Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4 июня 2014 12:48

Режиссеры альманаха «Поезд»: Наш фильм о течении времени и каждый зритель найдет в нем что-то свое

Режиссеры альманаха «Поезд»: Наш фильм о течении времени и каждый зритель найдет в нем что-то свое

6 июня 2014 года в Сочи в рамках юбилейного 25-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» пройдет традиционный питчинг проектов, на котором кинокомпания «Студия «Пассажир» представит альманах «Поезд», состоящий из трех короткометражных картин по произведениям современных российских писателей – Дмитрия Быкова, Анны Старобинец и Виктора Пелевина. Все эти рассказы связаны между собой не только темой железной дороги, но и временным контекстом: в основе каждого из них – прошлое, настоящее и будущее. Художественным руководителем проекта выступит знаменитый режиссер и сценарист Александр Миндадзе, продюсером – Лиза Антонова.

«Истории трех знаменитых, современных русских писателей переплетаются в стремлениях их героев существовать не только в реальном, но и в вымышленных, придуманных ими самими мирах. Замысел, несомненно, плодотворен и актуален, имея ввиду сегодняшнее стремительное время и сложную действительность, в которой перепутаны смыслы. Люди не перестали искать себя, просто их поиски сделались более тайными и радикальными. Приступая к работе над фильмом, мы, главным образом, сосредоточены на изобретении кинематографических эквивалентов, способных без потерь передать литературные подтексты и позволяющих при этом различить голоса молодых режиссеров», - говорит Александр Миндадзе.

Продюсер Лиза Антонова также считает, что альманах «Поезд» будет крайне актуальным, современным и интересным для зрителей и позволит соединить произведения трех совершенно разных писателей в одну историю и дать возможность дебютировать молодым режиссерам в большом кино.

«Мы хотим, чтобы каждая новелла была самостоятельная, но в то же время являлась частью единого целого. Героиня первой новеллы ищет свое счастье в прошлом, герой второй – потерялся в настоящем, герой третьей – не может найти место в будущем. И мы постараемся передать в картине это движение и метаморфозы героев. Для меня это был какой-то знак, что ребята-режиссеры почти одновременно задумали такие короткометражные фильмы, которые, с одной стороны, объединены общей темой поезда, железной дороги, а с другой – осознанием течения времени», - подчеркивает Лиза Антонова.

Для создания картины кинокомпания «Студия «Пассажир»» планирует привлечь не только государственные, но и частные средства.


Режиссерами фильмов выступят выпускники мастерской Вадима Абдрашитова Андрей АнненскийАртем Волчков и Гала Суханова, которые в преддверии презентации своего проекта на «Кинотавре» рассказали о том, как родилась идея альманаха, на каком этапе находятся картины и какому кругу зрителей они будут интересны.

Корреспондент: 
Ребята, расскажите, почему вы выбрали для своих экранизаций именно рассказы «Бубен Верхнего мира» Виктора Пелевина, «Семья» Анны Старобинец и «Можарово» Дмитрия Быкова? И как вообще родилась идея сделать альманах?

Гала Суханова

Гала Суханова: 
На самом деле к Пелевину у меня сложное отношение. Несмотря на то, что он, безусловно, крайне интересный автор, но бывают такие случаи, что какие-то его произведения меня цепляют, а какие-то – нет. В своем время мы очень много читали рассказов для того, чтобы написать сценарий короткого метра. И мне попался рассказ «Бубен Верхнего мира», который привлек меня своей простотой и лаконичностью. Уже тогда во мне родилась идея адаптировать его под сценарий, а когда пришла идея альманаха, все как-то сложилось само собой.

Артем Волчков

Артем Волчков: 
Рассказ «Семья» Анны Старобинец я прочитал довольно давно – еще учась на первом или втором курсе ВГИКа. И все время пытался снять эту историю, но никак не удавалось ее вписать в учебный процесс. Потом я хотел снимать по нему диплом, но это в итоге не получилось организационно. И когда родилась идея сделать альманах, я понял, что эта история в него встроится самым лучшим образом. Мне кажется даже, что альманах доведет её до более широкого осмысления. Я очень люблю произведения Анны Старобинец, вдохновляюсь ее рассказами, и мне кажется, такого у современных российских писателей и не читал больше. Но мне не всегда хватает той драматургической законченности, которая была бы необходима для сценария. В «Семье» была подобная трудность - искал выразительный финал для картины. И вот соединение этого рассказа с пелевинским «Бубном Вехнего мира», а в особенности с быковским «Можарово» породило весьма любопытную трактовку. Возникло ощущение – пазл сложился.

Андрей Анненский

Андрей Анненский: 
Идея соединить три эти истории в альманах появилась у продюсера «Студии «Пассажир»» Лизы Антоновой, которая, узнав о наших замыслах, решила все скомбинировать и увидела потенциал именно в формате альманаха, который сейчас пользуется успехом по всему миру. Привлекательным казался и тот факт, что все три фильма соединяет тема железной дороги, с одной стороны, и параметр времени с другой – прошлое, настоящее и будущее. Мы придумали некий виртуальный поезд, который состоит из вагона электрички, плацкартного вагона пассажирского поезда, а третьего – спецвагона, который едет развозить гуманитарную помощь. Истории связанны между собой, камера следует за героем, переходит в следующий вагон и… начинается новый рассказ… Нам кажется, эта работа может быть некой метафорой и страны, и разных социальных классов, разрыв между которыми стремительно увеличивается. То есть это попытка сделать некий портрет нашего времени. Хотя это и пафосно звучит… Рассказ «Можарово» поразил меня своей абсолютной условностью, смелостью, но и точностью передачи реалий, прогноза, который, к сожалению, в некотором смысле уже сбывается. Экранизация этого рассказа – профессиональный вызов, который я сам себе бросаю, ведь я первый раз работаю с подобным материалом, почти с научной фантастикой… Наверное поэтому, прочитав «Можарово», я написал сценарий, отправил его Дмитрию Быкову, он прочел, одобрил, дал несколько очень полезных советов по материалу и посодействовал, чтобы Михаил Ефремов, который должен исполнить в картине главную роль, тоже этим заинтересовался.

Корреспондент: 
С другими актерами, помимо Ефремова, вы уже определились?

Андрей Анненский: 
Нет, на другие роли мы еще будем проводить кастинг. Это не простая история и требует тщательного подбора актеров.

Гала Суханова: 
У меня, конечно, есть некий дрим-каст, но я пока не хочу загадывать, потому что как только скажешь то, что планируешь, ничего не получится. В моей картине очень сложные роли и актерам предстоит большая работа, на них будет держаться вся глубина этого рассказа, сочетание в нем реальности и условности. Сначала у меня было совсем другое представление о персонажах, и я даже уже начинала кастинг, но теперь видение поменялось, в голове немного другие лица героев и поэтому кастинг придется повторить.

Артем Волчков: 
У нас были пробы, мы пока выбрали актера Алексея Демидова, который играл одну из ролей в фильме Александра Анатольевича Миндадзе «В субботу», и Никиту Тарасова, который играл в картине «Интимные места», сериале «Кухня». Они оба – основные претенденты на главную роль, очень разные, но, конечно, нужно будет смотреть их вместе с девушками, кастинг которых мы еще не начали.

Корреспондент: 
Мне известно, что Андрей уже отобрал натуру для съемок, у Артема есть также ряд объектов, которые уже утверждены. Расскажите о них. И как у вас, Гала, обстоит ситуация с выбором натуры?

Гала Суханова: 
Мы тоже выбирали натуру, когда год назад собирались снимать, но потом у всех появились какие-то свои планы, так что нам еще предстоит в итоге выбрать место для съемок. Перед нами стоит задача – найти какой-то совершенно уникальный, вековой, красивый, интересный, исторический лес. Мы уже нашли одно неплохое такое место в Подмосковье, но будем продолжать поиски. Возможно, найдем такую натуру в каких-то знаковых послевоенных местах, ведь один из героев ленты – погибший в войну летчик.

Андрей Анненский: 
Мы действительно уже выбрали натуру – в городе Рославль Смоленской области – это 600 км от Москвы. Там есть вагоностроительный завод, белое поле и та самая, резко закончившаяся железная дорога, которая необходима для концовки фильма.

Артем Волчков: 
А мне нравится Рижский вокзал. Это довольно пустынное, мистическое место, с этого вокзала мало уходит поездов, и мне кажется, оно точно передает суть той отправной точки, в которой начинается путешествие нашего героя. А в Подмосковье будут сниматься станции абстрактного города, в который он приезжает. Но нам еще нужно определиться с местом, в этом городе должна быть интересная архитектура.

Корреспондент: 
Помимо того, что ваши ленты связаны с железной дорогой, они, как Андрей уже сказал, еще и соединяют в себе несколько временных пластов, фантазию и реальность ваших героев. Как будет это передано в картинах? Собираетесь ли вы использовать, например, компьютерные эффекты?

Гала Суханова: 
Если честно, мне очень хочется сделать это все натуральными способами, не прибегать к компьютерной графике, а решить все атмосферой, цветом, светом и актерской игрой, естественно. Поэтому компьютерную графику я не планирую.

Артем Волчков: 
Я тоже не хочу применять графику, а добиться всего за счет способа съемки и операторских решений. Какие-то сказочные штампы мне использовать не хочется принципиально. Наоборот – я хочу максимально приблизиться к реалистичности происходящего. От этого будет и смешнее, и страшнее, и вся эта история больше проникнет внутрь зрителя. А технологии в этом случае, мне кажется, все разрушат.

Андрей Анненский
У меня компьютерной графики не будет принципиально. В моей картине есть несколько сложных сцен, особенно финал, где есть абсолютный сюрреализм: человек выглядывает из вагона, а рельсов нет. Но, как я уже сказал, мы такое место нашли, поэтому примерно понимаем, как это технически можно осуществить – одним кадром снять. Я, откровенно говоря, не фанат спецэффектов. Они, мне кажется, стирают что-то душевное. К тому же, есть много примеров из советского времени, когда кино с элементами сюрреализм, снимали без них, работая минимальными средствами. Чего только стоят, например, «Сталкер» и «Солярис» Андрея Арсеньевича Тарковского. И мне кажется, именно потому, что эти картины «сделаны руками», они приобретают такую невероятную силу.

Корреспондент: 
Скажите, как бы вы могли охарактеризовать своих главных героев и основную тему ваших фильмов?

Гала Суханова: 
Для меня это фильм о пронзительной силе любви, об утраченных идеалах и истинных жизненных целях, о том, что в погоне за благополучием и спокойствием мы теряем возможность любить и быть счастливыми и находим эту возможность лишь в отголосках прошлого, в тоске по недосягаемому чувству – любви. И вот эту грусть, ноту любви, практически невозможной, случившейся неожиданным образом, мне бы хотелось провести через весь фильм. Но уже сейчас, когда прошло достаточно много времени с тех пор, как у меня возник замысел картины, я еще думаю о том, что он также связан с темой современного мужского инфантилизма, которая как раз станет отсылкой к следующей части альманаха – фильму Артема.

Артем Волчков: 
Да, Гала права. Мой герой – это абсолютно потерянный человек – в обыденном, бытовом плане. Возможно, он такой же, как и я, и многие мои ровесники. Он – тень в своем мире, в своей стране, сам по себе живет и не понимает, есть у него семья или нет, на своем он месте или нет. У него есть только желание раствориться. Вокруг него жена, родители, дети, но он от этого всего отстраняется и для него неважно, была ли семья в первой жизни, появилась ли она во второй. Эта некая ценность семьи, дома, она в нем воспитана как теория, но внутри он ее не ощущает. Находится в ней, но ее ценности не чувствует. Он безвольно живет, подчиняется инерции, плывет по течению. И, как мне кажется, в фильме Андрея показано закономерное развитие моего героя. Человек, который полностью растворен в этом поле жизни и которому потом находят применение в странных спецвагонах, несущихся на край земли.

Андрей Анненский: 
Для меня все-таки «Можарово» - это картина, которая в первую очередь рассказывает о внутреннем мире человека, которому не всё равно, что происходит вокруг него. Я говорю не об осознанной гражданской ответственности, а о присущем ему ощущении несправедливости мира, которое иногда подвигает человека на неожиданные даже для него самого поступки. По большому счету, это картина о каждом из нас. О человеке, который интуитивно чувствует, что там за окном все-таки есть какая-то иная правда, пусть она где-то далеко, но при желании, при долгом поиске и упорстве ее можно найти. Моему герою надоело жить в обществе, которое расценивает любой акт потребления как достижение и этим живет. Такая позиция радикальна, и приводит героя туда, где он оказывается... на грани потери разума и… перед обрывом…

Корреспондент: 
Как вы думаете, может ли ваш альманах быть интересен широкому кругу зрителей?

Гала Суханова: 
Я думаю, что все эти истории довольно актуальные, как и форма альманаха, которая сейчас пользуется популярностью. Что касается моего фильма, то, мне кажется, он заинтересует и девушек, и женщин, и юношей, и зрелых мужчин, которые поймут, что надо что-то делать, чтобы такие женщины не убегали и не искали чего-то нового.

Артем Волчков: 
Я уверен, что альманах будет любопытен многим зрителям – молодым в первую очередь.

Андрей Анненский: 
Мне кажется, любой зритель может увидеть в нем что-то свое, и аудитория фильма будет достаточной широкой. 

Другие статьи по теме Питчинги

Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»

Реклама