Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 июля 2019 14:40

Фабио Канепа: «Создавая систему рибейтов в России, нужно думать не об одном финансовом инструменте, а о целой системе»

Фабио Канепа: «Создавая систему рибейтов в России, нужно думать не об одном финансовом инструменте, а о целой системе»

В настоящее время проходят общественные обсуждения по проекту постановления правительства «О государственной поддержке производства иностранными производителями аудиовизуальной продукции на территории Российской Федерации». Документ подготовлен Минэкономразвития при участии АПКиТ, АО «Российский экспортный центр» и АНО «Русский Офис Кинокомиссий». Ассоциация продюсеров активно участвует во введении системы рибейтов для иностранных кинокомпаний и выступила организатором визита в Москву международного специалиста по введению системы рибейтов, вице-президента Ассоциации продюсеров Лигурии Фабио Канепы. В интервью главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской он рассказал о работе над проектом данного документа, как эффективнее создать систему рибейтов для зарубежных компаний и что делает страну наиболее привлекательной для иностранных производителей.

Нина Ромодановская:
У вас большой опыт работы с рибейтами как в Италии, так и в других странах. Сейчас вас пригласили в Россию для консультаций по организации эффективной системы рибейтов для зарубежных компаний. В проекте документа, подготовленного Минэкономразвития при участии АПКиТ, предложен размер возмещения от 25% до 30% части затрат на территории страны. Считаете ли такой процент привлекательным для иностранных производителей?

Фабио Канепа:
Процент рибейта примерно соответствует тому, что предлагают другие страны, где-то он больше, где-то меньше. Не нужно слишком много значения придавать процентам возмещения, они важны, но являются лишь частью большой и сложной системы. Когда мы говорим о привлекательности того или иного региона, главным основанием не всегда становятся деньги и процент рибейта. Необходимо предложить зарубежным продюсерам надежную систему, которая была бы ясна и однозначна. Этот фактор, как правило, играет ключевую роль в принятии решения о съемках на той или иной территории.
Зарубежным продюсерам необходимо с самого начала понимать, чего ожидать от работы в России, чтобы определиться - стоит ли подавать заявку.

Нина Ромодановская:
В проекте документа указано, что иностранные производители аудиовизуальных произведений смогут получать рибейты, только работая с российскими компаниями, деятельность которых отвечает определенным требованиям (около десяти). Не будет ли это препятствием для того, чтобы система заработала, и не считаете ли вы набор требований чрезмерным? Каким, на ваш взгляд, должен быть данный документ в идеале?

Фабио Канепа:
Да, речь идет о продакшен-сервисе, который предоставляется российской компанией иностранному заказчику, а не о копродукции. Хотя, не отрицаю, копродукция очень важна для развития индустрии в целом. За последние 10 лет было не так много опыта совместного производства России с другими странами. В данной области, конечно, необходимо развитие, но для этого нужен совершенно другой подход.
Что касается ограничений для продюсеров, то здесь мы отталкиваемся от международной практики, и я не думаю, что эти требования вызовут удивление. Цель, которую мы преследуем в данном процессе - проверка достоверности той информации, которая передается российским продюсером от лица иностранного заказчика.

Россия, по моему мнению, будет интересна не столько для крупных проектов, сколько для средних и мелких, которые часто приносят даже больший эффект в итоге, потому что их много.

Нина Ромодановская:
Какие у вас были комментарии к набору требований, представленных в документе? Как вы считаете, какие проекты можно и нужно привлекать в Россию?

Фабио Канепа:
Комментариев было много, за последние дни мы много работали, и изначальный документ претерпел существенные изменения. По сравнению с тем, что требуют другие европейские страны, форма заявки для иностранного заказчика в России будет проще. Но здесь важно соблюсти баланс. Ведь такая форма заявки накладывает бóльшую ответственность на компании, оказывающие сервисные услуги. От этой работы с зарубежными продюсерами будут зависеть вопросы доверия и, в конечном счете, репутация страны.
Если говорить о конкретных вещах, то, например, в документ добавлен один важный параметр – лимит выплат на один проект. Например, Апулия выплачивает не более одного миллиона евро на один проект. В крошечном регионе Апулии частично снималась «Чудо-женщина», и теперь студия Warner Brothers возвращается сюда с новым фильмом Кристофера Нолана.
Россия, по моему мнению, будет интересна не столько для крупных проектов, сколько для средних и мелких, которые часто приносят даже больший эффект в итоге, потому что их много. Они к тому же будут тратить на территории России больший процент от своего бюджета, чем, например, какой-либо масштабный американский проект.
Кроме того, средние и мелкие проекты больше нуждаются в деньгах, поэтому данная система поддержки в виде рибейтов оказывается более весомой, чем, скажем, для крупных проектов.

Чтобы выстроить положительную репутацию России как гостеприимной страны к иностранным кинопроектам, нужно работать не только с системой рибейтов, многое зависит и от профессионализма продюсеров, и от работы местных институтов.

Нина Ромодановская:
Какие аспекты, по вашему мнению, оказываются наиболее привлекательными для иностранных продюсеров при принятии решений о съемках в других странах?

Фабио Канепа:
В первую очередь, выбирая страны для съемок, зарубежные продюсеры оценивают не размер рибейта, а комфорт работы с местными сервисами и, конечно, локации.
Чтобы выстроить положительную репутацию России как гостеприимной страны к иностранным кинопроектам, нужно работать не только с системой рибейтов, многое зависит и от профессионализма продюсеров, и от работы местных институтов.
Например, в России только на начальной стадии развития находится институт кинокомиссии, которая в зарубежных странах является первой точкой контакта для международных проектов.
Кинокомиссия – посредник между местными продюсерами, органами власти и международными продюсерами. Для меня как для иностранного продюсера очень важно видеть перед собой независимую организацию, у которой нет прямого финансового интереса в проекте и которая может выступить надежным проводником в работе с местными продюсерами; организацию, которая станет своего рода фильтром, отражающим ситуацию со всеми достоинствами и недостатками и дающим иностранным продюсерам почувствовать себя наиболее защищенными.

Нина Ромодановская:
Согласно обсуждаемому документу, планируется ввести минимальный размер расходов на территории РФ (различный в зависимости от типов аудиовизуальных произведений) и закрытый перечень затрат, принимаемых к возмещению. Насколько это соответствует мировой практике?

Фабио Канепа:
Некоторые страны требуют минимального размера расходов, некоторые – нет. Обычно страны с минимальным порогом – те, которые уже имеют хорошую репутацию и много заказчиков, у них есть отлично функционирующие кинокомиссии, рибейты и т.д.
Как консультант, я предлагаю установить на территории России минимальную сумму расходов на достаточно низком уровне – для привлечения максимально возможного числа зарубежных продюсеров. Это порядка 100-200 тысяч долларов для полнометражного игрового фильма.На начальном этапе у нас будет больше шансов привлечь европейских продюсеров, чем, скажем, американских или японских, а такой минимальный размер затрат отражает реалии многих европейских проектов.

Нина Ромодановская:
Исходя из чего рассчитывалась эта сумма?

Фабио Канепа:
Независимый европейский фильм в среднем имеет бюджет от 1,5 до 2,5 млн евро, соответственно 100-200 тысяч долларов будут составлять примерно 5-10%.
Большинство европейских фильмов производится в копродукции, существенная часть бюджета должна тратиться в тех странах, которые представляют копродюсеры. Поэтому во многих случаях у них не будет возможности потратить в России существенно больше такого объема средств.
Также планируется ввести балльную систему, на основе которой все заявки на рибейт будут ранжированы – от наиболее привлекательного проекта к наименее привлекательному. Минимальный лимит расходов дает шанс даже небольшим фильмам. Но мы все равно не знаем, каким в итоге будет распределение, потому как более крупные проекты, скорее всего, выиграют в системе ранжирования у более мелких.

Нина Ромодановская:
Можете подробнее рассказать, как будет осуществляться ранжирование?

Фабио Канепа:
На первом этапе, перед самим ранжированием, федеральная кинокомиссия должна проконсультировать иностранного продюсера и дать предварительную оценку перспективности проекта. Система, которую мы разрабатываем, на 80% автоматическая и предполагает объективный анализ критериев и параметров проектов.
Также будет создан экспертный совет из профессионалов отрасли.

Нина Ромодановская:
Вы упомянули, что при ранжировании проекты будут анализировать по определенным критериям. Можете выделить главные из них?

Фабио Канепа:
Один из критериев – предполагаемое количество задействованных в проекте российских работников. Дело не только в сервисе, но и в количестве выделенных рабочих мест.
Другой важный критерий – это сроки работы и сколько сцен будет сниматься на территории России; отдельно считаются натурные, павильонные и интерьерные съемки.
Еще один существенный критерий - оценка профессионального опыта зарубежного продюсера.

Главная цель, по моему мнению, грамотно и поступательно продвигать за рубежом российские регионы, которые действительно готовы работать с иностранными производителями.

Нина Ромодановская:
Россия – страна с огромной территорией и некоторые наши регионы по размерам превосходят крупные европейские страны. Как вы считаете, насколько мировой опыт применим к России?

Фабио Канепа:
Здесь нужно вернуться к вопросу создания региональных кинокомиссий. В основном съемки иностранных групп сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и во Владивостоке. На сегодняшний момент в России много территорий, которые совсем не известны для иностранцев. Насколько мне известно, АПКиТ продвигает программу «Кино России», которая уже действует в нескольких регионах: в Новгородской, Ульяновской, Вологодской, Калининградской, Псковской областях, а также в Краснодарском и Приморском краях. Главная цель, по моему мнению, грамотно и поступательно продвигать за рубежом российские регионы, которые действительно готовы работать с иностранными производителями.

Нина Ромодановская:
Если подвести итог – можете ли вы обозначить главные цели и задачи вашей работы в Москве и рассказать, насколько удалось преобразовать документ?

Фабио Канепа:
Финальный документ не подготовлен, в него еще вносятся коррективы.
Главной целью для меня было задавать правильное направление работы, заставлять думать, а не давать с ходу ответы. Документ изначально не учитывал все возможные обстоятельства, так как в России не существовало практики, на которую можно было опереться. Опыт очень важен. Поэтому в мою задачу входило делиться опытом и примерами из моей практики. Моя главная работа заключалась в том, чтобы как можно подробнее и глубже объяснить определенные процессы функционирования системы. Было важно использовать успешный опыт применения системы рибейтов в европейских странах и адаптировать его к российским реалиям.
Очень важно помнить, что речь не об одном финансовом инструменте, а о целой системе. Если Россия действительно хочет, чтобы рибейты работали, необходимо четко структурировать систему на примере стран, которые с успехом принимают зарубежных производителей. Первый шаг в правильном направлении уже сделан.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама