Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июля 2016 11:20

Сергей Спиридонов: «Мы уверены в себе, в безошибочности выбранного пути и достижимости поставленных целей»

Сергей Спиридонов: «Мы уверены в себе, в безошибочности выбранного пути и достижимости поставленных целей»

24 июля 2016 исполнилось восемь лет со дня основания кинокомпании «Вольга». Пользуясь поводом, портал «Профисинема» обратился к генеральному директору компании Сергею Спиридонову с просьбой рассказать об основных значимых вехах истории «Вольги», преодолении трудностей, новых достижениях; поведать как о ближайших, так и о долгосрочных планах и поделиться секретам успеха.

Алена Сычева:
Расскажите, как восемь лет назад возникла компания «Вольга»?

Сергей Спиридонов:
Это уже стало легендой: всё началось с одного фильма – «Миллионер из трущоб». В 2008 году Сережа Ершов рискнул: он не только купил этот фильм, что и раньше было сферой его деятельности, но решил именно с него начать работу новой кинодистрибьюторской компании. Можно успех «Миллионера из трущоб» расценивать как везение, но ничего подобного не случается, если не основывается на прошлом опыте, знании отечественного и зарубежного рынка и авантюрном духе, умении рискнуть и нести за свой риск ответственность. «Миллионер…» на 166 копиях собрал почти 120 млн. рублей.

Алена Сычева:
У компании был мощный старт…

Сергей Спиридонов:
Да, риск оказался оправданным: подтвердилось, что есть возможность успешно работать в этой нише. А дальше были «Рестлер» Даррена Аронофски, «Хатико», «Артист» Мишеля Хазанавичюса… Помню, как «Артист» только появился на одном из зарубежных рынков: французский фильм, черно-белый, практически немой… «Кому это нужно?» - рассказывал мне один из известных российских кинобайеров и не пошел его смотреть. Пошел смотреть Ершов, в итоге он его купил и оказался в выигрыше. Это много говорит о Сергее – он умеет распознать потенциально интересный продукт, увидеть реальное кино с большой буквы, оценить его потенциал и, конечно, же в очередной раз рискнуть. «Артист» - совершенно нишевый фильм, но он собрал чуть меньше 3 млн. долларов – выдающийся результат. Кассовый успех не совсем традиционного для российского зрителя, фильма «Приключения Паддингтона» (бокс-офис – 400 млн. рублей)  – тоже результат продуманной работы. Прокат первых трех частей франшизы «Голодные игры» - тоже был рискованным шагом, учитывая стоимость фильмов, и, особенно, обвал рубля, случившийся в ноябре 2014, что совпало с выходом третьей части франшизы. Но работа с этими фильмами вывела компанию на совершенно другой, более высокий, уровень.

Алена Сычева:
Это был один из самых сложных периодов для компании?

Сергей Спиридонов:
Да, можно разными словами описать ситуацию, в которой мы оказались в ноябре 2014 года: кассу мы собрали очень приличную – более 800 млн. рублей, но деньги-то были заплачены до того и совершенно по иному курсу рубля. Мы тогда не достигли поставленных показателей, но в прошлом году перевыполнили план по продажам, и это скорее плюс компании, чем рынку. Мы пережили турбулентность рынка – тут, честно, есть чем гордиться. Было очень непросто: мы переформировали свои ряды, что-то изменили, и в этом году мы выпускаем рекордное для себя количество фильмов. До конца календарного года у нас запланировано 18 театральных релизов. В масштабах всего финансового года, который у нас только что закончился, будет более 30 релизов, и 15 фильмов уже запланировано на 2017 год.

Алена Сычева:
Что самое сложное в Вашей работе?

Сергей Спиридонов:
Формирование команды – это самое сложное, этот процесс постоянный, но сейчас мы находимся в оптимуме. Это дает дополнительный заряд энергии и возможность с оптимизмом смотреть в будущее. Чтобы претворять задумки в жизнь нужны специалисты. Через компанию прошло много людей. По опыту работы в «Вольге» в течение трех лет у меня сложилось стойкое ощущение, что у нас одна из лучших команд на рынке: отличные профессионалы, которые прекрасно взаимодействуют друг с другом. Средний возраст в «Вольге», навскидку, – около 35 лет: это золотая пора, когда ветра в голове уже стало поменьше, а огонь в глазах еще горит и есть амбиции. И есть сильный лидер, ведущий команду к цели.

Алена Сычева:
Какова стратегия развития компании, на какие направления Вы сейчас обращаете особое внимание?

Сергей Спиридонов:
«Вольга» занимается дистрибьюцией в кинотеатрах, но не менее важная составляющая – работа с телевидением и новыми медиа. Рынок стремительно меняется: аудитория, таланты, лучшие режиссеры и актеры уходят в интернет. Они делают продукт не для кинорынка…

Алена Сычева:
И даже не для телевидения…

Сергей Спиридонов:
Совершенно верно, а для интернета. Это не кино, но все равно тот контент, который потребляет аудитория, и модели этого потребления все время меняются. Поэтому мы очень активно набираем обороты в онлайн дистрибьюции, работаем на медиарынке с крупнейшими онлайн-кинотеатрами.
Когда я пришел в компанию, в 2013 году, оборотный бюджет онлайн продаж у нас составлял порядке 5-7% от общего объема на телевизионном рынке. На начавшийся для нас финансовый 2016-2017 год он составляет чуть больше 30%. Объемы потребления через новые медиа существенно выросли, и они будут только нарастать.
Существуют апробированные модели: фильм выходит сначала в кинотеатрах, через несколько месяцев, и это было очень строго, он открывается для онлайн-кинотеатров, для платных каналов, потом идет на нишевые каналы, потом – на эфирные. Иногда промежуток между кинотеатральным релизом и появлением онлайн составлял полгода-год. Сейчас все стремительно компрессируется: срок между кинотеатральным релизом и появлением новинки в интернете сжимается до нескольких недель. Мы убедили правообладателей фильма «Экстрасенсы», что его надо выпускать на максимально коротком окне, на третьей неделе: он еще был в кинотеатрах, но за первую неделю проката онлайн собрал чуть ли не 10% от всего кинотеатрального проката. И таких примеров много. Рынок стремительно меняется, и чуткая реакция, соответствие этим переменам – одна из основных наших задач.

Алена Сычева:
Какие требования Вы предъявляете к фильмам при формировании своего каталога?

Сергей Спиридонов:
Одно из основных направлений для нас – работа с крупными нестудийными анимационными проектами, ориентированными на самую массовую семейную аудиторию. Мы гордимся, что именно «Вольга» выпускала «Кота Грома», «Хранителя луны», «Маленького принца» - картины, ставшие лидерами проката в категории независимой анимации. В целом же есть несколько парадигм, от которых мы всегда отталкиваемся: мы ориентируемся на фильмы с ярко выраженным авторским почерком, на картины с изюминкой. Наш нынешний финансовый год, например, начался с фильма «Человек – швейцарский нож». Он нишевый, несмотря на получение главной награды на фестивале «Санденс», но собрал свою аудиторию. Сейчас отлично стартовала «Светская жизнь» Вуди Аллена: за первый день проката он собрал больше 7 млн. рублей, что в два раза больше, чем самый успешный его фильм. Одним словом, - это картины с ярко выраженным авторским видением, но не артхаус, а работы с достаточно широким коммерческим потенциалом.

Алена Сычева:
Произведения киноискусства, но обращенные к зрителю. Каким образом Вы расширяете свою аудиторию, привлекаете внимание разной аудитории к этим уникальным фильмам?

Сергей Спиридонов:
Маркетинг – важнейшая составляющая нашей работы. Надо дать возможность хорошему фильму быть замеченным, привлечь к нему внимание. Работа наших маркетологов очень тщательная, скрупулезная и индивидуальная. Для каждого проекта составляется своя уникальная, строго индивидуальная релизная модель. Формы продвижения наработанные, но каждый раз мы придумываем что-то новое. Я уверен, что наша внутренняя маркетинговая экспертиза – одна из самых сильнейших на рынке, и наш маркетинг – одна из самых весомых конкурентных преимуществ и особенностей.

Алена Сычева:
Помимо развития онлайн дистрибьюции, какие у Вас планы?

Сергей Спиридонов:
У нас есть еще одно важное направление: производство. Внутри компании мы ничего не производим, но участвуем в создании картин как сопродюсеры. Мы сделали и выпустили на экраны отечественный хоррор «Пиковая дама: Черный обряд», который стал самым успешных российским фильмом по кассовым сборам в этом жанре.

Алена Сычева:
Вы на этапе создания подключаетесь к работе над проектом, чтобы направлять создателей?..

Сергей Спиридонов:
Да, именно так было с «Пиковой дамой». Мы отвечали за креатив и за продвижение на рынок. Сейчас мы работаем над двумя проектами. В препродакшене находится фэнтези-хоррор «Невеста» (авторы сценария – Сергей и Марина Дяченко по идее Николая Митропольского). Второй проект пока на этапе размышлений – это сиквел к «Пиковой даме».
Еще одна вещь на перспективу: у нас компания российская, но есть представительство в Киеве, которое занимаемся кинотеатральным прокатом на Украине, еще один офис находится в Лос-Анджелесе, так как Голливуд является центром международного кинобизнеса, и осуществлять закупки оттуда гораздо удобнее. Мы на 95% занимались дистрибьюцией зарубежного кино, но планируем увеличивать долю отечественных фильмов. Расширение амбиций на кино отечественного производства – это тоже одна из наших задач. Хотелось бы через 2-3 года достигнуть баланса, при котором доля российского кино в нашем каталоге составит 20%. Это будет правильно и логично. Только в этом полугодии, в конце августа, мы выпускаем «Ночных стражей» - городское фэнтези, спродюсированное Рубеном Дишдишяном, Вадимом Горяиновым и Леонидом Ярмольником, а в октябре выпускаем «Ученика» Кирилла Серебренникова, который вошел в программу «Особый взгляд» в Каннах и был отмечен призом за лучшую режиссуру на «Кинотавре». И, по меньшей мере, еще полтора десятка других российских проектов у нас находятся на обсуждении.

Алена Сычева:
Что на Ваш взгляд послужило причиной успеха развития компании, каковы сильные стороны «Вольги»?

Сергей Спиридонов:
Мы самые тщательные и самые трепетные: мы искренне любим свое занятие, любим кино, знаем его, понимаем и умеем его продвигать, как, может быть, никто другой на нашем рынке из независимых компаний. Для нас есть три составляющих успеха: отличная команда, качественный каталог и четко сформулированные цели на ближайший период. В совокупности все это дает чувство стабильности и уверенности. Наша цель – стать лучшей независимой компанией в сфере кинодистрибьюции и онлайн-дистрибьюции на рынке. Мы уверены в себе, в безошибочности выбранного пути и достижимости поставленных целей. 

Автор:
Алена Сычева

Другие статьи по теме Кинокомпания Вольга

Реклама