Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 февраля 2008 00:00

Киновед Андрей Шемякин: Если у нас умрет воспитанная критика как литература, если журналистика превратится в голый пиар, то кино кончится".

Киновед Андрей Шемякин: Если у нас умрет воспитанная критика как литература, если журналистика превратится в голый пиар, то кино кончится".

Завершился XII Фестиваль архивного кино "Белые столбы".

Киновед Андрей Шемякин ответил на вопросы нашего корреспондента.

Корреспондент
– Как Вы оцениваете значимость фестиваля архивного кино?

Андрей Шемякин
– Это фестиваль уникальный. Во-первых, потому что с него начинается кинематографический год и задан критерий оценки тех или иных явлений, тенденций. Хотя, казалось бы, все обращено в прошлое, но прошлое всегда связано с настоящим и тем более с будущим. Здесь это особенно остро понимаешь.
Во-вторых, это единственный фестиваль, где мы – критики, киноведы или работающие в других областях, делая собственные телевизионные программы и фильмы, все-таки можем сверить часы и понять, что сегодня из мирового кино востребовано. В Госфильмофонде очень внимательно следят, что происходит и как происходит. Здесь реагируют на это и извлекают из архива прошлого, актуализируя те вещи, которые могут быть интересны людям, которые думают над сегодняшними проблемами, понимая, что это все не сегодня родилось.

Корреспондент
– Попадают ли современные фильмы в архив, и как это происходит?

Андрей Шемякин
– Это очень важный, интересный и спорный момент. Именно сейчас здесь на этом фестивале после многих лет мы говорили об этом. А я с самого первого фестиваля здесь, с 1996 года. Могу сказать, что пополнения коллекции давно не было, она не воспроизводилась. Современное кино не проблемно. Нет большой сложности достать ту или иную копию, получить ее. А пополнить коллекцию и найти вещи, которых днем с огнем не сыщешь, это дорогого стоит. Все знают, что такое «Госфильмофонд» и чем он дорог и ценен. И вот здесь сейчас интересно было понять, что попало. В частности именно на этом фестивале был показан фильм А. Вайды «Теневая черта». Этот телевизионный фильм был снят в совместном производстве с Югославией. Не могу сказать, что это большая удача мастера, но это нигде не найдешь. Фильм 1976 года и он попадает в архив. Это по-настоящему интересно.

Корреспондент
– Значит ли это, что современный кинематограф не имеет смысла собирать и сохранять, и что Госфильмофонд стал скорее хранителем ценных киноматериалов?

Андрей Шемякин
– Когда все оказывается доступным, только тут возникает главный вопрос. Тогда проблема выбора становится очень важной. И здесь «Госмфильмофонд» дает совершенно новую, принципиально важную систему оценок. Он говорит – хранить все, показывать как можно больше. Мы не имеем права судить, что будет лучше, а что нет. Архив отказывается от того чтобы быть судьей. Это совсем не то же самое, что превратить свое собрание в некий музей, где каждый берет свое. И просто так сказать, что, дескать, только большой экран, только пленка и больше ничего. Я не совсем с этим согласен. Большие мастера кино начинали работать на телевидении и делали массу прекрасных работ. Значит, надо хранить и телевидение. Поэтому для меня все-таки изначально императив – хранить все. Но чтобы это хранение не превращалось в склад. Нужно, чтобы бесконечно возникал интерес к тому, что есть. А это уже наше отношение к истории. Архив всегда есть оппонент любым радикальным переменам, любым самым существенным перестройкам того, что мы имеем. Просто замыкаться в каком то своем определенном состоянии – это бессмысленно. Есть риск оказаться вне времени, что самое страшное для архива.

Корреспондент
– Как все-таки происходит отбор фильмов для архива?

Андрей Шемякин
– Этот вопрос лучше задать Дмитриеву. А я думаю, что принцип такой, чтобы все было. Но важно, чтобы было все авторизовано, то есть, чтобы не просто до архива что-то дошло, а чтобы, например, Квентин Тарантино сам принес свою новую картину в архив. Ведь что происходит? История подвижна. Здесь бесконечные варианты, вариации на то, что было, с одной стороны. С другой стороны необходимо пополнение коллекции, необходимо полнота, представление о тех ли иных мастерах, о тех или иных фильмах. И то, что здесь происходит это, по сути, наиболее оптимальное восприятие истории. Когда с ней не надо уже бороться, она уже состоялась. Важно, чтобы новое поколение могло увидеть, понять, оценить это или не оценить, но чтобы у каждого была такая возможность.

Корреспондент
– Какова на Ваш взгляд роль кинокритики в современном кинематографе?

Андрей Шемякин
– Фестиваль в «Белых столбах» – это единственное место, где коллеги: киноведы, кинокритики и журналисты дают друг другу призы, выявляя Гамбургский счет по отношении к тому, что делается в киноведении, кинокритики и телевизионных программах и кино. Это очень важно, потому что принято скопом ругать киножурналистику и кинокритику, не видя разницу между ними, потому что, дескать, пиар сегодня гораздо важнее. Какой огромный труд быть профессиональным зрителем! А кинокритики это именно профессиональные зрители, эксперты, люди, которые объясняют публике, на что стоит ходить, на что не стоит ходить, и при этом зрители остаются сами в своем праве. Очень важно не ошибиться. Это восприятие процесса здесь и сейчас. И, наконец, это фундаментальное киноведение, которое могут оценить только в этом кругу. И это не важно, что это не имеет такого большого выхода в свет, большой рекламы. Если у нас закончится фундаментальная наука киноведческая, если у нас умрет воспитанная критика, как литература, если журналистика превратится в голый пиар, то кино кончится, независимо от того, сколько будет всякого разного. Потому что, без анализа восприятия того, что происходит, будет общество взаимного восхищения, режиссеры сольются в экстазе со зрителями и зрители от них скоро уйдут. Станет скучно. Зрителю нужно помочь посмотреть фильм.

Реклама