Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 октября 2013 13:02

Николай Досталь: «Я верю в коммерческий потенциал фильма»

Николай Досталь: «Я верю в коммерческий потенциал фильма»

7 октября 2013 года Попечительский совет Фонда кино подписал итоговый протокол, в котором отдельным пунктом записано, что фильм «Монах и бес» по сценарию Юрия Арабова получит финансирование на условиях стопроцентной возвратности в монтажно-тонировочном периоде. На вопросы "ПрофиСинема" ответил инициатор проекта, народный артист России, режиссер Николай Досталь.

Вита Рамм:
Закончив последнюю 20-ти серийную картину «Раскол» на телеканале «Россия» в 2011 году, Вы уже два года занимаетесь новым фильмом по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес». Чем же Вас привлекает именно эта киноистория?

Николай Досталь:

В основу легли два жития Святых земли Новгородской. В одном из монастырей появился послушник Иван Семенович, а за ним увязался бес по имени Легион. Такое вот имя ему придумал Юрий Арабов. Легион появляется в облике обычного человека, но лишь тогда, когда послушник бывает один.
Идея истории у меня появилась, когда я впервые побывал в Софийском соборе в Великом Новгороде и прочитал житие Иоанна Новгородского, дошедшее до нас из 11-12 веков. В том житии было описано, как однажды монах Иоанн поймал черта в рукомойнике. Черт молил отпустить, а монах сказа, мол, отпущу, если свозишь меня к Гробу Господню. Черт уступил, свозил, но оказался мстительным, стал в келью Иоанна подбрасывать разный компромат. То женские папильотки, то бражку. Братия решила наказать «непослушного» послушника, привязала его к плоту и пустила по реке Волхов. А плот, возьми, да и поплыви обратно, против течения. Пали тогда монахи на колени, отвязали наказанного и с почестями проводили обратно в монастырь. А со временем тот стал настоятелем монастыря и был причислен к лику святых – Иоанн Новгородский. Его мощи и находятся в Софийском соборе.

Вита Рамм:
История с плотом и чертом, скорее комичная, чем святочная.

Николай Досталь:

Да, вы правы, в сценарии есть и комичная, и житейская сторона. Есть и исторические эпизоды, например, в монастырь заглядывают Николай Первый и Бенкендорф…

Вита Рамм:
…Вы же говорили об 11- 12-ом веках…

Николай Досталь:

Историю про монаха и беса Юрий Арабов перенес в 19-ый век, драматургически объединив с житием Ивана Семеновича Шапошникова (рясофорный послушник Нило-Сорской пустыни в 1802-1863, - прим. "ПрофиСинема"). Вот он, будучи увечным праведником, и жил в 19-ом веке в Нило – Сорской пустыне.
Я рад новой работе с Юрием Арабовым, первая была над 12-ти серийным телефильмом «Завещание Ленина» в 2007-ом году о великом русском писателе Варламе Шаламове.
И когда я Юрию Николаевичу рассказал про этих двух монахов, он сразу понял мое желание говорить иронично о грустном и смешно о серьезном. Получилась удивительная трагикомическая, почти гоголевская история о вечном противостоянии добра и зла. В ней есть и другие смыслы…
В России подобного ничего не снималось. Как сказали прочитавшие в Фонде кино: «Это лучший сценарий вообще из того, что мы прочитали».

Вита Рамм:
Прочитала сценарий и я, и могу подтвердить – придумано и написано отлично. Но, помня, как сценарий Александра Миндадзе не прошел историко-военную экспертизу, хочу спросить, проходили ли вы церковную экспертизу? Все-таки, жизнь монастыря, обряды, взаимоотношения монахов. Да еще и бес Легион там в придачу. Соблюдены ли в сценарии православные каноны?

Николай Досталь:

Главные герои не исторические персонажи, а собирательные образы, и сам жанр нашей истории, на мой взгляд, не требует дополнительных экспертиз.

Вита Рамм:
На меня наиболее сильное впечатление произвели эпизоды в Иерусалиме, когда Легион проходит свою точку невозврата и становится…

Николай Досталь:

…не раскрывайте всех сюжетных ходов сценария! Но в нем действительно есть тайна, которую умеет создавать Юрий Арабов.

Вита Рамм:
Вас продюсирует «Православная Энциклопедия» и проекту Фонд кино в конце 2011-ого уже выделил 30 миллионов рублей. Скоро могут последовать финансовые санкции за не освоение этих денег.

Николай Досталь:

Надеюсь, что до этого не дойдет, так как по договору мы должны предоставить завершенный фильм в ноябре 2014 года. Но время идет, и пора снимать, а снимать пока не на что. Мы очень рассчитывали на содействие Фонда кино, и в какой-то мере его получили, но обещание финансировать дополнительно касается только монтажно-тонировочного периода. Готов техническими услугами, взамен телеправ, войти в проект и киноконцерн «Мосфильм», за что спасибо Карену Шахназарову. Но самая главная проблема - съемки. 

Вита Рамм:
Каков бюджет вашего фильма?

Николай Досталь:

Бюджет изначально составлял около 180 млн. рублей. Сейчас мы пошли на радикальное его сокращение. С продюсерами из «Православной Энциклопедии» мы еще раз прошлись по смете, ужались до предела, но все равно какие-то важные для фильма эпизоды, детали не могли убрать. Например, для «Монаха и беса» нужны съемки в Израиле, и в Иордании, в городе Петра. Также нужны спецэффекты, компьютерная графика.
У нас уже есть отличный сценарий, выбрана большая часть натуры и интерьеров, есть актеры. Александр Яценко на роль Ивана Семеновича и Георгий Фетисов из театра Васильева на роль Легиона. Получили согласие на съемки в Кирилло-Белозерском музее - заповеднике и в Ферапонтовом монастыре. Там я уже снимал телевизионный «Раскол».

Александр Яценко     Георгий Фетисов

Вита Рамм:
Попечительский совет выделил деньги не всем, прошедшим Экспертный совет, отдавая предпочтение коммерческим проектам. Так что Фонд кино, поддерживая Ваш фильм, рискует. Перед ним же поставлена задача – увеличить долю российского кино в общих кассовых сборах.

Николай Досталь:

Я верю и в коммерческий потенциал фильма. У него яркая и необычная история, молодые герои, популярный жанр и экзотическая среда. Мне, например, нравится формулировка, с которой я получил приз в Сочи на первом «Кинотавре» за фильм «Облако-рай»: «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех».
Я убежден в том, что у «Монаха и беса» может сложиться успешная и фестивальная, и коммерческая судьба. Проектом уже заинтересовались кинопрокатная компания «Вольга» и Первый канал.
За эти два года я отказался от весьма финансово привлекательных телевизионных предложений. И все жду, когда же мы соберем бюджет фильма, чтобы начать работать. Но не знаю, сколько ещё смогу быть в таком подвешенном состоянии.

Вита Рамм:
По наблюдениям кинообщественности Вы не сидите спокойно, а переписываетесь, да еще публично, то с главой ВГТРК Олегом Добродеевым, то с Министром культуры Владимиром Мединским.

Николай Досталь:

Да, было такое, так совпало... Ответ от юриста Олега Борисовича Добродеева о незаконных купюрах во время демонстрации «Штрафбата» жду и по сей день. 
В своем же письме министру культуры я писал о том, что он неоднократно упоминал мой многосерийный фильм «Штрафбат», как пример искажения в нем военной истории в период Великой Отечественной войны.
Но ведь многосерийный телевизионный фильм не документально-архивное исследование, а художественное кино. Его сценарий Эдуард Володарский писал на основе своих многочисленных встреч с бывшими штрафниками. А про исторические неточности я, естественно, знал, так как перед съемками всегда придирчиво изучаю все стороны сценария.
Но надо помнить и о том, что, несмотря на официальные документы и уставы, ведь и отступления во время войны тоже были часто вынужденные. Как говорил сам Эдуард Яковлевич: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!». И правда жизни оказывалась суровее циркуляров и приказов.
Именно об этом я писал министру, приводя примеры: «Разжалованный майор командовал штрафбатом, а рядовые попадали в штрафбаты, где должны быть только офицеры. В штрафбат был взят добровольцем  осужденный по 58-й статье бывший офицер, у которого срок истекал в 1942 году. По отступавшим штрафникам стрелял наш заградотряд, и священник воевал в штрафбате (правда, не в рясе, как в нашем фильме). Все эти нарушения приказов ставки объяснялись одним: любой ценой остановить немцев в самый тяжелый для нашей страны период войны». 
И министр мне ответил. Также публично, в интервью в газете «Культура»:
«Штрафбат» — один из наиболее ярких сериалов за всю историю постсоветского кинематографа. Я его смотрел запоем — по 3-4 серии подряд. Актерские работы блестящие. Все здорово. Но есть, как говорится, нюансы. Первое: такого просто никогда не было. Правдой в этом фильме является лишь то, что мы воевали с Германией. Дальше — сплошные исторические натяжки и исключения… А если бы фильм «Штрафбат» был правдой, Русь бы не существовала уже тысячу лет. Поэтому я убежден, что государство подобные картины финансировать не должно. К сожалению, «Штафбат» еще и талантливое кино. В этом и ужас — таланту верят на слово».
Что тут скажешь, если министр культуры считает, что главное в историческом фильме – позитив. Я же убежден в том, что историю страны нельзя, даже преступно делить на позитивную и негативную! История такая, какая есть. И потому учебники, исследования, научные книги и фильмы на исторические темы обязаны быть объективными, а не обслуживать заказ текущего момента. Нынешние времена, к сожалению, стали требовать от нас правильных фильмов. Это мы уже проходили. Только в советские времена по-своему понимали эту правильность, сегодня – по-своему. Николай Рерих говорил, что камни прошлого – это ступени в будущее. И потому мы обязаны честно говорить, писать, снимать многовековую историю своей страны, насыщенную и героическими событиями, и такими фактами, за которые испытываешь стыд. Но мы не вправе пропускать, «вырывать» любые страницы истории нашей страны.
А фильмы, да, тут я с министром согласен, должны быть талантливые, увлекающие зрителя.
Автор:
Вита Рамм
Реклама