Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 февраля 2008 00:00

Константин Огнев: "Процесс обучения в институте строится исходя из интересов отрасли".

Константин Огнев: "Процесс обучения в институте строится исходя из интересов отрасли".

Мощный взлет отечественной медиаиндустрии – одна из заметных реалий нашей жизни в начале XXI века. Результатом этих процессов стало появление многочисленных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов для этой отрасли. Вместе с тем, по-прежнему единственным в этом ряду государственным образовательным учреждением остается Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Наш корреспондент встретился с ректором ИПК Константином Кирилловичем Огневым, чтобы узнать, с какими проблемами сталкивается этот институт сегодня.

Корреспондент
– Для начала несколько слов об истории института…

Константин Огнев
– Наш институт – Федеральное государственное образовательное учреждение повышения квалификации работников телевидения и радиовещания существует без малого сорок лет. Исторически так сложилось, что само название не в полном объеме отражает основные направления нашей работы. Если говорить точно, то сегодня наш институт занимается вопросами переподготовки и повышения квалификации работников телевидения, радиовещания и печати. Как известно, с момента своего создания институт располагался на территории шаболовского телецентра. В середине 80-х годов, учитывая эффективность его работы и значимость для регионов страны, для института было построено общежитие. Но в начале 90-х годов, в условиях переструктуризации отрасли, институту, несмотря на многочисленные решения, принимавшиеся и на правительственном уровне, и на уровне мэра Москвы не нашлось места ни на Шаболовке, ни в Останкино, ни где-то еще. Его временно переселили в помещение собственного общежития, но, как мы с Вами знаем, нет ничего более постоянного, чем временное. А с прошлого года ситуация вообще стала тупиковой, так как по существующему законодательству здание, в котором мы сегодня с трудом располагаемся, должно быть отнесено либо к жилому, либо к нежилому фонду. Если следовать букве закона, то либо институт должен оказаться на улице, либо его существование теряет смысл, так как он, прежде всего, предназначен для сотрудников региональных теле- и радиокомпаний, печатных и Интернет-изданий.

Корреспондент
– То есть, вы, прежде всего, обращены в регионы?

Константин Огнев
– Уже в советское время было очевидно, что идет процесс бурного развития телевидения. Активно создавались телекомпании в регионах. Но учебных заведений, которые готовили бы для них специалистов, не существовало. Как правило, в этих телекомпаниях работали выпускники ВГИКа, ЛИКИ (ныне Санкт-Петербургский институт кино и ТВ), факультета журналистики МГУ, некоторых других ВУЗов и институтов культуры, но преподавания телевидения там, в свою очередь, носило в определенном смысле «вторичный характер». Все-таки главной задачей обучения здесь была подготовка специалистов для кинематографа либо для журналистики. Именно поэтому появился институт, который ставил своей задачей переподготовку и повышение квалификации этого контингента выпускников, перепрофилирования их под специфику «голубого экрана». Замечу, что сегодня этот процесс испытывает тысячекратное ускорение в связи с огромным развитием сети телеканалов и предстоящим переходом на цифровое вещание. Сегодня в эту сферу сегодня приходит тысячи специалистов с непрофильным образованием. Значительная их часть устремлена в Москву, где шире выбор для потенциальной работы и где быстрее идет процесс «погружения в профессию», шире доступ к новым технологиям, где есть возможность восполнить «пробелы» в специальном образовании или путем самообразования, или используя такую форму, как второе высшее образование в тех же классических вузах. Но представители регионов и в силу занятости по основному месту работы, и в силу не столь высокой, как в столице, заработной платы, не имеют возможности за собственный счет пройти необходимую переподготовку. Да и региональные компании, как правило, не имеют для этого финансовых возможностей. Государственное финансирование, которое получает институт, позволяет нам организовывать разнообразные образовательные программы для этого круга специалистов. С этой точки зрения можно сказать, что переподготовка специалистов для регионов – одна из первоочередных задач нашего института. Вторая – не менее важная по значимости – обучение сотрудников теле-, радио- компаний, печатных и Интернет-изданий на базе новейших технологий.

Корреспондент
– Но ведь соответствие материально-технической базы института новейшим технологиям – задача, практически неразрешимая? Не говоря уже о том, что это требует огромных финансовых средств, которые вряд ли может гарантировать государство?

Константин Огнев
– Естественно. Развитие техники идет такими темпами, что то, что вчера казалось фантастикой, сегодня безнадежно устарело. Поэтому все дело в разумном распределении сил, грамотном менеджменте и продуманной программе материально-технического оснащения института. Здесь, с одной стороны, мы находим поддержку и понимание у нашего учредителя – Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. С другой – у наших многочисленных партнеров. В том ряду могу назвать кинокомпанию «Амедиа», ТТО «Новелла», телекомпанию «Югра», такие известные структуры, как AVID, Apple, Microsoft, Sony и многие другие. Не буду раскрывать наши коммерческие «тайны», но поверьте, что такие серьезные компании, которые я перечислил, вряд ли включились бы в процесс, который не отвечал бы реальным перспективам и проблемам отрасли.

Корреспондент
– Как строится процесс обучения в ИПК?

Константин Огнев
– В отличие от многочисленных институтов и телешкол, которые сегодня появляются чуть ли ежедневно, в отличие от многих ВУЗов, у нас обучение проходит в основном по заочной форме. Очной формы обучения в институте не было, да и не могло быть (ну, за исключением нескольких программ или краткосрочных семинаров), потому что ни одна компания на сегодняшний день не может позволить себе отправить ведущего корреспондента на полгода или на год для обучения в Москву. Да и сотрудники центральных телеканалов и радиостанций предельно плотно заняты на производстве и не могут позволить себе учиться по традиционному вузовскому графику, в соответствии с традиционной сеткой расписания. Поэтому процесс обучения в институте строится исходя из интересов отрасли. Как правило, к концу каждого учебного года составляется план-график сессий, образовательных программ разной длительности, семинаров на следующий год, и сотрудники как государственных, так и негосударственных телерадиокомпаний и печатных изданий, исходя из собственных нужд и интересов подают заявки, на основе которых формируются учебные группы и расписание на будущий год. К сожалению или к счастью, институт никогда не акцентировал внимание на своих достоинств, его сотрудники и профессорско-преподавательский состав скромно, но достаточно продуктивно делали свое дело, поэтому на фоне многочисленных частных образовательных структур, которые, прежде всего, сосредоточены на рекламном аспекте своей деятельности, об ИПК несколько подзабыли, что несправедливо. Не хочу сказать, что в нашей деятельности все идеально. Проблем, как у каждого учебного заведения, более чем достаточно. Самая главная – в условиях хронического недофинансирования не позволить возобладать интересам коммерции, сохранить классические традиции фундаментального образования и научной деятельности, которые вот уже без малого сорок лет отличают институт.

Реклама