объектами стеба и насмешек, а иногда и пренебрежения из серии «Да сколько можно использовать в тысячный раз одни и те же шутки?». Но на практике мы имеем дело с тем, что эти клише, как бы они ни бросались в глаза критикам и зрителям, до сих пор работают. В фильме «Секс по дружбе» есть эпизоды с просмотром фейковой романтической комедии, которую часто смотрит героиня Милы Кунис. На мой взгляд, ее внедрение в картину – это очень удачных ход. Как вам пришла в голову такая идея и что вы думаете о клише в кино?

Уилл Глак:

Вы все верно сказали. Эта история стара как мир (ну, на самом деле этой истории под названием кино всего лишь столетие с небольшим, но если брать в расчет историю вопроса в виде театра, то все началось действительно очень давно). Романтические комедии держатся на клише. Но почему клише так часто используются? Они работают! Какими бы затасканными их не считали, их все еще задействуют, потому что если бы они не вызывали у зрителя смех, от них давно бы уже отказались. Более того, даже если ты знаешь, что это клише, ты все равно не можешь от них откреститься. Таковы законы жанра. На это нужно смотреть под таким углом: каждое утро вы едите завтрак – согласитесь, это клише. Но значит ли это, что от завтрака нужно отказаться? Разумеется, нет. То же самое и здесь.
А что касается несуществующей романтической комедии, которую смотрит героиня Милы, то я решил, что использовать уже существующий фильм было бы не так эффективно по целому ряду причин. Во-первых, я буквально напичкал ее разного рода клише, доведя их до абсурда, что делает их еще смешнее. Во-вторых, я мог тщательно выверять материал, вставляя в этот «фильм в фильме» именно те элементы, которые двигали сюжет в том направлении, которое мне было нужно, а не просто подсвечивали тему моего фильма. Ну и в-третьих, снимать этот мини-фильм было действительно весело, и мы все получили огромное удовольствие, работая над ним!

Корреспондент:
А существует ли обратная связь между фильмом и социальным контекстом, в который он вписан? Чем является фильм: зеркалом, отражающим реальность, или инструментом, ее преображающим?

Уилл Глак:

Вы сейчас очень хорошо сказали. Думаю, мне уже и добавить нечего (смеется). По правде сказать, мне кажется, это взаимозависимый процесс. Кино влияет на общество, а общество – на кинематограф, это звенья одной цепи, и нельзя одно отделить от другого. Например, мой фильм пытается донести до зрителя, что секс не должен существовать отдельно от чувств, но если бы для всех членов общества это было бы непререкаемой аксиомой, то и говорить было не о чем – никто не понял бы, зачем этот фильм, кому он адресован. Это все равно что агитировать строгого вегетарианца отказаться от мяса – он и так его не ест. Должна быть острота, актуальность, людям должна быть интересна тема, и тогда картина может зародить в душе человека семена, которые прорастут и как-то его изменят. Или же погибнут, не в силах найти благодатную почву. Это зависит как от самого фильма, так и от человека, который его смотрит, тут должны присутствовать обязательно оба элемента. Мне хотелось бы, что после просмотра «Секса по дружбе» парочки, пришедшие на фильм, задумались о своих отношениях и захотели их обсудить: «А у нас с тобой что – просто секс, секс по дружбе или мы действительно любим друг друга?»

Корреспондент:
Что касается вашего непосредственного участия в проекте, то вас можно назвать человеком-оркестром: вы сочетаете функции продюсера, режиссера и автора сценария. В какой ипостаси вы чувствуете себя наиболее комфортно? С какой целью вы взвалили на себя столько разнообразной работы? Возможно, вы считаете, что для того, чтобы сделать хороший фильм, необходимо все делать самостоятельно и иметь максимальный контроль над событиями на площадке?

Уилл Глак:

На самом деле все эти функции – разные части одного и того же. Вы сами сказали – ипостаси, а это подразумевает общую основу и единый источник, из которого берут начало все кинематографические профессии. Причина, по которой я являюсь продюсером, режиссером и автором сценария заключается в том, что так мне легче проводить в жизнь свои идеи в том виде, в каком мне хочется их выразить. Мою деятельность можно сравнить с работой шеф-повара ресторана – он должен быть в курсе всего, что происходит в заведении, ведь любая мелочь может негативным образом сказаться на качестве еды. Особенно это важно для комедий, ведь это один из самых сложных жанров, и рассмешить зрителя не так уж просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого необходима глубинная проработка каждой мелочи.

Корреспондент:
Как я поняла, такой принцип работы вам идеально подходит. А на следующем проекте вы также будете совмещать все эти функции?

Уилл Глак:

Да, именно так. Мне очень комфортно работать в этом режиме, хотя для кого-то он и может показаться неприемлемым. И что еще очень важно: когда совмещаешь несколько функций, то у тебя больше творческой свободы и меньше рамок, в связи с чем простор для творчества возрастает. Например, по части кастинга я уже на сценарном этапе представлял, кого хочу видеть в этих ролях, и переписывал сценарий специально под Джастина и Милу, из-за чего их персонажи сели на их актерские индивидуальности, как платья, скроенные и сшитые по заказу. Если бы это была одежда, купленная в супермаркете, то не факт, что она столь хорошо сидела бы на них. Так что в итоге такой принцип работы, как мне представляется, ведет и к улучшению качества материала. Плюс ко всему, ты можешь работать над всеми компонентами фильма одновременно, корректируя то одно, то другое, и это, ко всему прочему, ускоряет процесс работы.

Корреспондент:
Во время просмотра картины мне показалось, что вы в своем фильме смешиваете несоединимые элементы, сочетая в отдельно взятом фильме юмор и романтику с одной стороны и депрессивные нотки, такие как горе и скорбь, - с другой. В результате лента получилась довольно противоречивой, отошла от чистого жанра. Как вы считаете, не отпугнет ли это часть зрителей, привыкших к традиционным романтическим комедиям?

Уилл Глак:

То, что вы сейчас перечислили, - это жизнь. Не думаю, что это может кого-то отпугнуть, ведь в жизни случается огромное множество событий, и не все они несут в себе позитивный заряд. Я хотел дать зрителю весь спектр эмоций, и если у меня получилось это сделать, то я со своей задачей справился.

Корреспондент:
Картина уже стартовала в прокате США. Довольны ли вы первыми результатами бокс-офиса и как вам видится дальнейшее будущее фильма?

Уилл Глак:

Несмотря на то, что нашими конкурентами были «Гарри Поттер» и «Первый мститель», мне кажется, нам удалось собрать неплохую кассу. Мы надеемся на положительный сарафан и на то, что люди, посмотревшие картину в первый уикенд, будут рекомендовать ее своим друзьям. То же самое можно сказать и о зарубежных рынках, в том числе и о России. После премьеры многие говорили, что фильм им понравился, к тому же, была очень хорошая реакция на Джастина и Милу. В нашей картине есть прекрасные актеры… и, конечно же, секс! (смеется)

Корреспондент:
А согласны ли вы с утверждением, что «секс – это еще не повод познакомиться»?

Уилл Глак:

Вы хотите сказать, что для того, чтобы заняться сексом, не обязательно знакомиться? Вау! Мне это нравится! Россия – потрясающая страна! (смеется) А если серьезно, то каждый сам решает такие вопросы для себя: нужен ли вам секс без любви, любовь без секса или вы хотите получить и то, и другое.

Корреспондент:
Ваше карьера сложилась так, что вы «приросли» к жанру романтической комедии – все ваши фильмы, выпущенные на большой экран, сняты в этом жанре. Означает ли это, что вы нашли свою нишу, или же у вас есть желание в дальнейшем «переметнуться во вражеский стан» и сделать, к примеру, драму?

Уилл Глак:

Вы правы. Боюсь, что я застрял в этом жанре. И хотя романтические комедии мне нравятся, думаю, что пора освоить что-то новое. Например, мой следующий проект относится к иному жанру, и там у меня будет возможность попробовать себя в иной области. Единственное, за что бы и никогда не взялся, - это фильмы о супергероях и экранизации комиксов.

Корреспондент:
И, пожалуй, последний вопрос. Если бы у вас была возможность выделить лишь одну ключевую характеристику фильма «Секс по дружбе», то что бы это было? Как вы могли бы характеризовать свою картину?

Уилл Глак:

Достоверность. Это настоящие люди, которые говорят о настоящих проблемах, связанных с сексом. В фильме нет ничего фальшивого или надуманного. Главнее герои – друзья, и они могут сказать друг другу все то, что они на самом деле чувствуют. Ведь редко бывает так, когда ты можешь сказать всю правду другому человеку. А другу ты можешь сказать все, не боясь его ранить, потому что знаешь – он поймет тебя и любые твои недостатки воспримет адекватно.
Автор:
Фаина Фардо
Реклама