Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 сентября 2015 13:20

Ефим Звеняцкий: «Зрители Владивостока заслуживают того, чтобы о них говорили как о высокоинтеллектуальной аудитории»

Ефим Звеняцкий: «Зрители Владивостока заслуживают того, чтобы о них говорили как о высокоинтеллектуальной аудитории»

С 12 по 18 сентября 2015 во Владивостоке состоялся 13-ый Международный кинофестиваль стран АТР «Pacific Meridian». Журналист «ПрофиСинема», в продолжение серии интервью с руководителями региональных фестивалей, побеседовал с генеральным директором и художественным руководителем фестиваля «Меридианы Тихого», народным артистом России, художественным руководителем Приморского краевого академического театра имени М. Горького Ефимом Звеняцким и исполнительным директором смотра Натальей Шахназаровой об организационных сложностях, особенностях и достижениях главного форума Приморья. 

13-ый Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого", генеральный директор смотра Ефим Звеняцкий и исполнительный директор смотра Наталья Шахназарова

Алена Сычева:
Зачем фестиваль «Меридианы Тихого» нужен Приморью, зрителям, кинематографистам? 

Ефим Звеняцкий:
Знаете, никогда не приходила мысль, что фестиваль не нужен. И сейчас я, вроде бы, начну рассказывать о его значении, об азиатско-тихоокеанском регионе, входе в Японию, Китай, Корею: это ведь все очевидно. Я начинаю думать, что все-таки главная причина существования фестиваля – это, честно, команда, которая его создает. Сумасшедшие люди в течение тринадцати лет, или меньше, посвящают себя идее почти для многих малознакомой, но у всех них есть огромное желание не проявлять себя, не декларировать свое искусство или знания кинематографии, а вернуть людей Владивостока к ощущению того, что они не второстепенны, что они имеют право не только на «попкорн». К сожалению, кинотеатры, в которых мы присутствуем, показывают как раз такое кино – под попкорн, за редким-редким исключением. Я лично пользуюсь домашним видео, чтобы иметь представление о киноискусстве. Зрители Владивостока заслуживают того, чтобы о них говорили как о высокоинтеллектуальном народе, который не пристрастен исключительно к кино, излучаемому сетью кинотеатров и не являющимся произведением искусства. 
Я очень хотел бы, чтобы видели кино разные зрители, и чтобы у них в связи с этим рождалось чувство уверенности в том, что они не брошены. Раньше все кинофестивали проходили где-то далеко: самые известные – Московский, Каннский, а до нас почти ничего не доходило. И много лет назад Марк Рудинштейн, имея, вероятно, какие-то и личные интересы, дружбу с губернатором – тогда у нас был Наздратенко Евгений Иванович – привез во Владивосток Эхо «Кинотавра». Приехали гости, был Олег Янковский... И появилось актерское присутствие, режиссерское, а теперь уже у нас есть сценарный дух, дистрибьюторский дух. И сегодня, смотрите, много-много людей стоят в цепочке за билетами на сеансы фильмов из Кореи, Таиланда, Сингапура, которые они и не увидели бы, это же редкая возможность. Для того, чтобы показать тот или иной фильм, мы приобретаем права за немалые деньги, но идем на это, тратим свои духовные и материальные силы. 
Мы живем на границе страны, но наше знание людей, которые живут в двух часах езды на машине от Владивостока – в Китае, Японии, Сингапуре или Таиланде – у нас плохое. Мне кажется, что в первую очередь фестиваль – мостик соединения Владивостока с этими странами. Когда я произношу «42 страны на кинофестивале Pacific Meridian», то внутренне даже не верю сам себе. Мы как отборщики фестиваля смотрим больше 1100 фильмов, а я позволил себе быть художественным руководителем этого фестиваля, только в качестве любителя кино, а не знатока. Мы показываем в конкурсе 20 фильмов, которые, чаще всего, нигде больше в России нельзя будет увидеть. 

Алена Сычева:
Есть ли желание расширить форум, добавить что-то важное в его работу?

Ефим Звеняцкий:
Сейчас у нас есть одна цель: сделать, чтобы кинорынок, который отсутствует на форуме, стал бы предметом уже не мечтаний, а реальности. Пускай будут только первые, очень медленные шаги, но они важны, особенно при сегодняшней политической ситуации. Вы знаете, мне кажется, что мы быстрее можем разминировать это поле, чем политики. Я занимаюсь театром и знаю, что чаще мы можем рукопожатием, просто взглядом или увиденным фильмом сказать друг другу больше. При всем шуме кинофестиваля, – а он шумный, значимый, праздничный, он умеет быть тихим в залах кинотеатра, – это культура. Возвращение культуры (в данном случае – кинокультуры) в Приморье – это и есть значимость фестиваля. 
Смотрите, какое количество людей поверило в фестиваль, а это самое дорогое. И приблизили себя, и повернулись лицом, и повернулись рукопожатием. Все это непросто. Все говорят о деньгах, но они не все решают... Когда были первые фестивали, вообще еще ничего не было, ни денег, ни понятия о том, что мы начинаем… Я позвонил своим пацанам – негоже их так называть, конечно, – российским артистам, советским тогда еще. Я говорил: «Ребят, ну, нет денег, откликнитесь, приезжайте, пожалуйста. Просто первые шаги сделаем». Они говорили: «Фима, мы к тебе поедем, просто так». И вот было Эхо «Кинотавра», и наш первый фестиваль, а теперь мы уже опрокинули все: в кинотурах едут артисты по всему Приморскому краю, еще и кино с собой везут, и они – передатчики нашего кинофестиваля из Владивостока туда, в районы. Конечно, это тоже важно. Жители области – не изгои, и они хотят видеть кино, встречаться с артистами. Вообще у нас есть большой дефицит: хотят книги читать, музыку слушать. Возникло теперь Эхо фестиваля «Меридианы Тихого» в городе Арсеньеве. Там есть звездная дорожка 25 метров длиной, по которой шагают звезды российского кино: пыль звездной дорожки Владивостока теперь уже на ступеньках нового роскошного кинотеатра в городе Арсеньеве. 

Алена Сычева:
Многие организаторы фестивалей говорят, что сокращение бюджетов убивает фестивали, просят прекратить урезать финансирование, жалуются… 

Ефим Звеняцкий:
Знаете, я не могу так сказать. Нас финансировали при прежнем губернаторе и финансируют с приходом нового, Миклушевского Владимира Владимировича. И нельзя быть беспамятными людьми или манкуртами. Надо быть благодарными тем, кто стоял у истоков, в данном случае – Дарькину Сергею Михайловичу, который был губернатором края. Он услышал нас и в не менее сложных условиях, и профинансировал этот маршрут и посмотри: в два раза увеличил бюджет кинофестиваля Миклушевский! Ну как про это не говорить? Это факт. Другое дело, что в этом году все бросились вдруг рассказывать, как же невыносимо тяжело, как же урезают… Мы уже не урезаем, мы подворачиваем – так евреи говорят. Другое дело, конечно, задержка бывает финансирования, но оно же приходит, значит голова все равно у кого-то болит. Я не из тех, кто ропщет. 
Недостаток финансирования в том, что билеты становятся дороже, чем весь фестиваль. Отели становятся дороже, и от этого ты кренишься… Доллар становится почти под 100 рублей: ты начинаешь бюджет кроить на определенную сумму, и вдруг понимаешь, что цены изменились. Деньги – это банальная вещь, их всегда не будет хватать. 
Мне кажется, что есть одна вещь, которая, к сожалению, сейчас изъята из понимания кинофестиваля, и театра, кстати, тоже, и культуры в целом – спонсорское участие, меценатство. К сожалению, это моя горечь. Почему-то мы не можем привлечь людей, кроме присутствия на звездных дорожках и на бомондах, к тому, чтобы они вдруг повернулись и сказали: «Фим, может, как-то надо чем-то помочь? Может надо профинансировать какую-то историю?». Два года назад, когда я вернулся на фестиваль, надо поклониться и сказать спасибо «Терминалу Астафьева» и Кондратову Руслану, генеральному директору этой компании, которая нам помогала, а это ведь деньги всегда необходимы для приглашения европейской или американской звезды: Лайзы Минелли, Катрин Денев, в этот раз у нас Джулия Ормонд… Ведь я позволял раньше привозить двух-трех артистов. Сегодня мир раскололся пополам на тех, кто имеет деньги и тех, кто денег не имеет, а фестиваль – посредине. Очень хотел бы привлечь меценатов, это не беспочвенная история. 

Алена Сычева:
Какая помощь сейчас фестивалю наиболее необходима?

Ефим Звеняцкий:
Первая помощь, - это надо взять и поверить, что только ты, что только та команда, с которой ты идешь в это путешествие, что только те люди, которые верят тебе и приезжают – это главная крепость фестиваля.

Алена Сычева:
То есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих? 

Ефим Звеняцкий:
Абсолютно, знаете, мы та лягушка, которая била лапками… Но мы не тонули никогда. 

Алена Сычева:
Не было тяжелых времен, когда фестиваль оказывался на грани закрытия?

Ефим Звеняцкий:
Нет, нет! У нас были тяжелые времена, только одни, когда мы задумывались: «А вдруг мы выбрали не те фильмы?». И были тяжелые времена, когда зрители не очень верили. Дорожку смотрели, радостно приходили – сейчас меньше приходят на дорожку, больше идут в кино. У нас есть сложность с организацией показа фильма открытия после церемонии, мы проводим эти мероприятия параллельно, в разных залах. История заключается в том, что в кинотеатре всего 500 мест. Переделали зал и всего 500 мест, а это непозволительная роскошь для города населением в 600 тыс. человек, правда? И это самая большая моя проблема: как в Большой зал Приморского театра оперы и балета в 1500 мест, в котором проходят церемонии открытия и закрытия, разместить элиту, студентов, рабочих, чиновников, всех желающих… Вот это самая большая проблема, и все равно люди обижаются. Но я отношусь с юмором ко всему, и я верю, что проходит время, и люди откликаются на этот юмор. Я знаю этот город недолго, всего 70 лет. И хочу сказать, полпред кинофестиваля – это театр Горького. Там в течение многих-многих лет закладывалась культура, которая сегодня привела зрителей на кинофестиваль. 

Наталья Шахназарова: «Для нас самое важное – сохранить качество и уровень нашего фестиваля»

13-ый Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого", исполнительный директор смотра Наталья Шахназарова

Алена Сычева:
Расскажите, как родился фестиваль?

Наталья Шахназарова: 
Наш фестиваль родился очень естественно, а когда фестивали рождаются естественно, то они и живут долго. У «Меридианов Тихого» была предыстория: три раза мы проводили международный фестиваль телевизионных фильмов и программ «Человек и море». Правда, проходил он на теплоходе, который заходил в Японию, Корею и потом уже возвращался во Владивосток. Смотр был весьма успешен, и у нас появился опыт проведения фестиваля. Во Владивостоке мы делали только открытие и закрытие, и у зрителей возникал вопрос: «А как же мы? Ничего не видим, кино нам не показывают». И, конечно, мы стали думать о проведении в городе большого международного фестиваля. 

Алена Сычева:
Во Владивостоке тогда были условия для организации и проведения кинофестиваля международного уровня?

Наталья Шахназарова: 
Для этого все было и есть: площадки, опыт команды, желание власти, выделившей средства; зрители, которые уже жаждали фестивальное кино и, конечно, географическое положение, что очень важно для любого фестиваля. 

Алена Сычева:
Как и когда сложилась концепция фестиваля?

Наталья Шахназарова: 
Концепция сложилась сразу: это была наша удача и правильное решение. Мы собираем в один конкурс фильмы стран азиатско-тихоокеанского региона. Наш фестиваль единственный в мире проводит конкурс из картин этих стран. Потом, у нас с первого года есть своя концептуальная особенность, которую я нигде больше не встречала: одно жюри у нас судит 10 полнометражных картин и 10 короткометражек. Мы очень любим короткий метр и считаем, что сделать короткий фильм талантливо гораздо сложнее, чем большой. Мы поставили фильмы разной продолжительности в один конкурс, и жюри сразу же, с первого года это одобрило, и все с удовольствием поддержали. 

Алена Сычева:
Откуда вы получаете финансирование?

Наталья Шахназарова: 
Изначально финансирование у нас было из бюджета Приморского края, и буквально со второго года началось федеральное финансирование из Министерства культуры, что нас очень порадовало. Для нас это были важно не только из-за денег (они по сравнению с поддержкой Приморья совсем небольшие), но и как признание уровня нашей организации. Финансирование из Минкульта у нас постоянное.

Алена Сычева:
В этом году вам сократили финансирование? 

Наталья Шахназарова: 
Нам сократили финансирование, выделяемое из бюджета Приморского края. Федеральное финансирование не сократили, но в течение десяти лет его ни разу не увеличили, а фестиваль растет и главное, стоимость меняется. Сравните цены на те же авиабилеты в 2004 и сейчас, особенно после кризиса. 
Я думаю, когда решается вопрос, какому фестивалю сколько дать, необходимо учитывать жизнедеятельность фестиваля, его результаты, географическое положение, удаленность от Москвы, откуда приглашаются многие участники, гости, журналисты. 

Алена Сычева:
От чего вам пришлось отказаться из-за сокращения финансирования? 

Наталья Шахназарова: 
Мы немножко сократили внеконкурсные программы, но количество сеансов и дней оставили прежними. Сократили расходы на наружную рекламу, чуть-чуть – на сувенирную продукцию, немного сэкономили на полиграфии, на транспорте – будем ходить пешком. Меньше привлекаем оплачиваемых сотрудников, так что больше работы ляжет на волонтеров… И точно придется сократить количество людей, представляющих фильмы внеконкурсных, параллельных программ. Мы пытаемся отказаться от разных деталей, сохраняя главное. Для нас сейчас самое важное – сохранить качество и уровень организации нашего фестиваля. 

Алена Сычева:
Есть ли во Владивостоке необходимые вам квалифицированные сотрудники? 

Наталья Шахназарова: 
Всю команду мы собираем в городе, и костяк дирекции фестиваля у нас есть. Главное, что отборщики фестиваля, программный отдел сохраняется из года в год. В службы гостеприимства, встреч-проводов, пресс-центр мы каждый год набираем новых молодых людей, обучаем их. Единственное, что мы привозим из Москвы – это аппаратуру для синхронного перевода (индивидуальные абонентные устройства с наушниками) и специалистов для работы с ним. 

Алена Сычева:
У вас прекрасно и мощно развито волонтерское движение.

Наталья Шахназарова: 
Волонтеры – это один из результатов деятельности фестиваля. Огромное количество волонтеров получило векторное направление, определение в жизни. Кто-то только из-за фестиваля решил остаться в городе, потому что понял, что можно себя здесь реализовать. Многие уехали учиться с желанием обязательно вернуться в Приморье. Работа на фестивале стала очень хорошей школой для них: это экстремальное получение теории вместе с практикой и необыкновенная атмосфера. 
Мы посмотрели, как работают волонтеры в Пусане, я расспросила их об организации этих процессов. И мы стали набирать волонтеров на нашем фестивале. Каждый год у нас немалый конкурс, мы проводим тестирования, отбираем 30-40 молодых людей, а потом их обучаем. У нас есть несколько тренингов, которые касаются не только знакомства, психологии, командообразования, конфликтности и способов преодоления стрессовых ситуаций, но и владения английским языком, снятия разговорного барьера и, обязательно, владения русским языком, культуры речи. Знаете, они нам за это потом очень благодарны, потому что это дети, живущие в основном в виртуальном мире, не привыкли общаться и не умеют говорить. Всего за два часа, проведенных с преподавателями Дальневосточного федерального университета, у них меняется отношение к речи, к тому, что и как они говорят.
Кроме того, мы организовываем пешеходные экскурсии по городу, которые для волонтеров проводит великолепный директор нашего Приморского музея имени Арсеньева Виктор Шалай. После этого ребята влюбляются в родной город, хотят учить историю, больше знать о Приморье: это тоже очень важная образовательная часть. И, конечно, каждый из них может потом рассказать кому-то из участников фестиваля о городе, ответить на вопросы… У нас еще и свадьбы случаются: люди благодаря фестивалю могут встретиться, подружиться и даже найти свою половину. 

Алена Сычева:
Получается, что вы делаете больше, чем должны: не только показываете фильмы, привозите звезд, но и осуществляете огромную просветительскую работу?

Наталья Шахназарова: 
Думаю, любой фестиваль должен делать больше, чем просто показать кино и привезти профессиональное сообщество, которое встретится на этой площадке. Для них, конечно, фестиваль – единственная возможность получить реакцию зрителей, посидеть с ними зале на просмотре, обсудить с ними фильм… Но этого мало. 

Алена Сычева:
Сложно ли привлечь во Владивосток зарубежных звезд?

Наталья Шахназарова: 
В принципе все звезды с огромным интересом относятся к нашему фестивалю, к нашему городу, всем интересно у нас побывать. Тем более, о Владивостоке сейчас много говорят: те, кто побывал у нас на фестивале, остались очень довольны. Город за последние годы, после проведения саммита очень изменился. Просто так во Владивосток не приедешь, а фестиваль – это хороший повод. Другое дело, что должен совпасть график, и мы должны решить вопрос гонорара. Есть затраты на перелет (бизнес-класс, первый класс), проживание, транспорт, отдельного переводчика, сопровождение, куратора, охрану – у нас бывало и такое. В бюджете фестиваля этих денег нет. Поэтому привлекаются партнеры, спонсоры… Это сложно, но мы решаем эти вопросы и каждый год приглашаем звезд. 

Алена Сычева:
Фестиваль – это не одноразовое событие, а процесс, который нельзя останавливать на год-другой? 

Наталья Шахназарова: 
Конечно, ломать – не строить. После перерыва в проведении фестиваля можно считать, что его уже похоронили. Фестиваль готовится целый год. Если мы уйдем на полгода в отпуск, то заново можно будет другой фестиваль сделать, но этот уже умрет. Наш смотр тоже переживал много разных историй, стало ясно, что люди из менеджмента или бизнеса не могут им управлять. В него должны быть вложены силы творческих людей, только тогда можно сохранить дух, атмосферу праздника. Бизнес-модели при организации заведомо некоммерческого проекта не всегда оказываются эффективными. Фестиваль делают особые люди, мотивированные не только финансами. 

Алена Сычева:
Какая помощь вам необходима?

Наталья Шахназарова: 
Конечно, всегда фестивалю нужна всесторонняя поддержка. Нужна поддержка власти, и у нас она есть: наше законодательное собрание каждый год принимает решение о финансировании фестиваля, губернатор закладывает деньги в бюджет. Страшно, что они перестанут понимать, зачем нужен этот кинофестиваль и зачем выделяются средства. У нас происходят всякие перемены, губернаторы меняются, кризис наступает, сокращают в первую очередь культуру и может пропасть устойчивое понимание, что этот фестиваль вообще значит для края, для региона, для международного сообщества.

Также читайте другие интервью из цикла:

Коринна Даниелу: «С фестивалем VOICES мы не вписались в контекст»

Андрей Малышев: «Фестивали нужны всем»

Татьяна Воронецкая: «Фестивали необходимы для полноценного осуществления культурных процессов в стране»

Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого»

Реклама