Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 сентября 2016 11:04

Миммо Калопрести: «Главное во всех моих фильмах – поиск истины»

Миммо Калопрести: «Главное во всех моих фильмах – поиск истины»

Особым гостем VI Сахалинского международного кинофестиваля «Край света», проходящего с 9 по 17 сентября 2016 в Южно-Сахалинске, стал известный итальянский режиссер, сценарист, актер и продюсер Миммо Калопрести, визит которого сопровождается первой ретроспективой этого мастера в России. Калопрести рассказал корреспонденту портала «Профисинема» о своем работе, возникающих творческих задачах и способах их решениях. 

На фестивале «Край света» проходит первая в России ретроспектива избранных фильмов Миммо Калопрести. Большинство картин, включенных в программу, никогда еще не было показано на большом экране в нашей стране. В начале творческого пути, в 1980-е, он снимал игровые короткометражные и документальные фильмы остроактуального политического содержания. Всего режиссер создал шестнадцать игровых полнометражных лент. В ретроспективу на «Крае света» вошли разные работы мастера: «Второй раз» (1995), «Слова любви (1998), «Счастье ничего не стоит» (2003), «Обжираловка» (2007), «Один для всех» (2015). 

Алена Сычева:
Иногда вы сами исполняете ключевые роли в собственных фильмах: насколько для вас это комфортно?

Миммо Калопрести:
Совмещение ролей актера и режиссера означает постоянную беготню между кинокамерой и снимаемой сценой, но мне легко играть в своих лентах: так я полностью погружаюсь в свой фильм. Для этого даже не обязательно исполнять главную роль, достаточно и маленькой, чтобы окунуться в материал. 

Алена Сычева:
Вы играете в своих фильмах по необходимости или целенаправленно в сценарии ищете роль для себя?

Миммо Калопрести:
Обычно, когда я пишу сценарий, мне вдруг приходит в голову, что я сам могу сыграть эпизодическую или большую роль. Иногда мне хочется воплотить отрицательного, несимпатичного героя, а, бывает, наоборот: хочется сыграть персонажа, вызывающего у меня уважение. Такова, например, роль священника в фильме «Я предпочитаю шум моря»: мне хотелось воплотиться в образ человека, который многое сделал для решения социальных проблем, занимался наркозависимыми, боролся с мафией; попробовать пройти его путем, понять, чем он живет каждый день.

Алена Сычева:
Как рождаются сюжеты ваших фильмов?

Миммо Калопрести:
Иногда что-то, живущее во мне, выходит наружу и превращается в историю, иногда замысел подсказывает книга. В любом случае, я нахожу сюжет, раздумываю над ним в одиночку, а потом делюсь со своими единомышленниками и дорабатываю историю со сценаристами. Для меня этот первый, очень личный этап рождения сюжета очень важен.

Алена Сычева:
С какими актерами вы предпочитаете работать?

Миммо Калопрести:
Обычно я разделяю актеров на исполнителей с творческим началом и всех остальных. Последние полностью вручают себя в руки режиссера. Я же предпочитаю тех, кто вступает со мной в диалектическое взаимодействие. Мне нравятся актеры, с которыми можно взаимодействовать, поэтому я подбираю единомышленников. У нас должны быть одинаковые взгляды не только на персонажа и историю, но и на весь мир, тогда можно начать искать истину, и актер будет принимать в этом активное участие.

Алена Сычева:
Вместе с тем, вы охотно взаимодействуете с самыми разными исполнителями – дебютантами и опытными артистами, неизвестными исполнителями и звездами кино и театра?

Миммо Калопрести: 
Да, мне приятно думать, что я в одной группе сталкиваю, перемешиваю и объединяю представителей разных миров; ветеранов экрана и пришедших с улицы любителей, приносящих с собой на площадку собственную степень реализма. Тогда фильм становится еще правдивее. Мне нравится создавать мир, в котором перемешиваются реальность и выдумка.

Алена Сычева:
За время работы в кино у вас сформировался свой почерк и стиль, чем он обусловлен? 

Миммо Калопрести:
Мне нравится рассказывать истории в классической манере, используя статичную камеру, длинные общие и средние планы в диалогах, спокойный монтаж. Я предпочитаю фокусироваться на истории, от которой часто отвлекает чрезмерное движение кинокамеры. Мне нравится находиться внутри ситуации, наблюдать за взаимоотношениями героев и схватывать все, что происходит между ними в данный момент.

Алена Сычева:
Вы обычно работаете со сложившейся командой соратников: оператором-постановщиком, художником, композитором?

Миммо Калопрести: 
Да, обычно работаю с теми же людьми. В процессе работы над проектом рождается нечто, что может объединять нас долгое время, так что я не спешу расставаться со своими соратниками. В любом случае я стараюсь создать на съемочной площадке некое подобие семьи.

Алена Сычева:
Обычно вы снимаете драмы, но в вашей фильмографии есть и комедия – «Обжираловка», вошедшая в ретроспективу на фестивале «Край света»: это случайный опыт? Вы стремитесь к постоянству или к экспериментам в своем творчестве?

Миммо Калопрести: 
Я все время стараюсь развивать свои идеи, находить нечто новое, экспериментировать, сохраняя при этом классический подход к образу. Тогда мне просто захотелось снять комедию. Наверное, когда-нибудь я вновь испытываю это желание. Для меня эти перемены – способ уйти от себя.

Алена Сычева:
Чем вызвано то, что вы стали продюсером своих фильмов?

Миммо Калопрести:
Желанием создавать прежде всего свои фильмы. Даже если на картине работает продюсер, которого я уважаю, все равно это будет не во всем мой фильм. Мне нравится оставлять собственный след.

Алена Сычева:
Какие из ваших фильмов вам лично наиболее дороги? 

Миммо Калопрести:
Самые любимые обычно первые фильмы – и игровые, и документальные, – потому что они связаны с рождением «поэтики». Первая работа – как первый шаг на пути, она оставляет сильный след навсегда.

Алена Сычева:
О чем бы вам хотелось снять свой следующий фильм? 

Миммо Калопрести: 
О духовности: рассказать о том, что нас окружает с духовной, а не только с материальной, связанной с текущими событиями, точки зрения.

Алена Сычева:
Вы снимаете как игровое, так и документальное кино: к чему вы тяготеете больше?

Миммо Калопрести: 
И к тому, и к другому. Главное во всех моих фильмах – поиск истины, которым можно заниматься в любом виде кино, в любом жанре. Главное – цель, а форма фильма не столь важна.

Алена Сычева:
Какие ожидания вы испытывали от встречи с Сахалином? 

Миммо Калопрести: 
Я очень надеялся пережить чудесное приключение, познакомиться с чем-то новым – эти ожидания уже с лихвой оправдываются. Я внимательно смотрю на мир, наблюдаю за окружающими меня людьми, стараюсь понять, что в них меня удивляет, а что покоряет. Мне нравится открывать для себя новые части света. И, конечно, мне интересно увидеть, как воспримут мои фильмы. Ведь именно в России были сняты киношедевры, сыгравшие очень важную роль в мировой истории. 

Более подробно о события фестивалях  читайте во втором номере фестивальной газеты (скачать  Номер 4)

Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Сахалинский международный кинофестиваль Край света

Фоторепортажи по теме Сахалинский международный кинофестиваль Край света

Реклама