Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 августа 2011 00:01

Ренат Давлетьяров: «Рядом с Россией есть огромный русскоязычный рынок»

Ренат Давлетьяров: «Рядом с Россией есть огромный русскоязычный рынок»

17 августа 2011 года исполняется 50 лет Ренату Давлетьярову. Он руководит компанией "Интерфест", проводит фестивали российского кино в Нью-Йорке, Париже и Берлине. В его продюсерской кинокомпании «Реал-Дакота» сняты «От 180 и выше», «Любовь-Морковь», «Любовь-Морковь 2», «Юленька» и т.д.
С 2006 года Ренат Давлетьяров возглавляет международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта». В 2009-ом был избран Президентом Гильдии продюсеров России. Вице-президент Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) от Европы с 2009 года. Юбиляр – человек занятой, но для портала «ПрофиСинема» он выделил время для интервью.

Вита Рамм:
Сегодня, будучи на пороге 50-летия, каким вспоминаете себя в молодые годы?

Ренат Давлетьяров:

А я до сих пор себя считаю молодым. Могу на турнике подтянуться три подхода по тридцать раз. И у меня нет рефлексии из-за уходящих лет. Мне интереснее смотреть вперед.

Вита Рамм:
Почему именно кино стало Вашей судьбой?

Ренат Давлетьяров:

В моей семье не было кинематографистов. Папа – последний в СССР председатель Комитета по нефти, потом руководил «Роснефтью». Типичная московская семья, в которой стремились дать детям хорошее образование. Но ради нового фильма я мог прогулять уроки сольфеджио. Была какая-то неосознанная тяга к кино. Помню, учась в Политехническом институте, почему-то прочитал книгу Григория Козинцева «Пространство трагедии» («Дневник режиссера»).

Вита Рамм:
Все-таки готовились менять профессию?

Ренат Давлетьяров:

Институт я закончил, получил диплом инженера-металлурга и даже поработал по распределению два месяца в конструкторском бюро завода. И там я понял, что живу в аду, и так будет всю оставшуюся жизнь. Все усилия приложил, чтобы поменять статус молодого специалиста, обязывающий 3-летнюю отработку, на свободный диплом. Найти в советское время работу было непросто, и я подумывал о модной тогда профессии грузчика. Но совершенно случайно оказался на «Мосфильме» в постановочном цехе.

Вита Рамм:
И как родители реагировали на этот сложный этап поисков себя?

Ренат Давлетьяров:

Могу предположить, как они переживали, увидев меня, обсыпанного опилками с ног до головы. Но они не ломали меня. Как и брата, который окончил медицинский институт, поработал три года в поликлинике, но в итоге стал банкиром. У родителей были другие взгляды на наши карьеры, наши жизни, но они молчали.

Вита Рамм:
Сегодня Вы можете гордиться, что оправдали ожидания родителей. А какой фильм был первым в Вашей кинобиографии?

Ренат Давлетьяров:

«Курьер» Карена Георгиевича Шахназарова в 86-ом, а через год работал на съемках картины «Асса» Сергея Александровича Соловьева.

Вита Рамм:
Начало оказалось со знаком плюс – сразу две культовые картины, общение с великими «мосфильмовцами».

Ренат Давлетьяров:

Да, именно тогда я и познакомился с гениальным оператором и удивительным человеком Павлом Тимофеевичем Лебешевым, который ввел меня в совершенно другие круги студии. Работая с Сергеем Владимировичем Бодровым, Николаем Николаевичем Губенко, я уже осваивал профессию организатора производства, был заместителем директора съемочной группы. И когда Ролан Антонович Быков и Александр Михайлов организовали студию «12А», они пригласили меня работать уже директором картины «Нога». Мне было 28 лет.

Вита Рамм:
По тем временам, для не имеющего специального образования, столь быстрый карьерный скачок просто невероятный.

Ренат Давлетьяров:

И я ни у кого ничего не просил. О, вспомнил, один раз все-таки пошел к замдиректору «Мосфильма» по производству Владимиру Николаевичу Досталю с просьбой перевести меня в цех комбинированных съемок. Там работали мои хорошие знакомые и всячески меня уговаривали. Но Досталь переход не разрешил, сказав, что не надо заниматься фантазиями.

Вита Рамм:
Владимир Николаевич, наверное, предвидел, что станете в итоге его приемником на посту президента в Гильдии продюсеров. После того, как Вы прошли такую школу на практике, теперь Вас, наверно, невозможно обмануть в производственных вопросах?

Ренат Давлетьяров:

Это исключено. Тайн на площадке для меня почти не существует. И когда монтировщик декораций пытается меня убедить в том, что это нереально сделать, я спокойно делаю сам. Я при случае и каскадера могу заменить. Меня Александр Иншаков в фильме Сергея Тарасова «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» привязывал к лошади.

Вита Рамм:
Зачем же так рисковать? Собой прикрывали отсутствие профессионалов?

Ренат Давлетьяров:

Нет. Просто на площадке мне нравится всё. Процесс съемок приводит меня в отличное состояние духа. Даже когда работал в административной группе, старался с бумагами не сидеть, а быть на площадке. И сегодня я получаю там адреналин. И не я один такой. Не обязательно быть режиссером или актером, чтобы чувствовать этот кайф. Знаю многих осветителей, механиков, ассистентов, которые без своей работы просто чахнут. Я очень ценю их азарт, их любовь, потому что с холодным носом на площадке делать нечего. Кино по-другому не снимается, только в атмосфере общего интереса. Удивительное дело, что группа из 80-ти человек, разного возраста, образования и взглядов, способна на время стать одной семьей.

Вита Рамм:
И сколько же сегодня у Вас таких счастливых семей?

Ренат Давлетьяров:

Сразу несколько. Идет монтаж моего режиссерского дебюта «Моя безумная семья». Мне хочется сделать зрительскую картину. А это самое сложное в кинематографе. Будучи продюсером, я в пост-продакшн «мучил» своих режиссеров. Вот теперь «мучаю» сам себя. Мой со-продюсер «Фокс Интернейшнл продакшн» планирует прокат в декабре-январе. Для американцев это один из первых совместных проектов с Россией. Еще готовимся к съемкам семейной комедии по сценарию Юрия Короткова.
В Москве и Алма-Ате идут съемки фильма «Балкон». Это наш совместный российско- казахский проект. У картины два режиссера: директор киностудии «Казахфильм» Ермек Аманшаев, который одновременно является автором сценария, и наш – Георгий Шенгелия. Оператор Артур Гимпель, в главных ролях Алёна Бабенко, Берик Айтжанов, Евгений Стычкин.
Параллельно работаем еще над одним проектом. К нам обратилась Агентство TVIN Product Placement, чтобы мы взяли под свое крыло фильм «Стальная бабочка» по сценарию Юрия Короткова. В главных ролях Анатолий Белый и Дарья Мельникова. У Даши есть все данные, чтобы стать большой драматической актрисой.
На стадии пост-продакшн мы подключились и к фильму «Разговор» с Анной Канарис и Гошей Куценко. Думаю, почитатели его таланта будут удивлены новыми гранями мастерства. Пронзительная, трагическая роль.
Еще одна картина снимается в Алтайском крае. Режиссер – дебютант в большом кино – Рустам Мосафир, ученик Алексея Учителя, а оператор – сын Дмитрия Месхиева – Илья Авербах. Снимаются Лиза Боярская и Петр Федоров.
Так что летаю между съемочными площадками в Москве, Алма-Ате, на Алтае и двумя монтажными в Москве. К общему списку дел можно добавить и несколько фестивалей российского кино за рубежом, в том числе в Берлине и в Париже, которые проводит «Интерфест». А в Москве мы продюсируем фестиваль «2-in-1». И мне нравится, когда так много дел.

Вита Рамм:
В таком темпе работать, столько проектов курировать! А для себя есть время пожить? Книги читать, о смысле жизни подумать? Музицировать?

Ренат Давлетьяров:

С братом иногда играем в четыре руки, на домашних посиделках. А вот счастье, когда можно читать не спеша, и не отвлекаясь ни на что, уже практически недоступно. Последние два года читаю сценарии, а полки непрочитанных книг только множатся в ожидании. Читаю лишь в часы перелетов, но системного чтения, как раньше, уже не получается.

Вита Рамм:
А зачем носить с собой книги? Сегодня можно пользоваться электронной библиотекой.

Ренат Давлетьяров:

Не любитель я чтения с экрана. Мне нравится листать страницы. Сам факт настоящей книги в руках уже по-другому настраивает на чтение. Но я смотрю много фильмов. В последнее время я увлекся киноклассикой, в основном голливудскими фильмами 1930–1950 годов. Удивительное дело, на сегодняшний взгляд – картонные уже декорации никак не мешают воспринимать игру актеров. Кларк Гейбл, Вивьен Ли, Хамфри Боггарт, Генри Фонда, Бетт Дэвис нисколько не устарели. Они и сегодня, уверен, стали бы звездами.

Вита Рамм:
Вернемся тогда в Ваши рабочие будни. Многие продюсеры смотрят на Европу и там ищут партнеров, а вы в Алма-Ате.

Ренат Давлетьяров:

Не уверен, что Европа так ждет нас и наших фильмов. А рядом с Россией есть огромный русскоязычный рынок, уже готовый поучаствовать деньгами в совместных проектах. Таможенный союз позволяет отправлять через границу наши фуры с техникой, а деньги мы стараемся тратить так, чтобы они не пересекали границ. Казахские – в Казахстане, российские – в России.

Вита Рамм:
И все равно остается вопрос – есть ли в России кинобизнес. Фильмы, жалуются продюсеры, не окупаются, кинотеатры и пираты забирают все.

Ренат Давлетьяров:

Я не жалуюсь. Трилогия про «Любовь-Морковь» была достаточно успешной. Да, результаты могли быть значительно выше, если бы в стране было бы столько кинотеатров, сколько во времена СССР или если бы прокат фильмов не зависел от жесткого лимита двухнедельных показов. Но и сравнивать сегодняшнее количество зрителей с исключительными советскими условиями неправильно. Тогда все знали – новый фильм надо посмотреть сейчас, потому что по телевидению его скоро не покажут, тогда не было и видео. Сегодня все другое. И пора уже привыкнуть к этому. Другое дело, что наша киноиндустрия напоминает мне «АВТОВАЗ» - деньги выделяются, но ни «Мерседесов», ни «Тойот» из старых «Лад» не получается.

Вита Рамм:
Реформы правительство проводит, деньги прибавляют, а результата нет. Почему?

Ренат Давлетьяров:

Правительство тут ни при чем. Дело в самих кинематографистах, которые снимают такие фильмы, что наш родной зритель отказывается их смотреть. Он даже не знает, что за кино ему покажут, ему достаточно увидеть – «снято в России», и он выберет любой голливудский фильм. Вот ведь страшно. Наши режиссеры и продюсеры зачастую игнорируют зрителя, не знают его и уходят в жанр «печального фестивального фильма». Не Голливуд враг нашего кинематографа, как любят говорить наши уважаемые мэтры, а мы сами. Я считаю, что мы должны учиться у Голливуда умению быть с людьми. Так, как он, например, утешал и поддерживал своих зрителей в период Великой депрессии. А у нас сегодня в стране экономических проблем не меньше, и зритель не меньше желает радости и поддержки.

Вита Рамм:
В советские годы кинематографисты также снимали духоподъемное кино. Достаточно вспомнить послевоенные комедии Ивана Пырьева. Сегодня Вы занимаете, пусть и общественный, но влиятельный пост. Что делает Гильдия продюсеров, которой Вы руководите, чтобы наша киноотрасль развивалась правильно, чтобы было выгодно зарабатывать не во время съемок, а во время проката? Или все нормально, раз никто из знакомых продюсеров на паперти не сидит после куцых валовых сборов в прокате?

Ренат Давлетьяров:

Не будем говорить о тех, кто живет только благодаря освоению госдотаций. Им не важно, что снимать, лишь бы снимать. Больная тема. Но я считаю, что госдотации в нашей стране нужны. Они в какой-то мере компенсирует слабость государственных институтов, которые не могут навести порядок и защитить производителя от Интернет-пиратства, за отсутствие кинотеатров, за неконтролируемый поток DVD.
А насчет дел Гильдии, то в ее защиту напомню, что под руководством президента Владимира Досталя за 15 лет было сделано очень многое. Благодаря настойчивости Владимира Николаевича профессия «продюсер телевизионных и кинофильмов» в 2006 году получила квалификационную характеристику должности. Мы снимали кино, а в государственном перечне такой профессии не было около двадцати лет! И Федеральный Закон о кино, и налоговая льгота на НДС, и типовые договора с режиссерами, актерами, композиторами и так далее – все это появилось благодаря Гильдии продюсеров. Это не публичная работа, кабинетная, кропотливая. Наши юристы – высококвалифицированные специалисты. Они знают, как надо пройти все кабинетные процедуры согласования и при этом не потерять нюансы отрасли. Сейчас Гильдия участвует в межведомственной комиссии по разработке законов против пиратства в Интернете. Спорим до хрипоты с юристами других министерств, спорим и внутри Гильдии, а нас около ста членов. Эта работа отнимает много времени и заниматься ей приходится по необходимости. Честно скажу, на съемочной площадке мне интереснее.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Юбилеи, дни рождения

Реклама