Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 октября 2014 12:06

Лариса Солоницына: Первые сто дней в Музее кино

Лариса Солоницына: Первые сто дней в Музее кино

8 октября 2014 года исполнилось 100 дней с момента назначения  директором Музея кино Ларисы Солоницыной, которая заняла этот пост по предложению Минкультуры с согласия Наума Клеймана. Главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская побеседовала с Ларисой Оттовной о первых итогах работы в новой должности, о находящихся в разработке направлениях деятельности и стратегии развития Музея кино, а также многом другом.

Нина Ромодановская:
Ваше назначение директором Музея кино стало «Соломоновым решением» Министерства культуры. У вас репутация эффективного менеджера, расскажите немного о своем профессиональном пути.

Лариса Солоницына:

Да, я уже давно в профессии и отрасли. Была директором кинотеатра «Америка-синема» в гостинице Raddison Славянская. Работала редактором в продюсерской фирме Игоря Толстунова «Профит», откуда ушла в 2008 году в связи с финансовым кризисом и сокращением, под которое попала практически половина компании. В апреле 2009 года я стала главным редактором газеты «СК-Новости», сменив на этом посту Дмитрия Афанасьевича Салынского, и остаюсь им до сих пор. Полагаю, что одной из причин назначения меня 1 июля этого года на должность директора Музея кино стала успешность моей организационной и административной работы. Помимо ВГИКовского киноведческого образования и профессиональных знаний в области кинематографа, у меня есть и навыки менеджера.

Нина Ромодановская:
С какими проблемами вы столкнулись на посту директора Музея кино с момента назначения?

Лариса Солоницына:

Музей – это государственное бюджетное учреждение с достаточно строгими правилами, связанными с документооборотом. Мне в сжатые сроки пришлось изучить всю документацию за последние несколько лет, вникнуть в организационные вопросы и в целом понять, с чем я вообще имею дело. В августе Министерство культуры направило в музей аудиторскую проверку, что является обычной практикой, когда приходит новый руководитель. По результатам нам был предоставлен акт о выявленных нарушениях и предписание об их устранении. В частности, было несколько серьезных, на мой взгляд, претензий, которые явились следствием деятельности руководства музея за последний год. Например, штат музея увеличился почти на треть, тогда как по утвержденным нормативам должно быть не больше 30 штатных единиц. Естественно, задача – сократить те трудовые единицы, которых просто быть не должно.
Другая проблема – с зарплатами. Так, некоторым сотрудникам зарплаты были увеличены больше, чем на 50 процентов. Эти выплаты осуществлялись за счет дополнительной субсидии Минкульта. Но плановые показатели, которые подает сам музей, на 2014 год - ниже, чем в 2013 году, а доходы от деятельности музея с 2012 по 2014 год вообще уменьшились на 60 %. Естественно, если бы расширение штата и увеличение зарплат были адекватны рабочим показателям, к этому было бы другое отношение. Но поскольку расходы увеличились, а доходы наоборот стремительно уменьшились, то министерство как курирующий орган отреагировало на ситуацию указанием привести всё в соответствие. Не больше 30 сотрудников, значит не больше 30. Зарплаты, к счастью, удалось оставить на прежнем уровне. Теперь нужно повышать доходы, вести активную деятельность по их привлечению.
Еще одним нарушением по итогам проверки стало отсутствие правил внутреннего трудового распорядка – документа, который должен быть во всех госучреждениях. И введение этих правил, восьмичасового рабочего дня в том числе, некоторыми сотрудниками было воспринято негативно, т.к. видимо у них сложился некий собственный график деятельности, и приведение к стандартным нормам воспринималось ими крайне болезненно.
В то же время мне бы не хотелось критиковать систему, сложившуюся в Музее кино до моего прихода. Наум Ихильевич Клейман и несколько сотрудников, которые с ним работают все эти 25 лет, создали этот музей, смогли сохранить его фонды, тогда как множество других организаций в связи с ситуацией последних 10-15 лет в нашей стране потеряли то, с чем работали. Кроме того, идет постоянное пополнение фондов, и это при том, что у музея даже нет собственного помещения, и он уже десять лет находится в гостях на киноконцерне «Мосфильм». Конечно, заслуги Наума Клеймана просто беспрецедентны, и никакая критика здесь неуместна.

Нина Ромодановская:
Но самой главной проблемой Музея кино – является отсутствие собственного помещения…

Лариса Солоницына:

Совершенно верно, это наиглавнейшая проблема, которую надо решать в первую очередь. Музею необходимо порядка 15 тысяч кв. метров в центре города, более того, Наум Ихильевич всегда настаивал на специально спроектированном и построенном здании. Совместить все эти требования – сложно. Нужно быть реалистами. А с точки зрения реальности, даже в «золотой век» Музея кино (в Киноцентре на Красной Пресне) – помещения Киноцентра не были идеальными для музея, по словам самого Н.И. Клеймана. Не было возможности экспонирования, да и фонды тогда были меньше. Сейчас мы бы туда уже не поместились.
Мы провели несколько встреч с руководством Департамента имущества Министерства культуры РФ, варианты подготавливаются.

Нина Ромодановская:
Каковы реальные варианты решения этой проблемы?

Лариса Солоницына:

Мне представляется оптимальным пойти сейчас по пути, предусмотренном Наумом Клейманом в его концепции развития Музея – разделить деятельность. Активизировать синематечную часть, взять площадку, позволяющую проводить кинопоказы и устраивать временные экспозиции, создать киноклуб. А фонды пока оставить на «Мосфильме». Наум Ихильевич предлагал вариант с двумя зданиями. В одном – кинопоказы и временные экспозиции, в другом – постоянная экспозиция и фонды. Ведь если говорить о строительстве (5-10 лет), то это 2020-2025 год.
А говорить, что мы не можем работать в полную силу из-за отсутствия условий – тоже не вариант. Работать в полную силу можно, просто нужно выделить определенный вектор.

Нина Ромодановская:
Наверное, не плохо было бы развивать виртуальный музей?

Лариса Солоницына:

Совершенно верно, но как ни странно собственного сайта у Музея кино нет. Он фактически существует, но располагается на чужом веб-хостинге, принадлежит другой организации, прямого доступа к нему у сотрудников нет, мы через третьих лиц выкладываем информацию, и, естественно, в таком варианте это не может быть оперативно. Например, за последние 3 месяца некоторые должности появились, некоторые – сократились, но на сайте эти изменения до сих пор не отражены. И дело вовсе не в том, что там директором музея остается Наум Клейман, а в том, что я хотела разместить в контактных данных свой телефон – для прямой связи со зрителями, посетителями сайта, но… никто ничего не делает. Я считаю, что Музею необходимо создать полноценный сайт. Более того именно сейчас, когда у нас нет физического пространства, особенно важно развивать виртуальное. Есть смысл создать виртуальный музей, открывать виртуальные выставки и показывать наши экспонаты. Мы подали заявку в Минкульт, и они обещают нам целевое финансирование для создания сайта. И я надеюсь, что это будет большой шаг вперед.

Нина Ромодановская:
Наверняка, не обошлось без внутренних проблем в музее?

Лариса Солоницына:

Внутренние проблемы заключаются в том, что есть часть коллектива, которая считает, что мои действия могут разрушать ту атмосферу, которая была создана за эти годы в Музее кино. Но я считаю, что тут скорее можно говорить о разрушении некоего привычного ритма жизни и деятельности сотрудников музея. Да, я – человек активный, и мне бы хотелось, чтобы люди, с которыми я работаю, тоже действовали бы с энтузиазмом. Причем, все действия, уже осуществленные мной в музее, включая вынужденные сокращения, были согласованы с Наумом Ихильевичем. Более того, именно он предложил мне (вместе с главным хранителем Кристиной Юрьевой) кандидатуры на сокращение, эта необходимость уже возникла, а в тот момент я еще не настолько знала коллектив, чтобы принимать такие решения самостоятельно.
Не согласовано с ним было единственное сокращение, что и стало камнем преткновения.
Придя к руководству музеем, я сократила две должности заместителей директора – по административно-хозяйственной части (этот сотрудник согласился на другую должность) и по научно-просветительской работе. С моей точки зрения, именно сокращение зама по научно-просветительской работе – единственное обстоятельство, которое порождает конфликтную ситуацию. Но дело в том, что научная деятельность музея сейчас практически сведена к атрибуции и каталогизации музейных экспонатов. Да, это действительно научная работа, но она выполняется всеми научными сотрудниками музея в обязательном порядке и не требует наличия заместителя директора по научной работе, и если его не будет, атрибуцию делать не перестанут. А что касается просветительской работы, так все, что делает музей – является просветительской деятельностью. И не в таких сейчас объемах работает Музей кино, чтобы непременно был соответствующий зам. Во многих музеях научную работу ведут ученые секретари, и эту должность мы сохранили. Да и созданная должность президента предполагает курирование научной деятельности.
Было бы не рационально формировать руководство музея из трех заместителей (а зам по развитию был нужен, учитывая серьезную концепцию развития музея, написанную Наумом Клейманом), президента и директора. Чтобы мы впятером руководили коллективом из 25 человек?.. Это не рационально, не целесообразно и не эффективно.
К сожалению, конфликты отнимают довольно много времени, нервов и сил. До последнего времени в них не участвовала часть сотрудников (некоторые и сейчас не участвуют), но Наум Ихильевич, как человек, который в музее кино совершенно закономерно является для всех без исключения неоспоримым авторитетом, направил свое влияние, мне кажется, совсем не в конструктивное русло…
А люди, кстати, есть замечательные. Совершенно уникальные специалисты такой же степень редкости, как и экспонаты, с которыми они работают.

Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о приятном. Какие направления деятельности Музея кино вы планируете развивать в первую очередь?

Лариса Солоницына:

Во-первых, я считаю, мы должны начать более активно работать со всем ранее созданным и сохраненным. У меня есть ощущение, что музей немного замкнулся в себе. Понимаю, что на это есть объективные причины, одна из которых – отсутствие собственного помещения. Именно поэтому музей довольно редко проводил собственные выставки. В основном его деятельность сводилась к участию в выставках, которые проводили другие организации. Сейчас мы хотим подать заявки в Министерство культуры РФ на проведение собственных мероприятий, для которых самостоятельно будем формировать темы, отбирать экспонаты и так далее. Получая деньги на проекты от Министерства культуры, как делают другие музеи, мы могли бы оплатить аренду подходящей площадки, пригласить дизайнера-экспозиционера, которого нет в штате музея. Надеюсь, в Минкульте нас поддержат с этим направлением работы, нам удастся привлечь опытных людей и коллектив Музея кино примет активное участие в этой деятельности.

Нина Ромодановская:
Что-то уже запланировано?

Лариса Солоницына:

Да, на 2015 год мы уже запланировали четыре самостоятельные выставки. Первая - «Образы животных в анимации», которую мы будем проводить совместно с Государственным Дарвиновским музеем, представители которого к нам приезжали, посмотрели наши экспонаты и очень воодушевились.
Вторая выставка для более профессиональной аудитории, но тоже анимационная –«Литература в творчестве Льва Атаманова» - к 110-летию со дня рождения выдающегося режиссера-мультипликатора. Мы связываем ее не только с юбилеем Льва Константиновича, но и объявлением 2015 года - Годом литературы в России.
Третий выставочный проект посвящен художнику-постановщику Владимиру Егорову – «100 лет в кино». Он был выпускником Строгановской академии, и данный проект мы будем организовывать совместно с академией. Планируем представить не только эскизы Егорова из нашей коллекции, но и обратиться к Третьяковской галерее и Бахрушинскому музею, где тоже есть его работы, а также хотим, чтобы студенты Строгановской академии воссоздали декорации по эскизам художника. Для них это была бы интереснейшая и живая практика, и руководство академии готово поставить проект в учебный план.
По поводу четвертой выставки 2015 года продолжаются дебаты. Есть два варианта. Первый – выставка «Они снимали войну» о фронтовых операторах, приуроченная к юбилею Победы. Второй - «Война и мир» Льва Толстова в книжной графике, на сцене, и на экране. Но это такой большой объем работы, что не уверена, успеем ли мы подготовить все до следующего года.

Нина Ромодановская:
Впечатляет, и ведь это еще не все, насколько я понимаю?

Лариса Солоницына:

Помимо выставочной деятельности, в августе мы подали две заявки в Департамент кинематографии на проведение собственных кинофестивалей. Обе заявки прошли отбор, дальше они будут рассматриваться в установленном порядке, но, по крайней мере, к ним не было ни претензий, ни вопросов.
Первый проект – фестиваль ретроспективного фильма «Неизвестные фильмы о войне».
Второй – фестиваль «Русская литература на мировом экране. Сюжеты и трактовка». Здесь мы хотели бы показать русскую классику в прочтении разных режиссеров из разных стран.
Отмечу, что все проекты, о которых я сейчас говорю, формировались совместно с Наумом Ихильевичем Клейманом и сотрудниками Музея кино.

Нина Ромодановская:
Тут не обойтись без партнеров.

Лариса Солоницына:

Заместитель директора по развитию – Лариса Вячеславовна Баженова провела большую работу в этом направлении. Достигнута договоренность о заключении рамочного соглашения с компанией Panasonic. Мы предложили им стать нашими постоянными техническими партнерами, что совпало с их стратегией развития. Компания развивается в трех основных направлениях: культура, образование и спорт. Стало понятно, что у нас есть точки пересечения, и мы можем совместно работать. Причем больше всего их заинтересовали именно образовательные проекты – мероприятия для региональных Университетов и аналогичные акции. Теперь Panasonic – наш постоянный технический партнер и, учитывая стремительное развитие технологий, для нас это будет очень большим подспорьем. Они могли бы дать нам возможность представить исторический контент в той форме, которая сейчас наиболее интересна детям и молодежи.
Также достигнуто соглашение с совместной деятельности с Союзом кинематографистов России. Речь идет в первую очередь о предоставлении нам залов в Доме кино СК РФ. И уже с 12 октября мы начали первые, пробные, показы – открыли международный фестиваль «Ретроспектива фильмов японского режиссера Кихати Окамото». Если опыт окажется удачным, с 2015 года мы можем говорить о более плотном наполнении союзных залов.
Кроме того, Лариса Вячеславовна договорилась о сотрудничестве с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Каждый февраль Юрий Абрамович проводит «Фестиваль искусств» в Сочи. Идут переговоры о ежегодном участии Музея кино в этом фестивале.
Все вышеперечисленное – результат двух месяцев работы, первый месяц я по большей части разбиралась с документами. Так что возможности для интересной (как для зрителей, так и для сотрудников музея) и полноценной работы у Музея кино есть. Было бы желание работать.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Музей кино

Реклама