Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 июля 2013 10:00

Бела Тарр: «Моя миссия – поддерживать молодых кинематографистов»

Бела Тарр: «Моя миссия – поддерживать молодых кинематографистов»

С 5 по 9 июля 2013 года в Вологде проходит 4-й фестиваль молодого европейского кино VOICES. В жюри вошли Стефан Лаундин, Эрик Эбони, Яна Троянова и Оливия Маньяни. Председателем судейской коллегии стал знаменитый венгерский режиссер Бела Тарр. Мы встретились с ним и поговорили о критериях оценки фильмов, причинах приезда в Вологду и многом другом.

Корреспондент:
Вы редкий гость даже на международных фестивалях класса «А». Что послужило причиной Вашего согласия возглавить судейскую коллегию фестиваля VOICES?

Бела Тарр:
Такие фестивали, как Каннский, Берлинский и Венецианский давно превратились в институты бизнеса, где всем правят деньги и политика. Искусство там больше не живет. Мне как кинематографисту трудно принять такие правила игры, поэтому я предпочитаю фестивали, где главное – это кино. И VOICES, как я уже убедился, - именно такой киносмотр. Тем более, после моего ухода из кино я вижу свою миссию в поддержке молодых кинематографистов. Если мое имя способно привлечь внимание к этому фестивалю, то я только рад. Я служу искусству и для меня очень важно поддерживать дебютантов, которые только делают первые шаги на этом поприще.

Корреспондент:
Какие впечатления у Вас о Вологде?

Бела Тарр:
К сожалению, пока я не ознакомился с городом. Как вы знаете, мой путь сюда был долгим и тернистым, из-за чего я не успел на церемонию открытия. Но это не моя вина, а авиакомпании, которая перенесла рейс, что в итоге вылилось в пятнадцатичасовую поездку, полную трудностей. Но вот я здесь и готов смотреть кино.

Корреспондент:
Вы пропустили два конкурсных фильма, показанные в первый день смотра. Будет ли для Вас организован отдельный показ?

Бела Тарр:
Мне уже предоставили эти ленты на DVD. И хотя я считаю, что кино нужно смотреть на большом экране, я не могу упустить возможность увидеть эти картины. Не только потому, что я председатель жюри и будет непрофессиональным выносить суждения о фильмах, не посмотрев всю конкурсную программу, но и по причине того, что я очень люблю кино и не хочу упускать случай увидеть что-то новое.

Корреспондент:
В России Вас называют прямым наследником Тарковского. Как Вы к этому относитесь?

Бела Тарр:
Я себя таковым не считаю. У меня двойственное отношение к Тарковскому, и назвать себя его почитателем я точно не могу. Определенное влияние на меня оказал фильм «Андрей Рублев». Впервые я его увидел в возрасте 15-16 лет, и был настолько поражен, что посмотрел его еще раз десять. Также мне нравится «Сталкер». А вот «Ностальгия» и «Жертвоприношение» положительных эмоций у меня не вызывают.
К тому же, я очень отличаюсь от Тарковского, у нас разное восприятие мира. Он был религиозным человеком, а о себе я такого сказать не могу. Если в лентах Тарковского вы видите дождь, то это дождь очищающий, смывающий грехи. Я же человек прагматичный и смотрю на вещи по-другому. Для меня дождь приносит с собой грязь и осложняет жизнь героев, создает препятствия на их пути, но уж точно не очищает.

Корреспондент:
Смотрите ли Вы современное российское кино?

Бела Тарр:
Практически нет. Посудите сами – где я могу его увидеть? В прокате его нет, поэтому единственной возможностью остаются фестивали. Но, опять же, на международных фестивалях российское кино представлено слабо, и если удается найти в программе кинофорума хотя бы один российский фильм, то можно считать, что повезло. Но если такая возможность представляется, то упускать я ее не стану.

Корреспондент:
Что для Вас выступает критерием оценки фильма? На основании каких принципов Вы будете выбирать победителя?

Бела Тарр:
Самое главное – кино должно меня тронуть, вызвать резонанс в моей душе. Я хочу быть потрясен. Мне очень важно найти такой фильм, где ярко прослеживается личность его создателя, потому что только это спасает от безликости. В большинстве современных фильмов я этого не наблюдаю, а ведь это великое счастье – погрузиться в мир другого человека и увидеть происходящее его глазами. Это все равно, что прожить еще одну жизнь.

Корреспондент:
Что случится, если Ваше мнение будет отличаться от мнения других членов жюри?

Бела Тарр:
Я не тиран и считаю, что у нас равноправие. Как решит большинство, такой фильм и будет награжден. Я свое мнение никому навязывать не буду, даже если сочту, что мои коллеги приняли неверное решение. Председатель жюри нужен для того, чтобы организовывать работу, но не более.

Корреспондент:
Вы объявили о своем уходе из режиссуры. Скажите, чем же в таком случае Вы сейчас занимаетесь?

Бела Тарр:
Я организовал в Сараево творческую лабораторию. Это крупный международный проект. Под моим руководством 16 режиссеров из разных стран учатся снимать кино. Обучение состоит из трех блоков. Первый – теоретический. Второй – это мастерские, где известные режиссеры рассказывают о своем методе работы и делятся воззрениями о творчестве в целом. Третий – это непосредственно съемки их собственных проектов. Я руковожу этим процессом, даю советы и направляю их.

Корреспондент:
Есть ли в Вашей мастерской российские кинематографисты?

Бела Тарр:
К сожалению, нет. Ко мне приходили заявки из многих стран и я ожидал, что и русские захотят принять участие, но этого не случилось.
Автор:
Фаина Фардо

Другие статьи по теме Международный фестиваль молодого европейского кино Voices

Фоторепортажи по теме Международный фестиваль молодого европейского кино Voices

Реклама