Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 сентября 2014 12:22

Марко Мюллер: «Как директор фестиваля, я вижу одну из своих задач - помощь дистрибьюторам»

Марко Мюллер: «Как директор фестиваля, я вижу одну из своих задач - помощь дистрибьюторам»

С 16 по 25 октября 2014 года пройдет Девятый Римский международный кинофестиваль. Три года назад к руководству фестивалем был приглашен опытнейший кинофестивальный менеджер Марко Мюллер. О том, какие изменения претерпел фестиваль за это время, какие шаги предпринимает команда организаторов для того, чтобы трансформировать смотр, и многом другом поговорила с Марко Мюллером главный редактор интернет-портала Нина Ромодановская.

Нина Ромодановская :
В этом году пройдет 9 Римский кинофестиваль, для вас 3-й. Что бы вы назвали самым главным достижением этих лет? Как изменился фестиваль? Что приобрел? От чего пришлось отказаться, чтобы сохранить цельность концепции?

Марко Мюллер:
Как известно, цель создания Римского фестиваля заключалась в коммуникации политических лидеров того момента с обществом. И по ходу своего развития он попытался стать копией Венеции, с конкурсом, жюри и прочими атрибутами. Так сказать, «отксерить» Венецию в местном масштабе. А на самом деле, его нужно было трансформировать в другую сторону, то есть адаптировать к нуждам тех, кто снимает и продвигает фильмы.

Поэтому нам необходимо было заново выстраивать разговор с международными и национальными режиссерами, продюсерами и дистрибьюторами. И нашим достижением, прежде всего, мы можем считать то, что режиссеры обратились к нам с просьбой дать в программе место фильмам, которые обычно редко могут рассчитывать на контакт со зрителем, на возможность быть увиденными. Это новое кино, которое часто бывает экспериментальным. Мы открыли программу в музее «MAXXI» (Музей искусства XXI века), которая носит название CineMAXXI (игра слов обозначающая одновременно «Кино XXI века» и обыгрывающая название музея). Это больше, чем экспериментальное кино – кино в процессе трансформации, которое ведет к изменению киноязыка.

Именно открытие секции «Кино XXI» позволило нам выстроить особые отношения с современным российским кинематографом, который открыл для нас новое в наших отношениях с публикой, когда мы поняли, что нельзя ожидать от зрителя предсказуемой реакции. Например, в первый год, кроме основных премий на фестивале была еще и премия публики, она досталась американскому фильму. Но до последнего в списке фаворитов лидировал фильм «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, и нам казалось, что результат голосования предсказуем. А в последний момент все изменилось, и это служит доказательством того, что публика на самом деле непредсказуема, и к ней надо относиться более внимательно. Несмотря на свою пресыщенность, она все еще жадна до новых сюрпризов, и с удовольствием смотрит фильмы, которые далеки от привычных образцов, демонстрирующихся в кинотеатрах повсеместно.

Это стало для нас важным уроком, и мы поняли, что если хотим развивать смотр, то должны понимать, как обращаться с публикой, уделяя внимание не только конкурсным программам, которых в прошлом году было две, но и внимательно работать с аудиторией. Было большим удовольствием видеть, как в прошлом году заполнялись залы музея MAXXI. Это кино оказалось востребованным на Римском фестивале. При этом стоит заметить, что в прошлом году, в конкурсе «Кино XXI» победили оба российских фильма, в нем участвовавших: «Бирмингемский Орнамент 2» Юрия Лейдермана и Андрея Сильвестрова и «Непал форева» Алены Полуниной.
Марко Мюллер - Артдиректор Римского международного кинофестиваля

Нина Ромодановская :
Приняв приглашение стать директором Римского фестиваля, вы разработали новую концепцию развития фестиваля. Одним из первых ваших решений был сдвиг сроков проведения на ноябрь (ранее фестиваль начинался во второй половине октября). Вы тогда объяснили это необходимостью дистанцироваться от фестивалей в Венеции (сентябрь), Торонто (сентябрь) и Пусане (октябрь). Но вот прошло два года и фестиваль снова сместился на октябрь (с 16 по 25 октября). С чем это связано?

Марко Мюллер:
В 2013 мы не могли провести фестиваль раньше ноября, потому что приходилось учитывать всю фестивальную сетку: Венецию, Торонто и Берлин. Однако внимательное изучение этого вопроса и совещание с ведущими дистрибьюторами прояснило один очень важный момент. Если фестиваль проходит в ноябре, то это выводит его из дистрибьюционной орбиты, потому что он проходит после American Film Market. Это значит, что у потенциальных дистрибьюторов, обладающих смелостью заниматься фестивальными, артхаусными фильмами, которые мы предлагаем, годовой бюджет уже закончился после визита на AFM, и о покупках уже не идет и речи.

Тем не менее, и American Film Market, и его более крупный спутник – кинорынок в рамках фестиваля в Торонто, предлагают закупщикам в основном американское кино, следовательно, они не покрывают ту часть рынка, на которой работаем мы. Именно поэтому все европейские дистрибьюторы, занимающиеся прокатом европейского кино, сожалеют об исчезновении кинорынка MIFED, который проходил в октябре в Милане в течение 50 лет. Но с тех пор как он прекратил свое существование 10 лет назад, эта ниша остается открытой.

Поэтому мы еще раз все обдумали, обсудили с режиссерами и продюсерами, какие картины нас ждут в это время, и поняли, что необходимо перенести даты на октябрь. Есть и другая причина. Октябрь – идеальное время для представления в рамках кинофестиваля фильмов, прокат которых намечен до конца года. Таким образом, мы убили двух зайцев сразу.

С одной стороны, в октябре самое время привлечь к фильмам, которые выходят чуть позже, особое внимание, и таким образом дать им возможность продлить срок проката. Если бы фестиваль проходил в ноябре, как в прошлом году, то наши победители или самые яркие ленты смотра, вышедшие в прокат после фестиваля, работали в кинотеатрах неделю-две, не больше. Их бы сразу задавливала машина коммерческого рождественского кино. А сейчас у них есть больше времени, чтобы выйти и быть замеченными.

С другой стороны, перед нами стоял вопрос, как собирать программу фестиваля, который проходит через 40 дней после Венеции. То есть как организовывать кинособытие такого же масштаба в той же самой стране и всего через месяц.

Нина Ромодановская :
В этом году много нововведений. Например, что касается наград, полностью поменялась система. Больше внимания уделено People’s Choice Award, которая будет вручаться в 4 секциях. Значит ли это, что выбор зрителей важнее решений профессиональных жюри?

Марко Мюллер:
У меня уже сложилась репутация, среди дистрибьюторов и продюсеров, профессионала, который может для любого фильма, в том числе «сложного», находить публику, причем речь идет не о пяти зрителях в зале, а о заполненных площадках на тысячи людей. Как директор фестиваля, я вижу одну из своих задач - помощь дистрибьюторам, не ограничивающуюся одним гала-показом, а представляющую фестивальные картины большому количеству людей. В Риме огромное количество залов, в том числе в университетских городках, на периферии. Если фестиваль найдет возможность организовать показы на этих площадках, мы докажем дистрибьюторам и режиссерам, что у их фильмов есть зритель, и он готов прийти в кино.

В наших усилиях по продвижению нуждаются картины, которые не затрагиваются большими игроками, но мы должны донести их до зрителя. Поэтому мы отказались от не совсем объективного выбора жюри и увеличили количество призов. Поскольку публика должна будет награждать фильмы и не одной премией, а несколькими, то зрители вынуждены смотреть все фильмы. Таким образом, мы мотивируем их к просмотру.

Нина Ромодановская :
Остальные награды – статусные, отмечающие совокупные достижения творцов. Вы заранее знаете, кому они будут вручены. Кто, например, получит премию Marc’Aurelio Lifetime Achievement Award, чествующую работу мастера и его вклад в киноискусство?

Марко Мюллер:
Пока только могу сказать, что это будет не американец. За все время, что я руковожу фестивалем, мы давали премию за вклад, следуя общей привычной фестивальной модели, согласно которой, было необходимо присутствие крупных американских кинодеятелей, чтобы подчеркнуть место и статус фестиваля в общем фестивальном созвездии. И за это время успели наградить Тарантино и Уолтера Хила за вклад в киноискусство. Потом этот вопрос перестал быть таким острым. Уже несколько раз в течение этого года, наши коллеги отмечали, что в прошлом году одним из самых важных событий, благодаря которым Римский кинофестиваль остается в памяти, как профессионального сообщества, так и зрителей, был показ фильма «Трудно быть Богом». И, естественно, вручение приза за вклад Алексею Герману, посмертно, что произошло впервые за всю историю мировых фестивалей.

Нина Ромодановская :
Мы недавно разговаривали с программным директором фестиваля в Трайбеке о том, каким должен быть фестиваль сейчас в большом городе. Он говорил, что они предлагают молодой аудитории привычные для нее форматы, подстраивают фестиваль под аудиторию. Что делаете вы чтобы развивать фестиваль, привлекать молодую аудиторию?

Марко Мюллер:
Это вопрос, как заставить пойти в кино человека, который обычно смотрит фильмы с компьютера. Нашими козырями, в этом смысле, стали совершенно необыкновенные кинозалы, в отличие от других фестивалей, по крайней мере, в Италии. В первую очередь Auditorium – потрясающий комплекс с красной дорожкой невероятных размеров, да еще с растущим в середине деревом. Мы использовали эту дорожку, самую большую в Европе, как магнит для притяжения большого количества молодежи, благо пространство позволяет. Здесь еще мы не должны сбрасывать со счетов роль приезда звезд на фестиваль. Речь идет о десятках тысяч людей, которые ждут на дорожке своих кумиров. По нашим подсчетам, в день показа второй части «Голодных игр» на мероприятие пришли девять тысяч человек, из них тысяча попала в зал. Кроме того мы предлагаем комплекс мероприятий: не только показы, но и мастер-классы, которые начинаются в пять часов. И, таким образом, молодежь приходит на фестивальную площадку днем и проводит время до позднего вечера, постепенно привыкая к этой модели.

Нина Ромодановская :
У фестивалей, которые проходят в мегаполисе, есть своя специфика, в отличие от фестивалей проходящих в курортных городах, где они становятся приятным дополнением к расслабленной атмосфере. Как, по вашим ощущениям, Рим принимает фестиваль? Ждет, участвует или отмахивается как от назойливой мухи, добавляющей хлопот?

Марко Мюллер:
Фестивали, которые рассчитаны на большое количество публики, должны проходить в больших городах, и логистически они, конечно, не могут проводиться в других местах. Достаточно понаблюдать, как за n-ное количество лет изменился Берлинский кинофестиваль. Специфика Рима состоит в том, что фестиваль проходит в октябре в городе потрясающей красоты, поэтому иностранцы приезжают туда частично и в поисках той самой расслабленной атмосферы, которая присутствует на курортах.

Я в начале 90-х был директором фестиваля в Роттердаме и прекрасно помню, что это значит. Дело происходило зимой. Загнать людей в кино не было сложно, потому что на улице холодно, мерзко и нечем заняться. А в Риме все как раз наоборот – масса достопримечательностей, и во время фестиваля публику нужно как-то от них отвлечь. Необходимы решения, довольно неожиданные для зрителей, как, например показ кино в музее «ЧинеМакси», который традиционно не является местом кинопоказа. Чтобы хотя бы из любопытства культурная публика туда пошла. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы «расставить мышеловки» по всему городу. Чтобы, куда бы ты ни пошел, мог попасть в кино.

Нина Ромодановская :
Фестиваль от года к году упорно продолжает экспансию в городское пространство, стремится вырваться из «гетто» Auditorium Parco della Musica, насколько он успешно справляется с этой задачей?

Марко Мюллер:
Здесь тоже все не так просто. Допустим, нам дадут еще 6 или 7 дополнительных залов по всему городу, и это, конечно, теоретически должно увеличить посещаемость. Но если эти залы будут расположены далеко от центра, то для того чтобы заманить туда публику нужно привезти звезд, а это уже сделать сложнее и требует более тщательной подготовки. Но с другой стороны, приглашение американских и местных итальянских звезд позволит зажечь интерес публики к показам фестивального кино, происходящим не на фестивальной площадке, до которой она зачастую не может добраться физически.

Это то, о чем я говорил в начале. Публику нужно постепенно приучать смотреть фестивальное кино, тем более в настоящих условиях, когда итальянские дистрибьюторы свели практически к нулю число зарубежных фильмов в прокате (не американских). Естественно, люди отвыкли смотреть эти картины и показ русского или японского фильма представляет огромную сложность.

Поэтому мы не только расставляем «мышеловки» на зрителей по всему городу, но еще и «зажигаем бикфордов шнур» от фестивальной программы для того чтобы получить отложенный результат. В качестве бомбы замедленного действия в этом году мы покажем одним сеансом 10 часов нового сериала Стивена Содерберга «Больница Никербокер/The Knick» с Клайвом Оуэном в главной роли, снятого для HBO. И местная публика сможет посмотреть эпизоды, которые еще не показывали ни по телевизору, ни в интернете - совсем новые серии, а всем хочется знать, чем закончилось дело.

С одной стороны, это расчет на широкую публику с довольно простыми вкусами. С другой, вполне фестивальная история, потому что мы показываем весь материал целиком в формате режиссерской версии. И речь идет о Содерберге, серьезном имени в мировой режиссуре. Мы даем зрителю возможность посмотреть, в каком виде свою работу хотел бы увидеть сам Содерберг. Каждый большой режиссер, снимающий такого рода вещи, хочет увидеть ее одним блоком за один раз. И понятно, что когда к нам приедут Клайв Оуэн и другие звезды этого сериала, публика тоже придет.

Нина Ромодановская :
Фестиваль в столице – это свое рода показатель, отражающий настроения и состояние киноиндустрии. Чувствуете ли вы это? Влияет ли общая кризисная экономическая ситуация на фестиваль? На его бюджет?

Марко Мюллер:
Во-первых, фестиваль, который претендует на статус важного события, интересного для зрителя, не может существовать отдельно от киноиндустрии. И он не может не зависеть от ее состояния. Мы постоянно стремимся поставить в программу фильмы, которые позволяют открыть новые горизонты, как для местной, так и для мировой киноиндустрии. Чтобы не быть голословным, приведу в пример фильм «Тир», который стал победителем смотра прошлого года. Приз этому фильму подтвердил наше убеждение, что сила итальянской киноиндустрии заключается в соединении авторского высказывания и популярных у публики тем. «Неаполитанская песня» - один из самых успешных фильмов в национальном кинопрокате в Италии был также в программе Римского фестиваля в прошлом году. Это комедия с использованием южных реалий.

Государственное финансирование фестиваля составляет около 10 миллионов евро в год. Из них 5,5 миллиона уходят на содержание офиса и персонала в течение года. А на остающиеся 4,5 миллиона мы должны как-то умудриться сделать нашу работу, пригласить на рынок продавцов и покупателей солидного уровня. Найти фильмы, в которые мы верим, и обеспечить приезд их создателей. Таким образом, мы тратим всего полтора миллиона евро на самую сердцевину, то чем славится фестиваль, чем он остается в памяти на самом деле – на качественную программу и кинопоказ. И нужно уложиться в эту скромную сумму. Мы испытываем гордость за то, что делаем как подвижники. Парадоксальным образом получается, что фестиваль остается в памяти зрителей благодаря нашим усилиям.

Нина Ромодановская :
Мы знаем, что вы особое внимание уделяете развитию деловой площадки в рамках фестиваля - TBS (The Business Street and NCN – New Cinema Network). В чем заключается важность развития этого направления на Римском фестивале? Мы уже выяснили интересный момент, что она хочет занять нишу миланского кинорынка…

Марко Мюллер:
Тут разрешите отойти на шаг назад и посмотреть политический background Италии. Политические перемены в Риме не позволили нам добиться того, чего мы хотели. Приведу цифры. За восемь лет, что я занимал пост директора Венецианского кинофестиваля, в Италии поменялось пять министров культуры. За три года, что я занимаю аналогичную должность на Римском кинофестивале, их сменилось три, сейчас четвертый. Могу рассказать о своей беседе с нынешним министром культуры, который только недавно заступил на этот пост, Энрико Франческини. Я пытался до него донести, что если он все-таки хочет, чтобы между Римским и Венецианским кинофестивалем была существенная разница, то ставку надо делать на возрождение площадки MIFED в рамках Римского кинофестиваля (Международный рынок фильмов и аудиовизуального контента). Его нужно не просто возродить, но рядом построить испытательную площадку, которая докажет, что те фильмы, которые мы считаем нишевыми и неинтересными публике, на самом деле тоже востребованы.

Нина Ромодановская :
Деловые мероприятия в этом году посвящены сотрудничеству с Латиноамериканскими странами (Бразилией и Аргентиной) и Китаем. Означает ли это приоритетные направления, наиболее востребованные у итальянских кинематографистов. Италия, как и весь мир, стремится заполучить свою долю на огромном китайском рынке?

Марко Мюллер:
Прежде всего, сотрудничество с этими странами зависит от нас, в Венеции мы много времени посвящали сотрудничеству со странами не основного кинематографического пространства. Это нужно для понимания мира, где общая трансформация общества, в том числе и кино, происходят неизмеримо быстрыми темпами, чем в Италии.

Например, мы отсматривали для программы первый эпизод, он же третий и единственный, фильма «Бирмингемский орнамент» в 3D. И хочу сказать, что достаточно посмотреть на этот краткий – меньше 10 минут – фильм, чтобы убедится, именно в этих странах, в России конкретно, режиссеры показывают, какой свободы и невероятной оперативности можно достичь, используя камеру go-pro, позволяющую снимать везде, даже под водой. Это учит итальянскую киноидустрию быстро и оперативно делать конкретные вещи в области 3D.

Китай – это совершенно необыкновенный опыт и подход ко всему, не свойственный нам, поэтому очень любопытно его открывать. Сейчас мы видим как китайское и американское кино взаимодействует между собой, причем американское кино выступает тараном, стремящимся пробить закрытость Китая, и привносит туда демократический дух.

В этом году в программе Римского фестиваля будет представлен фильм, который интересно будет посмотреть и русским зрителям, чтобы сравнить, справились ли китайцы с тем, что сделал Никита Михалков в фильме «12». Это ремейк «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета на китайский лад. Во-первых, в отличие от других стран, в Китае есть смертная казнь, что добавляет остроты в конфликт. Во-вторых, они не практикуют применение жюри присяжных в судебной системе. Но с точки зрения киноязыка режиссер, к слову сказать – дебютант, переворачивает наше привычное представление о Китае. По-китайски фильм называется «12 граждан».

Нина Ромодановская :
Итальянское министерство культуры и ANICA прилагают много усилий, чтобы привлечь иностранных кинематографистов для съемок в Италии. Мы знаем, что этому будет посвящена целая секция – международный рынок проектов New Cinema Network, который сфокусируется на теме «Великие красоты Италии» и представит широкий выбор проектов иностранных режиссеров, которые будут сняты на территории Италии. Это часть миссии фестиваля?

Марко Мюллер:
Этой программой, прежде всего, Минкульт надеется привлечь великих режиссеров к съемкам в уникальных по красоте местах Италии. Но великих красот этих мест самих по себе недостаточно, Италия может предложить еще и богатое культурное наследие. Например, американский режиссер Джо Данте будет снимать в римских катакомбах свой новый ужастик. Им Хо - один из отцов новой волны Гонконгской режиссуры приедет снимать фильм про Джакомо Пуччини. Известный эфиопский режиссер Хайле Герима будет снимать фильм о колониальном прошлом Италии в Африке. Итальянцы долго владели определенной частью Африки. Эфиопия и другие колонии – достаточно болезненный вопрос.

И наша задача помочь иностранным творцам сориентироваться в культурном и кинематографическом пространстве Италии, осуществить коммуникацию, например, познакомить Джо Данте с главой Римской фильм комиссии Лучано Совена, который раньше был главой института Чинечитта Люче, или сопроводить Хайле Герима в архивы института Люче, где есть много отснятого материала на тему его фильма, для отбора материала. Таким образом реализуется часть миссии фестиваля – в его рамках происходит продвижение итальянского кинобизнеса и осуществляется коммуникация с иностранными кинематографистами, которых по тем или иным причинам привлекает Италия как съемочная площадка.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль в Риме/Festival Internazionale del Film di Roma

Реклама