Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 апреля 2017 13:24

Алексей Зайцев, директор направления кино холдинга «Киномаксима»: «Количество зрителей в стране увеличилось за год примерно на миллион»

Алексей Зайцев, директор направления кино холдинга «Киномаксима»: «Количество зрителей в стране увеличилось за год примерно на миллион»

K 10 апреля 2017 года в России по программе Фонда кино открылось 230 залов из 434 профинансированных на данный момент. Интернет-портал «ПрофиСинема» поговорил с Алексеем Зайцевым, директором направления кино холдинга «Киномаксима» о проблемах рынка кинопоказа, перспективах его развития, как выжить однозальному кинотеатру в небольшом населенном пункте, что нужно сделать, чтобы построить успешный кинотеатральный бизнес и многом другом.

Корреспондент:
Давайте для начала попробуем проанализировать показатели прошедшего года. Каким он был для российского кинотеатрального рынка?

Алексей Зайцев:
Прошедший год был знаковым для отечественного рынка. Символично, что этот год стал Годом кино в России. На фоне экономического кризиса, когда заметна тенденция спада в открытии новых кинотеатров, очень своевременно запущена и реализована программа Фонда кино, инициированная правительством Российской Федерации, по модернизации существующих и открытию новых кинотеатров. Только за прошедший год профинансировано 300 залов, и из них более 100 уже открыты. Сама программа продолжается, уже получили средства новые кинозалы. А если добавить к этому залы, открытые частными компаниями, то общее количество впечатляет. Число зрителей в стране увеличилось за год примерно на миллион. И эта цифра, безусловно, будет расти в текущем году.

Корреспондент:
А как вообще в настоящий момент можно оценить рынок кинопоказа? Какова его емкость, и насколько он далек от максимальной насыщенности?

Алексей Зайцев:
Тут сложно ответить одной конкретной цифрой, поскольку есть много факторов, которые влияют на такую арифметику. Но для понимания, я вам приведу пример. На сегодняшний день в России около 1500 цифровых кинотеатров. Эта цифра постоянно меняется, например, за счет того, что из статистики фактически выпали пленочные залы, а добавились вновь открытые цифровые. Но если мы посмотрим на территорию России на момент распада СССР, то  увидим около 3000 кинотеатров...

Корреспондент: 
То есть, вы хотите сказать, что мы достигли пока только пятидесяти процентной насыщенности рынка?

Алексей Зайцев:
Не совсем. Дело в том, что помимо 3000 стационарно стоящих кинотеатров на тот момент в России работали еще порядка 100 000 кинопередвижек, которые показывали кино в небольших населенных пунктах. Это давало возможность приобщить к кинопоказу большинство населения. На сегодня да, можно сказать, что фактически только 60% населения страны имеют возможность смотреть кино на большом экране. Но большинство из оставшихся 40% - это как раз жители маленьких городов, во многих случаях имеющих соседний работающий кинотеатр минимум, чем за 100 км и дальше. Там, где население 10-15 тысяч чел., сложно ожидать открытие кинотеатров в ближайшее время. Но города, где численность населения больше – 40-50 тысяч, могут рассчитывать на появление кинотеатров. А соответственно, работающие залы будут ближе и к малым городам. Я не думаю, что в ближайшее время рынок достигнет показателей СССР. Но хорошие перспективы развития есть.

Корреспондент:
А что мешает функционированию кинотеатров в малых городах?

Алексей Зайцев:
В большинстве случаев именно организация процесса. Я знаю много примеров, когда в небольших городах кинотеатр отлично функционирует и приносит прибыль, несмотря на то, что население маленькое. А с другой стороны, мы сталкиваемся с примерами, когда в городе открывается кинотеатр и закрывается через полгода. Его хозяева перевозят оборудование в более крупные города и пытаются работать там. Ключевым моментом в организации процесса является плохая инфраструктура. К примеру, владелец открыл зал на 50 мест в бывшем Доме культуры, которому уже лет 30 нужен ремонт, поставил туда попкорн аппарат и ждет мега прибыль. В большинстве случаев ее не будет, несмотря на новинки кино и качественную аппаратуру... Потому что основной доход приносит именно инфраструктура кинотеатра – хорошие барные зоны, развлечения, аттракционы, детские комнаты, бильярд, боулинг... Можно привести множество примеров, как обустроить кинотеатр. 

Корреспондент:
Но в таком случае существенно увеличивается объем вложений и срок окупаемости?

Алексей Зайцев:
Естественно, все это тщательно планируется применительно к каждому конкретному залу. Никто не говорит, что в райцентре совместно с кинотеатром нужно открыть боулинг на 20 дорожек. Но качественный подбор необходимых, востребованных развлечений приводит к успеху. Приведу пример. Предприниматели начинали бизнес 4 года назад с одного кинозала на 40 мест, частично задействовав для открытия кредитные средства. А на сегодня имеют уже свою мини-сеть из 5-ти кинозалов с отличной инфраструктурой, хорошей посещаемостью и соответствующими финансовыми показателями. Да, у них в фойе всего два аттракциона. Но именно такие, которые пользуются спросом и востребованы как до, так и после сеанса. На самом деле таких примеров много.

Корреспондент: 
Одно из направлений компании «Киномаксима» продажа и установка оборудования для цифровых кинотеатров, за которое вы отвечаете. Как давно вы этим занимаетесь?

Алексей Зайцев:
Для меня история этого направления началась в 2007-2008 годах, когда рынок цифровых кинотеатров в России еще находился в стадии зарождения. Одно время работал в кинотеатре. А после в компании по поставке оборудования. Тогда у нас не было возможности обращаться в гарантийную поддержку, поэтому многие задачи приходилось решать самостоятельно путем проб и ошибок. Например, я, наверное, одним из первых в России полностью разобрал почти новый цифровой проектор, стоимостью как вип-автомобиль, и подчинил его в домашних условиях. Это и многое другое, безусловно, принесло огромный опыт. Далее участвовал в открытии ряда кинозалов со стороны заказчика – от планирования зала до подбора оборудования и запуска кинотеатра. Когда учредители «Киномаксимы» предложили мне возглавить направление оборудования для кинотеатров, я с удовольствием занялся этой работой.

Корреспондент:
Чем привлекло вас это предложение? 

Алексей Зайцев:
Концепцией, по существу, для этого рынка новой. С одной стороны, «Киномаксима» имеет официальные дилерские договора на поставку и  установку оборудования, которое находится на официальной гарантии. С другой стороны, она предоставляет дополнительные услуги клиентам – от планирования до реализации проектов, подбирая оптимальный комплект для кинотеатра. Например, наш партнер по проекционному оборудованию – один из лидеров рынка, имеющий в портфолио множество многозальных кинотеатров. Но в тоже время, на конкретном проекте мы можем привлечь для акустического сопровождения другую компанию, которая сильна именно в нужном бренде акустики для кинотеатров. Правильный подбор поставщиков позволяет реализовать качественный кинозал в нужном бюджете. 

Корреспондент: 
Можете привести пример, с какими трудностями сталкиваются начинающие предприниматели, решившие открыть новый кинозал. И как вы им помогаете решать эти задачи.

Алексей Зайцев:
В свое время, изучая рынок, мы связались со всеми инсталляторами и провели переговоры от лица «интересующегося» клиента. И везде сталкивались с различными трудностями. Для того, чтобы понять стоимость конкретной модели, например, проектора для зала с экраном 20 метров, во многих случаях пришлось ответить на десяток вопросов – начиная с того, какой именно адрес у кинозала и заканчивая тем, какое напряжение выведено в щитовой. Безусловно, это важные вопросы на этапе реализации проекта. Но на этапе планирования бюджета не принципиальны, и нужно максимально упростить предложение, чтобы человек мог правильно спланировать свои возможности. 
Таких нюансов, которые усложняют, пугают и отбивают охоту заниматься кинозалом, а также порой дающих неверное представление о бюджете, очень много...

Корреспондент:
С чем это связано?

Алексей Зайцев:
Есть много факторов, к примеру, компания имеет определенные обязательства перед производителем, какие-то бонусы по тому или иному товару, ограничена дилерскими договорами по конкретному бренду, условиям поставок. Или не имеет наработанного опыта по какой-то конкретной модели и не рискует с ней связываться. В этом случае как раз очень важно найти необходимый баланс и помочь клиенту все правильно реализовать. По моему мнению, в нашем случае для этого больше возможностей, чем у других.

Корреспондент:
Наверное, сейчас при выборе подрядчика решающее значение имеет объем и качество сопутствующих услуг?

Алексей Зайцев:
Естественно, рынок постепенно цивилизуется, переходит на европейскую модель, где в основе предложения уже не просто продажа оборудования и его установка, а именно послепродажное обслуживание, точнее – послегарантийное обслуживание и услуги. Сервисная поддержка, другие виды взаимодействия с клиентом. 
В «Киномаксиме» изначально заложены инновационные услуги для клиентов и акцент на сервис и обслуживание. Например, одна из наших услуг – подменное оборудование. В случае гарантийной поломки оборудования, мы фактически сразу же после обнаружения проблемы, предоставляем подменный аппарат – проектор, сервер, процессор и так далее. Таким образом, клиент всегда уверен, что пока решаются технические вопросы замены/ремонта, его кинозал будет работать. И для этого ему не нужно терять дни на экспертизу и другие обязательные процедуры, либо нести какие-то дополнительные расходы. 
Немножко по-новому у нас построено обучение персонала кинотеатра: в виде деловой игры, основанной на реальных примерах нештатных ситуаций, которые могут случиться. Так мы «проживаем» три дня работы кинотеатра в тестовом режиме со всеми возможными «поломками» аппаратуры, проводя тренинги и отрабатывая действия в каждом конкретном случае, в том числе администраторов и кассиров. Список таких услуг мы стараемся постоянно расширять.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама