5 ноября 2014 13:06
Кирилл Плетнев: «Показы в регионах – наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК»
С 13 октября по 23 ноября 2014 года идет 34 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Второй этап начнется 17 ноября, а результаты первого этапа – конкурса ВГИК – уже подведены. Один из лауреатов фестиваля – студент мастерской Д.В. Родимина и В.А. Фенченко, актер и режиссер Кирилл Плетнев, удостоенный приза студенческого жюри за фильм «Настя», рассказал о своем пути в режиссерскую профессию, причинах поступления во ВГИК и значении Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Корреспондент:
Какое значение для Вас имеет фестиваль ВГИК?
Кирилл Плетнев:
Фестиваль ВГИК дает возможность заявить о себе: разные люди видят мой фильм, в том числе и продюсеры, появляются какие-то предложения. Недавно Ренат Давлетьяров сказал, что видел мою предыдущую картину, и она ему очень понравилась. У меня сейчас начинается вторая жизнь. Когда мне было 20 лет, после обучения в театральном институте я приехал в Москву и утверждал себя как актер, постепенно добивался узнаваемости и известности. Поскольку у меня нет влиятельных родственников, не было никаких связей, и я даже не учился в Москве, было непросто. Сейчас, в принципе, происходит то же самое. Как актера меня все знают, а как режиссера – пока знают немногие.
Корреспондент:
Приз фестиваля ВГИК имеет для Вас значение?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно, причем призы имеют значение не только для меня как режиссера, но и для мастерской. Я учусь на факультете дополнительного профессионального образования (сейчас он называется «Высшие курсы кино и телевидения ВГИК»). Мы даже занимаемся не в самом здании ВГИКа, а на Будайке (в учебном корпусе на улице Будайская). Это старое общежитие ВГИК. Я был наслышан о нем: Рустам Хамдамов, у которого я снимался недавно, сам там жил и много мне рассказывал про студенческую жизнь, про Шукшина и других. Для меня это место со своей историей и, может быть, энергетически оно сильнее, чем само здание ВГИКа: все-таки там проходила их жизнь. Тем не менее, на тех, кто учится на Будайке, очники всегда смотрели немножко свысока. Обычно на фестивале ВГИК и призы получают известные мастерские: В.Хотиненко, В.Абдрашитова… На этом фоне то, что наша мастерская получила вторую награду, о чем-то говорит.
Корреспондент:
Когда и почему Вы решили получить режиссерское образование?
Кирилл Плетнев:
Я изначально хотел учиться на режиссера, и в 16 лет поступал на режиссерский факультет. Понятно, из-за возраста меня не взяли, и я пошел учиться на актера. Думаю, если бы я в 16 лет поступил на режиссуру, то вряд ли бы поднимал какие-то серьезные темы в своих работах. Я был просто незрелый, а режиссура – это профессия, которая требует не только определенного опыта (и в 16 лет можно иметь большой жизненный опыт), но и какой-то позиции. То, что у меня за плечами есть актерский опыт и опыт человека, который работает в киноиндустрии и знает ее изнутри, конечно помогает. Я, действительно, знаком с площадкой и прекрасно знаю, что меня ждет. Когда мне на занятиях рассказывают о съемочном процессе, то я уже понимаю, что звучит все прекрасно, но возможно только в идеальной ситуации, а в реальности все получается несколько иначе.
Корреспондент:
Получается, что теория у Вас накладывается на реальный опыт, на практику?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно. Мне в этом смысле гораздо проще, чем людям, которые приходят учиться режиссуре без опыта работы в кино.
Потом, второе образование идешь получать более осознанно, к конкретным людям. С первым образованием даже не понимаешь, куда и чему идешь учиться. В итоге я пошел учиться режиссуре в 33 года. Конечно, это осознанный выбор, сделанный вопреки сомнениям и опасностям. Многие мои коллеги хотели поступать на режиссуру, и говорят мне об этом до сих пор, но они боятся выпасть из обоймы снимающихся артистов. Существует огромное количество страхов, которых с возрастом становится все больше.
Корреспондент:
Почему Вы решили получать образование именно во ВГИКе?
Кирилл Плетнев:
По целому ряду причин, тут много сошлось. Я хотел поступить в FAMU, киношколу в Праге, в которой учились Милош Форман и Эмир Кустурица. У нее слава мощной, одной из самых заметных школ в Европе. Но я прекрасно понимал, что там нет возможностей, которые у меня есть в Москве: тут я знаю продюсеров, актеров, продакшн… Так что я решил учиться с Москве. Первым делом я выбирал мастеров. Меня очень интересовал Владимир Алексеевич Фенченко. Все снимающие режиссеры так или иначе имеют к нему отношение, почти все у него учились. Я знал, что он хорошо владеет искусством монтажа, и у него есть реальная практика. Я искал, где преподает Владимир Алексеевич кроме Высших курсов сценаристов и режиссеров. Помимо всего прочего, на ВКСР – очное образование, а мне это не подходит: у меня двое детей и активная актерская жизнь. Мне нужно было что-то вечернее: к заочному образованию я отношусь скептически, как и к краткосрочным курсам.
Во ВГИКе мне подошла и форма обучения, и мастера, и самое классное, что была экспериментальная сценарно-режиссерская мастерская. Я всегда писал, и продолжаю писать. Я закончил гуманитарную гимназию в Санкт-Петербурге, у нас весь класс писал стихи, мы издавали сборники. Даже мое желание заниматься режиссурой изначально шло из увлечения литературой. Я хотел быть писателем, но поскольку в 90-е, когда я заканчивал школу, профессии писателя вроде как не было, то я стал искать альтернативу и увидел ее в режиссуре.
Сценарно-режиссерская мастерская мне идеально подошла. Меня очень привлек преподаватель по сценарному мастерству – Денис Родимин, ученик Юрия Арабова. Более того, он – абсолютный профессионал, топовый сценарист, работающий в индустрии, прекрасно знающий, что там происходит не понаслышке. И вместе с ним – Владимир Фенченко, у которого я мечтал учиться. Для меня, наверное, такое сочетание было решающим.
Корреспондент:
С 17 по 23 ноября 2014 года состоится второй этап Международного студенческого кинофестиваля ВГИК, в рамках которого продут кинопоказы, спектакли, мастер-классы и многое другое. Какие мероприятия Вас лично интересуют, что бы Вы хотели посетить?
Кирилл Плетнев:
Я хотел бы посмотреть студенческие фильмы. На данный момент меня интересует одна непростая творческая задача. Мы с Денисом Родиминым спорили на эту тему. Я делился своей задумкой, а Денис ответил: «Да, Кирилл, это интересно Вам, мне и еще 50 людям, а стране интересен Comedy-club». Победил Comedy-club, к сожалению. Выросло поколение, которое готово смотреть только это. Россия же не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и мы живем в некой иллюзии, что все обстоит по-другому. Всегда есть возможность спуститься до публики или публику поднять до себя. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и спускаются вниз. Таким кино заниматься совсем не хочется, но хочется, чтобы мое кино смотрели. Значит, надо зрителей обманывать: главное, как подать историю.
Корреспондент:
Приходится запаковывать свою идею во вкусную, привлекательную обертку?
Кирилл Плетнев:
Именно, и это очень интересная задача, сродни обходу цензуры. Что-то надо подавать сатирическим языком, что-то – эзоповым: ситуация накладывает дополнительные ограничения, которые заставляют работать фантазию. Поэтому я хочу посмотреть зарубежные фильмы: интересно, как они справляются с этой задачей, как пользуются киноязыком, как подают историю. Меня сейчас больше всего интересует, как сделать такой арт-мейнстрим.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какие составляющие фестиваля наиболее важны и востребованы?
Кирилл Плетнев:
Все мероприятия важны и по-своему интересны, но мне кажется, особенно востребованы показы короткометражного кино в регионах. Как-то я был в Омске на фестивале и увидел переполненные залы на показах ВГИКовских фильмов, и на показе короткометражек-лауреатов премии «Оскар». Так много людей приходит смотреть это кино! На конкурсном показе во ВГИКе, к слову, было немного зрителей.
Корреспондент:
Получается, что сами ВГИКовцы меньше интересуются фильмами друг друга, чем зрители в регионах?
Кирилл Плетнев:
Абсолютно верно: там голодные зрители, они ходят и смотрят. Мало того, ко мне многие подходили и спрашивали: «Куда лучше поступать, где можно поучиться, лучше сначала учиться или сразу снять фильм и отправлять его на фестивали?». Они хотят не только смотреть кино, но и снимать его. Перед началом фестиваля ВГИК я принимал участие в «Кинопоезде ВГИК». К сожалению, был только в двух городах: в Ярославле и Владивостоке, и там такая же история. Думаю, проведение показов за пределами не только здания ВГИК, но и Москвы, в разных городах нашей страны – это наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Корреспондент:
Какое значение для Вас имеет фестиваль ВГИК?
Кирилл Плетнев:
Фестиваль ВГИК дает возможность заявить о себе: разные люди видят мой фильм, в том числе и продюсеры, появляются какие-то предложения. Недавно Ренат Давлетьяров сказал, что видел мою предыдущую картину, и она ему очень понравилась. У меня сейчас начинается вторая жизнь. Когда мне было 20 лет, после обучения в театральном институте я приехал в Москву и утверждал себя как актер, постепенно добивался узнаваемости и известности. Поскольку у меня нет влиятельных родственников, не было никаких связей, и я даже не учился в Москве, было непросто. Сейчас, в принципе, происходит то же самое. Как актера меня все знают, а как режиссера – пока знают немногие.
Корреспондент:
Приз фестиваля ВГИК имеет для Вас значение?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно, причем призы имеют значение не только для меня как режиссера, но и для мастерской. Я учусь на факультете дополнительного профессионального образования (сейчас он называется «Высшие курсы кино и телевидения ВГИК»). Мы даже занимаемся не в самом здании ВГИКа, а на Будайке (в учебном корпусе на улице Будайская). Это старое общежитие ВГИК. Я был наслышан о нем: Рустам Хамдамов, у которого я снимался недавно, сам там жил и много мне рассказывал про студенческую жизнь, про Шукшина и других. Для меня это место со своей историей и, может быть, энергетически оно сильнее, чем само здание ВГИКа: все-таки там проходила их жизнь. Тем не менее, на тех, кто учится на Будайке, очники всегда смотрели немножко свысока. Обычно на фестивале ВГИК и призы получают известные мастерские: В.Хотиненко, В.Абдрашитова… На этом фоне то, что наша мастерская получила вторую награду, о чем-то говорит.
Корреспондент:
Когда и почему Вы решили получить режиссерское образование?
Кирилл Плетнев:
Я изначально хотел учиться на режиссера, и в 16 лет поступал на режиссерский факультет. Понятно, из-за возраста меня не взяли, и я пошел учиться на актера. Думаю, если бы я в 16 лет поступил на режиссуру, то вряд ли бы поднимал какие-то серьезные темы в своих работах. Я был просто незрелый, а режиссура – это профессия, которая требует не только определенного опыта (и в 16 лет можно иметь большой жизненный опыт), но и какой-то позиции. То, что у меня за плечами есть актерский опыт и опыт человека, который работает в киноиндустрии и знает ее изнутри, конечно помогает. Я, действительно, знаком с площадкой и прекрасно знаю, что меня ждет. Когда мне на занятиях рассказывают о съемочном процессе, то я уже понимаю, что звучит все прекрасно, но возможно только в идеальной ситуации, а в реальности все получается несколько иначе.
Корреспондент:
Получается, что теория у Вас накладывается на реальный опыт, на практику?
Кирилл Плетнев:
Да, конечно. Мне в этом смысле гораздо проще, чем людям, которые приходят учиться режиссуре без опыта работы в кино.
Потом, второе образование идешь получать более осознанно, к конкретным людям. С первым образованием даже не понимаешь, куда и чему идешь учиться. В итоге я пошел учиться режиссуре в 33 года. Конечно, это осознанный выбор, сделанный вопреки сомнениям и опасностям. Многие мои коллеги хотели поступать на режиссуру, и говорят мне об этом до сих пор, но они боятся выпасть из обоймы снимающихся артистов. Существует огромное количество страхов, которых с возрастом становится все больше.
Корреспондент:
Почему Вы решили получать образование именно во ВГИКе?
Кирилл Плетнев:
По целому ряду причин, тут много сошлось. Я хотел поступить в FAMU, киношколу в Праге, в которой учились Милош Форман и Эмир Кустурица. У нее слава мощной, одной из самых заметных школ в Европе. Но я прекрасно понимал, что там нет возможностей, которые у меня есть в Москве: тут я знаю продюсеров, актеров, продакшн… Так что я решил учиться с Москве. Первым делом я выбирал мастеров. Меня очень интересовал Владимир Алексеевич Фенченко. Все снимающие режиссеры так или иначе имеют к нему отношение, почти все у него учились. Я знал, что он хорошо владеет искусством монтажа, и у него есть реальная практика. Я искал, где преподает Владимир Алексеевич кроме Высших курсов сценаристов и режиссеров. Помимо всего прочего, на ВКСР – очное образование, а мне это не подходит: у меня двое детей и активная актерская жизнь. Мне нужно было что-то вечернее: к заочному образованию я отношусь скептически, как и к краткосрочным курсам.
Во ВГИКе мне подошла и форма обучения, и мастера, и самое классное, что была экспериментальная сценарно-режиссерская мастерская. Я всегда писал, и продолжаю писать. Я закончил гуманитарную гимназию в Санкт-Петербурге, у нас весь класс писал стихи, мы издавали сборники. Даже мое желание заниматься режиссурой изначально шло из увлечения литературой. Я хотел быть писателем, но поскольку в 90-е, когда я заканчивал школу, профессии писателя вроде как не было, то я стал искать альтернативу и увидел ее в режиссуре.
Сценарно-режиссерская мастерская мне идеально подошла. Меня очень привлек преподаватель по сценарному мастерству – Денис Родимин, ученик Юрия Арабова. Более того, он – абсолютный профессионал, топовый сценарист, работающий в индустрии, прекрасно знающий, что там происходит не понаслышке. И вместе с ним – Владимир Фенченко, у которого я мечтал учиться. Для меня, наверное, такое сочетание было решающим.
Корреспондент:
С 17 по 23 ноября 2014 года состоится второй этап Международного студенческого кинофестиваля ВГИК, в рамках которого продут кинопоказы, спектакли, мастер-классы и многое другое. Какие мероприятия Вас лично интересуют, что бы Вы хотели посетить?
Кирилл Плетнев:
Я хотел бы посмотреть студенческие фильмы. На данный момент меня интересует одна непростая творческая задача. Мы с Денисом Родиминым спорили на эту тему. Я делился своей задумкой, а Денис ответил: «Да, Кирилл, это интересно Вам, мне и еще 50 людям, а стране интересен Comedy-club». Победил Comedy-club, к сожалению. Выросло поколение, которое готово смотреть только это. Россия же не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и мы живем в некой иллюзии, что все обстоит по-другому. Всегда есть возможность спуститься до публики или публику поднять до себя. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и спускаются вниз. Таким кино заниматься совсем не хочется, но хочется, чтобы мое кино смотрели. Значит, надо зрителей обманывать: главное, как подать историю.
Корреспондент:
Приходится запаковывать свою идею во вкусную, привлекательную обертку?
Кирилл Плетнев:
Именно, и это очень интересная задача, сродни обходу цензуры. Что-то надо подавать сатирическим языком, что-то – эзоповым: ситуация накладывает дополнительные ограничения, которые заставляют работать фантазию. Поэтому я хочу посмотреть зарубежные фильмы: интересно, как они справляются с этой задачей, как пользуются киноязыком, как подают историю. Меня сейчас больше всего интересует, как сделать такой арт-мейнстрим.
Корреспондент:
Как Вы думаете, какие составляющие фестиваля наиболее важны и востребованы?
Кирилл Плетнев:
Все мероприятия важны и по-своему интересны, но мне кажется, особенно востребованы показы короткометражного кино в регионах. Как-то я был в Омске на фестивале и увидел переполненные залы на показах ВГИКовских фильмов, и на показе короткометражек-лауреатов премии «Оскар». Так много людей приходит смотреть это кино! На конкурсном показе во ВГИКе, к слову, было немного зрителей.
Корреспондент:
Получается, что сами ВГИКовцы меньше интересуются фильмами друг друга, чем зрители в регионах?
Кирилл Плетнев:
Абсолютно верно: там голодные зрители, они ходят и смотрят. Мало того, ко мне многие подходили и спрашивали: «Куда лучше поступать, где можно поучиться, лучше сначала учиться или сразу снять фильм и отправлять его на фестивали?». Они хотят не только смотреть кино, но и снимать его. Перед началом фестиваля ВГИК я принимал участие в «Кинопоезде ВГИК». К сожалению, был только в двух городах: в Ярославле и Владивостоке, и там такая же история. Думаю, проведение показов за пределами не только здания ВГИК, но и Москвы, в разных городах нашей страны – это наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК.
Другие статьи по теме ВГИК
15.03.2024
На форуме Россия ВГИК представил интерактивную мультимедиа площадку цифрового искусства
01.03.2024
ВГИК объявляет набор на курсы «Продюсирование и дистрибьюция аудиовизуальных проектов»
27.02.2023
ВГИК обьявил очередной набор на специальность Продюсер дистрибьюции
01.02.2023
ВГИК приглашает на курсы Продюсер дистрибьюции
05.10.2022
Экс-ректор ВГИКа Александр Новиков покончил в собой
Другие статьи по теме Продюсерский центр ВГИК-Дебют
01.12.2020
Питчинг в Минкульте: дебютанты рассказывают личные истории
15.05.2020
Марафон короткометражных фильмов от ВГИК-Дебют
25.10.2019
Объявлены имена победителей первого этапа фестиваля ВГИК
14.10.2019
В Москве стартует Международный студенческий фестиваль ВГИК
23.10.2018
Завершается первый этап 38 Международного студенческого кинофестиваля ВГИК
Другие статьи по теме Кинопоезд ВГИК-95
05.11.2014
Кирилл Плетнев: «Показы в регионах – наиболее важная составляющая Международного студенческого фестиваля ВГИК»
21.10.2014
Кинопоезд ВГИК-95. Финальная точка поставлена
08.10.2014
Кинопоезд ВГИК-95 в Сибири
30.09.2014
Кинопоезд ВГИК-95: Первые 6 дней пройдены
19.09.2014
Кинопоезд «ВГИК-95»: Из Москвы во Владивосток за 23 дня
Реклама