Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 декабря 2011 11:02

Леонид Демченко: «Количество совместных проектов постоянно увеличивается и интерес к ним растет»

Леонид Демченко: «Количество совместных проектов постоянно увеличивается и интерес к ним растет»

С 1 марта 2011 года Россия стала новым членом Фонда поддержки европейского кино Eurimages, созданного старейшей в Европе международной политической организацией под названием Совет Европы. Главный редактор Интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская побеседовала с национальным представителем России в совете фонда «Евримаж» Леонидом Демченко о том, какие проекты уже получили поддержку Фонда, какие могут претендовать на финансирование и процедурах подачи проектов.

Нина Ромодановская:
С 1 марта 2011 года Россия является полноценным членом Eurimages – самого крупного европейского фонда, на гранты которого могут рассчитывать 35 стран. В чем заключается Ваша работа? Вы только координируете работу или помогаете российским продюсерам в оформлении документов?

Леонид Демченко:

В круг моих обязанностей входит участие в заседаниях совета Фонда, где рассматриваются проекты, претендующие на получение поддержки в совместном производстве и в прокате, а также заявки кинотеатров на приобретение цифрового оборудования. На этих заседаниях, которые проходят четыре раза в год, присутствуют представители всех стран-членов Фонда, их, кстати, стало уже 36 – Грузия присоединилась к Фонду 18 октября этого года. Представление и защита проектов с российским участием также является моей непосредственной обязанностью. Проекты направляются в секретариат Фонда в установленные сроки делегированным продюсером, отвечающим за подачу этого проекта в Фонд. Как правило, делегируют того продюсера, чей вклад больше, поэтому зачастую проект представляется не российским сопродюсером, а иностранным. Проекты с российской мажоритарной долей в этом году пока еще не рассматривались.
После этого секретариат оценивает проекты на предмет их соответствия всем существующим правилам. Не удовлетворяющие этим требованиям проекты к рассмотрению не допускаются.

Нина Ромодановская:
Какие российские проекты уже получили поддержку, и в каком размере?

Леонид Демченко:

С момента нашего вступления все заявленные проекты с российским участием получили поддержку Фонда. В частности поддержку получили проекты художественных фильмов: «Poklosie» («Колоски»), режиссер Wladyslaw Pasikowski – совместное производство Польши, Словакии и России, а также «Seagull» («Чайка»), режиссер Miguel Angel Jiménez – совместное производство Испании, Грузии, России и Франции.

Нина Ромодановская:
Когда будет проходить следующая сессия? Какие проекты будут поданы? Наблюдается ли активность российских продюсеров?

Леонид Демченко:

Следующая сессия пройдет с 12 по 15 декабря 2011 года. Пока нельзя сказать окончательно, какие проекты будут в ней участвовать, но знаю, что российские в их числе будут.
Как только подача проектов с российским участием стала возможной, процесс пошел. То есть продюсеры знали, готовились и ждали этого момента. Министерство культуры осуществляет участие Российской Федерации в деятельности фонда «Евримаж», а также рассматривает проекты совместного производства на предмет подтверждения их статуса. Благодаря этому я могу сделать вывод, что количество совместных проектов, независимо от того подаются они в «Евримаж» или нет, постоянно увеличивается.

Нина Ромодановская:
Претендовать на финансирование из фонда могут кинопроекты с как минимум 50% подтвержденного бюджета, при этом желательно, чтобы значительная часть бюджета картины была профинансирована государством. Для каких проектов и как это работает?

Леонид Демченко:

Действительно, 50 процентов подтвержденного финансирования – это обязательное условие, но это не значит, что деньги непременно должны быть государственными. Решение о выделении государственных средств по тому или иному проекту не всегда приходит сразу. Проект может быть изначально наполнен собственным финансированием, инвестициями, предпродажей прав на телевидение и кинотеатральный прокат, а государственная доля может быть заявленной, но еще не подтвержденной.
Продюсер из каждой страны должен подтвердить как минимум 50 процентов своей доли. При формировании бюджета, когда заявка выходит на рассмотрение «Евримаж», сумма, запрашиваемая из Фонда, дополняет общий бюджет до 100%.
Чтобы претендовать на поддержку «Евримаж», российскому продюсеру нужно иметь как минимум одного сопродюсера из стран-членов Фонда, сформировать общий бюджет проекта и определиться с процентными соотношениями вкладов продюсеров. Не стоит забывать и об ограничениях по объему поддержки, установленному правилами «Евримаж». Продюсеры могут претендовать не более чем на 700 тысяч евро и не более чем на 17% участия Фонда в общем бюджете производства.

Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о процедурах. Минкультуры подтверждает статус совместного производства фильма. Без этого проект может не получить удостоверение национального фильма. Что это значит?

Леонид Демченко:

Это двухступенчатая процедура. Сначала проект должен быть одобрен как совместный, другими словами, получить статус «совместного производства», а уже после этого продюсер получает удостоверение национального фильма.
Министерство культуры рассматривает заявку на подтверждение статуса совместного производства фильма на основании представленного договора и сопутствующих документов, оценивает вклады сопродюсеров и изучает все предоставленные документы на соответствие тем критериям, которые установлены двусторонними соглашениями или Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве. Затем документы отправляются на согласование компетентным органам тех стран, которые также участвуют в проекте. Когда мы получаем одобрение от страны с бóльшим финансовым участием, мы подтверждаем статус «совместного производства». После этого продюсер оформляет удостоверение национального фильма, и в дальнейшем должен осуществлять свой проект в строгом соответствии с принятыми обязательствами. Если в процессе производства происходят какие-то изменения, значимые для принятия решения о присвоении статуса (в особенности это касается финансового участия сторон), о них необходимо информировать Министерство культуры.

Нина Ромодановская:
При миноритарном участии должен быть какой-то минимум, чтобы фильм получил этот статус?

Леонид Демченко:

Действующие двусторонние соглашения, как правило, устанавливают процентные соотношения вкладов сторон как 20/80, т.е. не меньше 20% и не больше 80%. Европейская конвенция регулирует отношения между странами в области многостороннего совместного производства. Таким образом, при участии в совместном производстве трех и более стран, минимальный вклад не может быть меньше 10%, а максимальный – превышать 70% от общих издержек производства фильма. Те же соотношения применяются и к проектам, которые подаются в «Евримаж», потому что в своей работе Фонд полностью руководствуется установленными правовыми нормами. Поэтому, в зависимости от количества стран, участвующих в совместном производстве, проекты с долей участия меньше 20% или меньше 10% соответственно, не могут претендовать ни на получение статуса «совместного производства», ни на поддержку Фонда.

Нина Ромодановская:
Каким образом «Евримаж» осуществляет содействие в дистрибуции отечественных картин?

Леонид Демченко:

С самого первого дня участия России в «Евримаж» отечественные фильмы получают поддержку в европейском прокате. Среди них такие картины, как «Эйфория» Ивана Вырыпаева и «В субботу» Александра Миндадзе, вышедшие в прокат в Румынии, фильмы «Елена» Андрея Звягинцева (прокат в Венгрии и во Франции) и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского (прокат в Венгрии и Румынии). Поддержка была оказана непосредственно европейским прокатчикам, т.е. для ее получения в «Евримаж» обращался сам иностранный дистрибьютор. Как правило, это небольшие деньги, порядка 5-6 тысяч евро, которые выделяются на печать нескольких копий фильма и рекламную кампанию для его продвижения к зрителю.
Российским дистрибьюторам, чтобы получить средства по этой схеме, соответственно, нужно прокатывать европейские фильмы, созданные как при поддержке «Евримаж», так и без неё. Такой поддержкой в основном пользуются те, кто организует ограниченный прокат. Тем не менее, желающих получить поддержку всегда много. Когда Фонд принимает решение, кому ее оказывать, он рассматривает как потенциал самого фильма, так и прокатную стратегию, предлагаемую компанией-заявителем. А именно – количество копий, которое она собирается изготовить, помимо тех, на которые запрашиваются средства, сам объем этой компании и надежность прокатчика.

Нина Ромодановская:
А о том, какие дистрибьюторы подали заявку на поддержку в прокате нашего кино, вы узнаёте до начала сессии?

Леонид Демченко:

Да, незадолго до сессии. А на самом заседании оценивается потенциал дистрибьюторов по организации проката, а также существующие финансовые возможности.

Нина Ромодановская:
Рассматривается ли вопрос на сессиях Евримаж о финансовой помощи российским кинотеатрам, устанавливающим цифровое оборудование?

Леонид Демченко:

Заявки от кинотеатров рассматриваются два раза в год. Основное требование к заявителю: показчик должен указать крупно и на видном месте, что оборудование установлено при поддержке фонда «Евримаж». Кроме того, заявитель должен предоставить четкий план расходования средств. Цифровое оборудование должно соответствовать стандартам DCI и быть совместимым с технологией 3D. Также есть определенные требования по программированию: 33% процента фильмов и не менее 50% сеансов должны быть европейскими. Помимо этого, некоторая доля показов, определенная контрактом, отдается европейским фильмам, поддержанным «Евримаж». Сумма поддержки фиксирована – 20 тысяч евро на экран. Она выплачивается непосредственно после доставки оборудования и его приемки показчиком. Поддержка выделяется в качестве невозвратного гранта, и не может быть передана третьей стороне.
Помимо этого, в связи с вступлением России в «Евримаж» четыре российских кинотеатра с 2012 года должны присоединиться к сети и перейти на поддержку Фонда. В их числе: «Чайка» в Санкт-Петербурге, «Заря» в Калининграде, «Орленок» в Нижнем Новгороде и «Пионер» в Москве. Других заявок пока не поступало.
В связи с возможностями Фонда по поддержке кинопоказа и в установке цифрового оборудования, есть планы по проведению в следующем году специальных презентаций этих программ для более активного привлечения российских кинотеатров.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд поддержки европейского кино Eurimages

Реклама