Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 июля 2019 13:15

Александра Модестова: «Мировые дистрибьюторы следят за новыми российскими проектами»

Александра Модестова: «Мировые дистрибьюторы следят за новыми российскими проектами»

Недавно в Каннах завершилась крупнейшая международная выставка телевизионного и цифрового контента MIPTV. Главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с главой компании Экспоконтент Александрой Модестовой об итогах мероприятия, перспективах российских проектов на международной арене и влиянии блокчейн на медиасферу.

Нина Ромодановская:
Рынок телевизионного контента MIPTV – одно из ключевых мероприятий, которые организует Reed Midem. В этом году в мероприятии приняло участие более 100 отечественных медиакомпаний. Расскажи пожалуйста об итогах российского присутствия на MIPTV. 

Александра Модестова:
Организовать российский стенд на MIPTV - всегда не очень просто. Дело в том, что обычно бюджеты на организацию распределяются к апрелю, поэтому чаще всего компании должны до этого момента самостоятельно находить финансирование. Но благодаря работе РЭЦ в этом году достаточно большое количество российских компаний смогли принять участие в рынке.
В этом году на фестивале Canneseries, проходившем параллельно с MIPTV, впервые был представлен российский проект «Эпидемия», который продюсируют Евгений Никишов и Валерий Федорович. Наряду с зарубежными сериалами он смотрелся очень достойно, однако не завоевал наград. В связи с популярным движением MeToo фокус смотра был направлен на фильмы, повествующие о сильных женщинах, а в жюри вошли сразу три представительницы прекрасного пола. Поэтому победу одержал испанский проект «Идеальная жизнь» о трех женщинах. На мой взгляд, это не лучший сериал в программе Canneseries. Но я понимаю, что жюри киносмотров, в первую очередь, всегда придерживается политики фестиваля, и только во вторую - оценивает искусство.

Как правило, отечественные сериалы не отбирают не из-за того, что они слабые, а потому что неправильно или не в срок подаются документы. Почему-то наши люди не хотят понимать, что в индустрии все работает не по принципу последнего момента...

Нина Ромодановская:
Несмотря на присутствие сериала из России на фестивале Canneseries, в питчинг MIPDrama Buyers Summit в этом году российские проекты не попали (проекты кинокомпании Среда Александра Цекало два года подряд проходили в финал – «Территория» и «Провокатор»).

Александра Модестова:
При этом нельзя не отметить, что в прошлом году российских проектов не было в программе Canneseries. Как правило, отечественные сериалы не отбирают не из-за того, что они слабые, а потому что неправильно или не в срок подаются документы. Сегодня одно из главных препятствий на пути к выходу российских проектов на международный рынок - вовсе не отсутствие высоких бюджетов производства фильмов и сериалов, а банальное несоблюдение дедлайнов. Почему-то наши люди не хотят понимать, что в индустрии все работает не по принципу последнего момента...

Нина Ромодановская:
Организаторы выставок очень чутко следят за мировыми трендами и все время подстраиваются под них. Наверное, в этом и заключается залог успешной многолетней работы. Что за ситуация сложилась в этом году на MIPTV? И какие планы у Reed Midem по переформатированию выставки?

Александра Модестова:
Бойкотов на самом деле никто не объявлял. Дело в том, что участников рынка и всю индустрию взволновало недавнее событие - приобретение Walt Disney Company активов компании 21st Century Fox. В связи с реорганизацией обе студии не представляли свои проекты на MIPTV. На нашей памяти, в истории рынка участники несколько раз были взбудоражены индустриальными и политическими событиями, например, после 11 сентября или в кризис 2008 года некоторые американские компании не принимали участие в выставках.
При этом не значит, что мы не готовы меняться. В настоящий момент готовим новый формат MIPTV-2020. Уже сейчас Reed Midem решил не обязывать компании, представляющие свои проекты на MIPCOM, бронировать премиальные площади в рамках MIPTV. Кроме того, в 2020 будет уделяться повышенное внимание копродукционным проектам. Надеемся, что в следующем году Reed Midem представит бизнес сообществу обновленную выставку.

Нина Ромодановская:
Сегодня виртуализация стремительно набирает обороты. По твоему мнению, могут ли в скором времени на смену офлайн-выставкам прийти виртуальные?

Александра Модестова:
На выставке MIPCOM, которая пройдет в октябре, на сегодняшний день уже занято все выставочное пространство. Это, безусловно, говорит о том, что мероприятие продолжает быть востребованным. Конечно, о многих проектах можно узнать в интернете, провести переговоры по Skype или другой видеосвязи. Не исключено, что в скором времени будет реально общаться удаленно с помощью голограмм. Но пока еще людям важны личные встречи: чтобы судить, честны ли намерения человека, им важно смотреть друг другу в глаза. На выставке заключаются многомиллионные сделки, и, продавая, по сути, активы компании, производители хотят понимать, кому отдают свои продукты. Рынок - в первую очередь, площадка коммуникации. Соцсеть - тоже, но пока не придумано такой площадки в интернете, которая занималась бы производством, продажей и покупкой контента.
Естественно, мир меняется, появляется все больше форматов выставок, и я не исключаю возможности того, что скоро выставки будут полностью виртуализированы. Но это случится после того, как «вымрут» так называемые посредники между создателями и потребителями контента, такие как Netflix и YouTube - когда технология блокчейн плотно войдет в медиасферу.

Нина Ромодановская:
Как, в целом, виртуализация повлияет на медиасферу?

Александра Модестова:
Мир стремительно виртуализируется. И вся индустрия, так или иначе связанная с производством, упаковкой, доставкой контента к аудитории, будет расти параллельно с этой потребностью - заполнять досуг виртуальным, но осязаемым всеми органами чувств опытом. Как я уже говорила, благодаря технологии блокчейн отпадет необходимость в посредниках. Тем не менее, напрямую получить контент все равно будет невозможно. Посредником в этом случае станет устройство. С развитием технологий производство контента станет дешевле, ведь понятно, что стоимость создания интернет-роликов значительно ниже цены производства сериалов, таких как, к примеру, «Игра престолов». Также следует отметить, что большинство контента будет содержать рекламу: на сегодняшний день весь контент YouTube - либо advertasing based, либо - полностью бесплатный.
Визионер и наш общий друг Александр Шульгин много рассказывал о концепции возникновения цифровых государств. Согласно его теории, в мире будет создано пять-семь таких государств - замкнутых интернет-систем, базирующихся на некой культурной и языковой общности. Так, к примеру, на сегодняшний день Китайское цифровое государство можно считать уже сформированным. Китайцы предвосхитили будущее, создав систему, ограниченную доступом в интернет к определенным доменным адресам, а также языком.

Нина Ромодановская:
Как ориентироваться в огромном потоке контента после исчезновения Netflix, Amazon, других онлайн-площадок, которые представляют собой, в том числе, и бесценный рекомендательный сервис?

Александра Модестова:
В России на сегодняшний день уже есть решение этой проблемы - компания Яндекс, которая анализирует имеющиеся данные и может предоставить наиболее точные рекомендации своим пользователям. Сервис активно развивается, продюсером коммерческого департамента назначен Николай Головин, создавший собственную студию по производству контента в США и вернувшийся ради этой должности в Россию. А вообще, по приблизительным данным, современный человек тратит более 40 минут в день на то, чтобы выбрать шоу, сериал или фильм для просмотра. Контента очень много, плюс за внимание зрителей сейчас борется пользовательский контент, к которому относится творчество блогеров.

Нина Ромодановская:
Если продолжать тему значительных изменений в мировом медиапространстве - можешь выделить какие-то основные тенденции в этом процессе?

Александра Модестова:
На сегодняшний день, основная тенденция - борьба за контент. В индустрии происходят слияния и расширения медиатек. Сейчас взаимодействие с разными типами контента на разных носителях занимает примерно половину свободного времени человека, поэтому сегодня нет онлайн-платформ, которые не стремились бы создавать собственный продукт. К примеру, Netflix раньше был только посредником, а сейчас стал и создателем проектов, в то время, как компания Disney запускает собственный онлайн-ресурс. Безусловно, борьба за контент не будет простой, хотя бы, потому что существуют такие площадки-библиотеки контента, как YouTube. YouTube не владеет представленными на ресурсе проектами, не имеет на них эксклюзивных прав. И вопрос в том, насколько справедливо он сможет делиться прибылью с создателями контента. Насколько мне известно, российским авторам платят не столько, сколько за рубежом. Сегодня пока непонятно, произойдет ли какой-либо сдвиг в этом вопросе, покинут ли ведущие блогеры платформу из-за несправедливой монетизации?

Нина Ромодановская:
Большое внимание MIPTV уделяет детскому кино. Особенно стоит отметить востребованность на мировом рынке российской анимации. В октябре прошлого года на MIPJunior 2018 ты провела презентацию проектов участников-аниматоров стенда Made in Russia. Какие проекты обычно вызывают наибольший интерес у зарубежных байеров?

Александра Модестова:
Мне кажется, сейчас у зарубежных байеров вызывает интерес большинство анимационных проектов из России. Сегодня российская анимация - уже тренд. Хотя мы только в начале пути, но необходимые условия уже сложились. За последние годы качество российского контента заметно выросло, он стал интересен как отечественному, так и зарубежному зрителю. Анимационные проекты находят отклик в самых разных странах мира. Если говорить конкретно, то популярностью у иностранной аудитории пользуются такие сериалы, как «Маша и Медведь», отражающий русский дух и ментальность. Многие упрекают создателей «Трех котов» за то, что проект напоминает «Свинку Пеппу». Но я в этом не вижу проблемы, ведь его сюжет не заимствован, а переработан. Есть интерес у зарубежный байеров и к сериалу «Оранжевая корова», и ко многим другим отечественным проектам.

Нина Ромодановская:
Недавно в Харбине прошла масштабная выставка, посвященная российско-китайскому сотрудничеству - VI Российско-китайское ЭКСПО. В рамках мероприятия был организован стенд российских проектов. Расскажи пожалуйста об итогах участия отечественных компаний.

Александра Модестова:
Сегодня один из трендов выставочной индустрии - совмещение потребительской и деловой площадки. Именно такой была выставка в Харбине. Российско-китайское ЭКСПО - масштабное мероприятие, в рамках которого в этом году впервые был представлен креативный сектор в лице киноиндустрии. Выставку посетили заместитель председателя КНР Ван Цишань и генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев. Директор по работе с индустрией в компании Экспоконтент Евгения Маркова проделала колоссальную работу. Участники выставки, анимационные компании Wizart и Рики, уже имели опыт сотрудничества с китайскими партнерами, а их бренды пользуются широкой известностью на территории КНР. Также были представлены проекты студий Паровоз, Союзмультфильм, игровые фильмы от компаний ЦПШ, All Media и других. В целом, российский контент вызвал большой интерес, как у гостей, так и у профессионалов отрасли. По данным отчета сотрудников, работавших на стенде, оказалось, что около 40% зарубежных посетителей знают о таких анимационных сериалах, как «Малышарики» и «Смешарики». Китайские представители реализовывали лицензионную продукцию российских компаний и по итогам выставки были очень довольны результатами продаж.

Разница менталитетов и подходов создают некий барьер к успешному сотрудничеству российских и зарубежных кинематографистов.

Нина Ромодановская:
Россия в последнее время находится в непростой ситуации на международной арене. Каковы перспективы экспорта российского кино за рубеж?

Александра Модестова:
Разница менталитетов и подходов создают некий барьер к успешному сотрудничеству российских и зарубежных кинематографистов. Зачастую наши проекты не понятны иностранным зрителям - они не могут идентифицировать себя с персонажами отечественных фильмов, мотивация и поступки которых им не ясны. Но это вовсе не означает, что они им не интересны. Тем не менее, в России создается очень мало универсальных архитипичных проектов, тогда как кинематографисты в США и других странах мира сосредотачивают свои усилия именно на этом. В числе наиболее удачных примеров отечественного универсального контента - сериалы продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова «Эпидемия», «Аванпост», «Идентификация». Среди успешно продающихся на международные рынки - фильмы производства Star Media. Также компания добилась отличных результатов в продвижении своего YouTube-канала. В целом, за последние годы спрос на российскую кинопродукцию заметно вырос как внутри страны, так и за рубежом. За последние несколько лет появились первые масштабные копродукции с зарубежными партнерами, качественный контент востребован на международном рынке. Крупнейшие мировые дистрибьюторы следят за новыми проектами из России и покупают лучшее, несмотря на санкции и политические ограничения.



Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Другие статьи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Другие статьи по теме Фестиваль сериалов Canneseries

Другие статьи по теме Компания Экспоконтент

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Реклама