Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 мая 2015 10:24

Михаил Местецкий: «"Тряпичный союз" – необычная смесь жизнелюбия, иронии и критики»

Михаил Местецкий: «"Тряпичный союз" – необычная смесь жизнелюбия, иронии и критики»

С 7 по 14 июня 2015 в Сочи состоится XXVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «Профисинема» – информационный партнер фестиваля – начинает публиковать интервью с участниками конкурсной программы этого престижного смотра. Режиссер-дебютант Михаил Местецкий вместе с продюсером Романом Борисевичем представят в Сочи картину «Тряпичный союз», работа над которой в общей сложности продолжалась более десяти лет.

Алена Сычева:
Когда и как у Вас появилась идея сделать «Тряпичный союз»?

Михаил Местецкий:
Давным-давно,- я по-моему, с этим сюжетом в школу пошёл. Сначала я хотел написать такой роман, потом рассказ, потом хотя бы песню, потом хотя бы пост в ЖЖ. Ну и, в конце концов, возник сценарий. Ради этого пришлось даже отучиться на режиссера.
Там очень много автобиографического, в фильме. Но главное – это воспоминание о встрече в конце 90-х с арт-группой РАДЕК, дикими художниками-акционистами, потрясающими ребятами. Мне всегда хотелось как-то описать вот этот замес творческого поиска, становления и взросления художника в сочетании с полным идиотизмом, свойственным 20-летнему возрасту. Про буйство удивительных идей, которые будоражат человека именно в этом возрасте – и про его неспособность решить самые элементарные бытовые, социальные задачи. Короче, снять кино про Великих Придурков.

Алена Сычева:
Получается, это фильм о юности творческих натур?

Михаил Местецкий:
Можно и так сказать.

Алена Сычева:
В итоге Вашим проектом заинтересовался Роман Борисевич?

Михаил Местецкий:
Сотрудничество с Романом Борисевичем – чистое везение. Не понимаю, каким образом он поверил, что я не аферист и якобы знаю, как снять интересное кино про художников. Потому что это, в принципе, невозможно. Все фильмы про художников отвратительны. Хуже, наверно, только фильмы про писателей. Особенно, если их играют обаятельные актёры. Но Роман решился, и доверял мне дальше всю дорогу. И помогал, и советовал, и отговаривал от ошибок много раз. В общем, если что-то не так – все претензии к нашим обаятельным актёрам, но никак не к продюсеру.

Алена Сычева:
В какой момент Роман Борисевич подключился к проекту?

Михаил Местецкий:
Короткометражка «Ноги-атавизм» победила в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» в 2012 году, - вот и всё. И мне сообщили, что Роман Борисевич ждёт меня в условленном месте. Я примчался, мы познакомились, и он произнёс заветную фразу: «У вас есть идеи на полный метр?». Кстати, о том, что я сценарист «Легенды 17» никто тогда не знал – фильм ещё не вышел. И это хорошо: иначе Борисевич догадался бы, что я умею делать коммерческое кино и настоял бы на том, чтобы наши художники тоже играли бы в хоккей.

Алена Сычева:
«Кинотавр», получается, дал Вам путевку в жизнь: победа в конкурсе «Короткий метр», участие в программе «Кино на площади» с «Легендой № 17», а теперь – участие в главной конкурсной программе с дебютным полнометражным фильмом. «Кинотавр», можно сказать, вас любит: это взаимно?

Михаил Местецкий:
Безусловно! Для меня «Кинотавр» - это место силы. Когда я представляю себе своего зрителя, я вижу зал «Кинотавра». Мне сложно представить тысячи людей в сотнях кинотеатров – это абстракция, а вот зрительный зал «Зеленого театра» я очень хорошо представляю. Специфическая, эмоциональная публика, которая готова хохотать и петь тебе дифирамбы, а через секунду растерзать тебя на части. Лучшие люди города, как говорится.

Алена Сычева:
Как Вы думаете, с какими чувствами зрители будут выходить с просмотра?

Михаил Местецкий:
Мне кажется, в нашем фильме есть то, что в русских картинах встречается довольно редко: смесь жизнелюбия, иронии и критики – в самом широком смысле. Я бы хотел, чтобы с картины выходили бодрые, улыбающиеся люди, поглядывающие вокруг со скепсисом.

Алена Сычева:
Тяжелым ли был процесс создания фильма?

Михаил Местецкий:
В моей жизни ничего труднее не было. Ну, кроме свадьбы, наверно. По физическим, эмоциональным нагрузкам. Но, полагаю, это стандартная доза ужаса: она входит в социальный пакет кинематографиста.

Алена Сычева:
Вы снимали в суровых условиях?

Михаил Местецкий:
Уверен, бывают условия и посуровее. Но я чуть не сдох: это был самый холодный сентябрь за последние 100 лет, шли бесконечные ледяные дожди, посреди съёмок повалил снег, а актеры должны были полуголые отыгрывать летнюю жару. Все в бронхите, окоченевшие, а главное – у нас было много дебютантов: главные актеры, оператор, я, композитор… Группа молодая, все подошли очень ответственно, проявили себя перфекционистами, просто сходили с ума…

Алена Сычева:
Сложно ли было найти актеров на главные роли?

Михаил Местецкий:
Да это было просто невозможно. Потому что когда ты 10 лет выдумываешь какую-то воображаемую историю, появление любого конкретного актёра/места действия/визуального решения тебя ужасающе травмирует. Это такая «драма старой девы». Но пришлось взять себя в руки и перестраиваться с идеальных образов на живых людей вокруг. И дальше было проще. Сашу Паля утвердили сразу: пришёл на пробы гениальный парень – почему бы его не взять? Ваня Янковский тоже сразу попал в свою роль. Главного героя искали практически до последнего момента, но внезапно появился Вася Буткевич, и всё заработало. Четвертый герой – это хитрое сочетание качка-умника, который может говорить очень сложные и парадоксальные вещи, а при этом завязывать кочергу в узел. Умозрительно это забавно, а в реальности невозможно найти человека, которому ты поверишь. На пробах могучие спортсмены, рассуждая о монашеской аскезе, в основном говорили «аксеза», и сразу было видно, что это не их слова. А питерскому интеллигентному парню Паше Чинареву я поверил. И дальше он качался, набирал физическую форму. Ну, и, конечно, выбрать классную девчонку – это всегда было для меня проблемой. Замечательную Настю Пронину нашли практически накануне съёмок.

Алена Сычева:
Работа над фильмом будет завершена прямо к «Кинотавтру»?

Михаил Местецкий:
Да, постподакшн у нас затянулся. Мы снимали в сентябре 2013, одновременно с моей женой Нигиной Сайфуллавевой (только она, умная, в Крыму, а я в лютом Малоярославце). В результате Нигина уже год назад на «Кинотавре» показала свою картину «Как меня зовут», а мы только сейчас доползли до финиша.

Алена Сычева:
С чем связан такой затянувшийся постпродакшн?

Михаил Местецкий:
Монтировали долго. Потом перемонтировали. Потом ещё перемонтировали. Потом к нам присоединился Сережа Лобан – и ещё 10 раз всё перекроили. Ведь никогда не понятно: то ли ты снял сцену ужасно, то ли она просто так смонтирована. А потом находишь нужное решение – и никому потом не объяснишь, на что там вообще тратить больше двух минут.

Роман Борисевич: «Это смелое, независимое, в каком-то смысле анархичное кино»
Роман Борисевич

Алена Сычева:
Чем Вас привлек проект «Тряпичный союз»?

Роман Борисевич:
Мне эта история показалась любопытной и задорной, и я рискнул ее запустить в надежде, что получится замечательная и ни на что не похожая картина. Миша с 2002 не мог с ней запуститься, вряд ли кто-нибудь еще из продюсеров рискнул бы за нее взяться… И, действительно, фильм получился классный и озорной.

Алена Сычева:
В чем его оригинальность?

Роман Борисевич:
Это ироничное и в каком-то смысле анархичное кино, которое смело нарушает многие каноны и законы привычного восприятия.. Картина сделана в необычном ключе и при этом остается в рамках художественной ценности и авторской самобытности.

Алена Сычева:
На какую аудиторию рассчитан фильм?

Роман Борисевич:
Аудитория фильма – достаточно широкая, от молодежи 15-16 лет до 35-ти летних, с высшим образованием, людей.
Картина легка для восприятия, у нее отличный саундтрэк, она полна юмора и иронии и, в то же время, приглашает зрителя к соучастию и размышлениям.

Алена Сычева:
Есть ли у Вас какие-то фестивальные, прокатные планы?

Роман Борисевич:
С этой картиной мы решили ничего не загадывать, поскольку это своего рода эксперимент. Я уже не раз декларировал, что не хочу заниматься артом в чистом виде. Это и есть первый шаг в этом направлении. У фильма нет ни прямых, ни косвенных аналогов в нашем кино. Но тем он и интереснее.

Алена Сычева:
Какое значение для картины имеет участие в конкурсе «Кинотавра»?

Роман Борисевич:
Премьера на «Кинотавре» имеет определенное значение, как стартовая площадка для нашей картины, которая обладает многими достоинствами и особенностями.
Автор:
Алена Сычева

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама