Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 мая 2008 00:00

Лариса Преториус: "Пока не будет государственной поддержки, не будет создан закон в области детского кино, крупных проектов для ребят сниматься не будет. А так мы эти фильмы ждем!"

Лариса Преториус: "Пока не будет государственной поддержки, не будет создан закон в области детского кино, крупных проектов для ребят сниматься не будет. А так мы эти фильмы ждем!"

Отечественный детский кинематограф по-прежнему не имеет систематической поддержки от государства. Прокатчики и производители также неохотно занимаются этим вопросом. Однако понятно, что качественные и интересные фильмы просто необходимы нашим детям. Их надо снимать и показывать именно на больших экранах, чтобы сохранить культуру просмотра и воспитать благодарного зрителя.
Лариса Преториус – председатель Совета директоров сети детских кинотеатров, генеральный директор фестиваля "Орленок" – одна из немногих подвижников, болеющих за детское кино и подрастающее поколение. Наш корреспондент встретился с Ларисой Константиновной, чтобы побеседовать о проблемах и начинаниях в сфере детского кинопоказа.

Корреспондент
Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в российском детском кино?

Лариса Преториус
Да, безусловно. Мы проводим фестиваль визуальных искусств во Всероссийском детском центре «Орленок». В этом году двенадцатый по счету. На сегодняшний момент у нас уже есть возможность выбирать. Поскольку фестиваль Всероссийский, то есть мы поддерживаем наших отечественных производителей, поэтому и выбираем из тех фильмов, которые произведены в России для детей, для семейного показа. В предыдущие годы у нас такой возможности не было. Мы еле-еле набирали вообще конкурсную программу. Сейчас какие-то фильмы уже отклоняем, каким-то очень рады, что они появились. Например, мы взяли в конкурс фильм Олега Штрома «Скалолазка». Замечательная приключенческая картина, с новыми технологическими эффектами, которая, я думаю, будет очень интересна детям. Но, самое главное, сюжет выдержан, и видно, где побеждают силы добра, а где зла. У меня сразу произошла такая добрая ассоциация с культовым в советское время фильмом, который назывался "Попутного ветра, Синяя птица".
В свое время, у нас действительно была большая государственная поддержка детского кино. Недавно в Совете Федерации проходил круглый стол на эту тему, потому как до сих пор не существует большого государственного заказа на детскую тематику. Более того, не существует сейчас такого понятия как режиссер детского кино. Кстати сказать, мы стали инициаторами создания премии «Звездный мост» в области аудиовизуальных искусств, чтобы поддержать тех людей, которые конкретно обращаются к этой теме в кино, в анимации, в телевизионных программах, сериалах. Создан Президентский совет, взглавил который Армен Николаевич Медведев, являющийся также Президентом Международного фонда кино и телевидения Ролана Быкова. Вокруг этой премии мы собрали несколько фестивалей, которые уделяют определенное экранное время детским фильмам. Через них мы узнаем, что интересного сделано за год в области кино, анимации, телевидения. Более того, мы отмечаем тех людей, которые только дебютировали в области кинематографии и в области анимации, а также премия за вклад.

Корреспондент
А что у нас происходит с системой проката детского кино?

Лариса Преториус
Система проката сейчас сложилась таким образом, что есть ряд компаний, которые наряду с иностранными фильмами успешно прокатывают и российское кино. Особенно радует положительная тенденция в выпуске новых полнометражных анимационных лент, таких как «Илья Муромец», «Карлик Нос», «Князь Владимир», «Алеша Попович и Тугарин Змей». Все эти картины замечательным образом прошли на наших экранах. Смотреть их пошли не только дети, но и вся семья. И хотя наши ребята отвыкли от большого экрана, сейчас происходит возврат зрителя в кинотеатры. Процесс этот идет с большим скрипом, потому что мы 10-15 лет отучали детскую аудиторию от большого экрана. Мы практически потеряли два поколения зрителей. И сейчас они только-только начинают возвращаться в кино. Очень сложно их вернуть. Что такое пойти вместе с классом в кино? Это посмотреть картину, а потом вместе обсудить, но в этом уже давно не заинтересованы школы. Раньше школы никакие премьеры не пропускали. Классами приходили и обсуждали тот или иной фильм. Но сегодня эта ситуация потеряна.
Появилось много коммерческих кинотеатров, которые, естественно, не очень большое внимание уделяли детскому кино. Тогда как в советские времена, специально был выделен один сеанс для детей, как минимум, в выходные дни. Более того, в каникулярное время создавались определенные программы, были абонементные просмотры и т.д. Кинотеатры боролись за такой показатель как ребенок. На сегодняшний день нет такого показателя. Есть определяющая коммерческого успеха той или иной картины. Порой, даже когда продюсер затевает съемки, он не думает об адресности, даже когда она – для детей. Мы, например, посмотрели фильм «Кука», который позиционируется как детский. Там действительно главная героиня – девочка. Но, если из этой картины, все-таки сделать детскую, тогда надо первую часть отрезать вообще и убрать, по крайней мере, разговоры на всякие половые темы. Потому что, когда картина адресуется ребенку или семье, то нужно к этому относиться более деликатно.

Корреспондент
Расскажите, пожалуйста, подробнее о сети детских кинотеатров, которую Вы возглавляете.

Лариса Преториус
Москва сейчас является обладателем уникального проекта, потому что восстанавливает сеть детских кинотеатров. На сегодняшний день уже практически действуют 5. Это «Салют» – он является базовым. А также "Юность", "Искра", "Полет", "Вымпел". Кинотеатр "Молодежный" должен в ближайшее время открыть свои двери для юных зрителей. Еще два находятся на ремонте – «Березка» в Перово и «Арктика» на Бабушкинской. Я являюсь председателем Совета директоров всех кинотеатров. Мы заинтересованы в том, чтобы эта сеть развивалась. У нас есть совместно с Правительством Москвы, с Департаментом по культуре, намерение создать абсолютно новый киноцентр для детей и молодежи, в районе Бауманской, там, где был рынок. Если сеть будет достаточно успешно развиваться, то в других округах города Москвы тоже появятся детские кинотеатры. Ведь раньше их в Москве было 18, а в итоге, удалось сохранить и восстановить только 8. Этот процесс долгий и сложный, и он еще идет. Залы оборудуются новым звуком (Dolby). К сожалению, пока не хватает помещений, специалистов. Но мы стараемся сделать так, чтобы для детей здесь было больше новинок, особенно связанных с новыми информационными технологиями. В нашем кинотеатре есть еще и компьютерный центр, сейчас мы открываем Интернет-кафе. Также Департамент по культуре совместно с нашим методическим центром кинопоказа, который был создан на базе кинотеатра «Салют», восстановил некоторые тематические коллекции старых фильмов и мультфильмов. Была создана электронная коллекция для того, чтобы дети могли познакомиться с нашими старыми отечественными картинами. Особенно очень интересна коллекция, созданная совместно с киностудией «Союзмультфильм», и мы имеем право на эту коллекцию и имеем право показывать ее детям.

Корреспондент
Под чьим-то патронажем экономически существует сеть детских кинотеатров?

Лариса Преториус
Мы существуем под патронажем Департамента культуры города Москвы. Все 8 кинотеатров. Для них определяется бюджет. Наш проект как раз уникален тем, что он находится на дотации, что, безусловно, немаловажно. Ценовая политика направлена на минимизацию цены на билет. У нас детский билет стоит максимум 50 рублей, где вы такое найдете в стране? Особенно, когда идет прокат абсолютно новой, премьерной картины. Дистрибьюторские компании идут на эту цену билета, у нас нет договорной цены. Они отдают картины в прокат с учетом нашей ценовой политики. Безусловно, иногда могут быть какие-то договорные отношения с прокатными компаниями, но это происходит крайне редко, мы находимся в рамках цены этого детского билета. Ценовая политика для ветеранов, пенсионеров - точно такая же минимальная. Если говорить о взрослом зрителе, то это от 100 до 150 рублей. Более того, мы, в основном, идем вторым экраном, а второй экран тоже неплох, потому что те, кто не смог посмотреть картину за первые две недели проката с удовольствием приходят к нам.

Корреспондент
Каков репертуар детской сети? Вы отдаете предпочтение прокату российского кино?

Лариса Преториус
Да, у нас есть тематические показы, абонементы. В основном, это анимационные фильмы, картины из истории отечественного кино. Также есть специализированные тематические сеансы, связанные с различными памятными датами. Мы делаем фестивали во время каникул. Например, в зимние каникулы идет «Сказка», в весенние – мы проводим "Книжкину неделю", летом работаем со старыми картинами. Осенью у нас проходит форум «Эхо Орленка». У нас есть тематический план работы с детским зрителем. Дети приходят по пригласительным билетам на некоммерческой основе, так как мы привлекаем бюджетные средства. Например, кинофестиваль «Сказка» проходит достаточно успешно, его посещает до 10000 тысяч зрителей за каникулы, начиная с 25 декабря и до января. Они приходят в наши специализированные детские кинотеатры, а также в Дом кино, в "Художественный". Порой с нами работает кинотеатр «Пушкинский», который предоставляет благотворительный сеанс, и многие другие крупные площадки, с которыми мы можем договориться, чтобы дети туда бесплатно пришли.

Корреспондент
Как строятся регулярные показы в Ваших кинотеатрах?

Лариса Преториус
Все, что касается регулярных показов, безусловно, есть текущий репертуар. Конечно, он строится, в основном, на политике прокатных компаний, которые выпускают интересные картины. У нас с 10 до 18 часов идут детские картины, после 18 часов – молодежная тематика. Если мы проводим какие-то поздние показы, то это арт-сеансы, "кино не для всех". Кино для продвинутой молодежи.

Корреспондент
Как известно, государственного финансирования часто не хватает. Сеть детских кинотеатров как-то зарабатывает?

Лариса Преториус
Мы, безусловно, зарабатываем. У нас есть мероприятия, которые проходят не за счет бюджета, работает компьютерный центр. И на кино в том числе. Когда семья или ребенок приходят, они, естественно, отдают в кассу какие-то деньги. Мы, в основном, работаем с дистрибьюторами на паритете, 50% от выручки за кинопоказ идет на счет кинотеатра.

Корреспондент
Сотрудничаете ли Вы с российскими киностудиями по вопросам обязательных показов детских и анимационных картин, ими выпускаемых, или работаете только через дистрибьюторов?

Лариса Преториус
Мы работаем в основном с прокатными компаниями. Также мы напрямую сотрудничаем с киностудиями: «Союзмультфильм», им. Горького, «Мосфильм». Например, мы очень часто выходим на «Мосфильм» с просьбой показать тот или иной фильм, и чаще даже благотворительно, и они идут нам на встречу. А киностудия им. Горького является одним из партнеров по проведению кинофестиваля «Сказка». Все старые и новые ленты они предоставляют на этот фестиваль и на кинофестиваль в Орленке бесплатно.

Корреспондент
А что касается репертуальной политики есть какая-то квота российских фильмов? Вы отдаете им предпочтение?

Лариса Преториус
На сегодняшний момент, такой квоты нет. Это только наше собственное устремление – мы стараемся не пропустить ни одной российской детской премьеры, мы их здесь проводим. Сейчас мы готовим акцию, которая связана с фестивалем визуальных искусств, и у нас будет предпремьерный показ новой художественной картины «Золушка».

Корреспондент
А теперь расскажите, пожалуйста, про фестиваль в Орленке. Что там в этом году планируется?

Лариса Преториус
Фестиваль в «Орленке» – это уже двенадцатый фестиваль визуальных искусств. Что это такое? Мы внутри фестиваля проводим 8 или 7 конкурсов – это кино, анимация, телевидение, компьютерные программы и игры, фотоконкурс. Еще два конкурса: «Реклама глазами детей», «Клипстрим» (ролики этих конкурсов, кстати, можно увидеть на портале Rambler Vision) и «Режиссеры XXI века». Мы стараемся находить студентов, которые уже работают с детской тематикой. Эта программа составляется совместно со ВГИКом с Высшими режиссерскими курсами. Каждый конкурс – это, практически, маленький фестиваль. Судит программы детское жюри, во главе которого становится тот или иной профессионал в своем деле. В конкурсе будет новый фильм "Розыгрыш", в котором играл Президент нашего фестиваля Дмитрий Харатьян. Также в конкурсной программе номинации «Кинематограф» – «11 писем к Богу», «Гадкие лебеди», «Скалолазка», «Золушка», и "Мы из будущего" – это картина на патриотическую тему. "Орленок" представит фильмы, которые вызвали интерес у детской аудитории. Единственный не самый новый фильм – это «11 писем к Богу» Акима Салбиева. Философская картина, которую мы в прошлом году не показывали.

Корреспондент
В начале разговора Вы упомянули, что дети отвыкают от большого экрана. Зрительская культура у детского жюри существует? Может быть, Вас в чем-то удивляет их реакция на фильмы, в чем-то радует?

Лариса Преториус
Я не так много нахожусь в зрительской аудитории, когда дети смотрят фильмы. Я могу рассказать один случай: вышла картина Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок" с ограничениями по возрасту. Но я отважилась показать этот фильм подросткам в «Орленке». Мы со Станиславом Сергеевичем даже спорили. Он не считал нужным ее показывать, тем более, что там есть сцена насилия довольно-таки откровенная. Но я все-таки настояла. Я сказала, что детям это надо видеть и знать. После просмотра С.Говорухин согласился со мной, потому что ребята реагировали абсолютно правильно, и меня это очень порадовало. Они действительно сопереживали героине фильма и герою, замечательный образ которого был создан М.Ульяновым. И еще один пример. Я смотрела вместе с детьми фильм Натальи Бондарчук о Пушкине «Последняя дуэль» Я чувствовала, что Наталья Сергеевна сделала очень нужный фильм для школьников. Во-первых, это последние дни жизни Пушкина, потом это сделано очень интересно. Идет хроника событий в документальном стиле. Я была поражена, как они смотрели! Ребята были очень заинтересованы. Такие картины, которые связаны с историческими личностями, просто необходимы. Их не хватает, кстати, в нашей стране, потому что они достаточно дорогостоящие.

Корреспондент
Какого именно детского кино, по Вашему мнению, сейчас не хватает?

Лариса Преториус
Приключенческого, фантастического, не хватает кино на школьную тематику. Кстати говоря, эти фильмы не дорогостоящие. Безусловно, у нас нет практически, фильмов-сказок. Конечно же, надо делать картины в первую очередь интересные детям, выяснять их желания. Их надо чувствовать, их надо понимать, их надо знать. Расскажу такую историю: ко мне когда-то в кинотеатр "Ашхабад", когда я была там руководителем, пришел режиссер Павел Оганезович Арсенов, который сделал известный всем фильм "Король-олень". Сидел гудящий тысячный зал, а Павел как стукнул по сцене ногой. Он же режиссер, умеет владеть аудиторией. Бух! И все внимание на нем. Он обратился к аудитории: «А что Вы все-таки хотите увидеть на экране?» И посыпались записки от детей: Кир Булычев, Кир Булычев – видите, фантастика интересует. Сначала был сделан сериал «Гостья из будущего», а потом фильм «Лиловый шар», где абсолютной звездой того времени была Наташа Гусева. Представьте себе, что, благодаря этой встрече, Павел Арсенов почувствовал, что им интересно, и сделал для них пользующиеся успехом картины.
За последнее время я могу отметить фильм «Скалолазка» – дорогостоящий и красивый проект, но прошел в прокате не сильно, потому что, когда картина подкрепляется мощной рекламной кампанией, тогда все бегут, смотрят. "Скалолазка" сделана неплохо, а может быть и лучше в плане сюжетной линии, но в рекламной кампании она проиграла, поэтому зрительский интерес был невелик. Мы постараемся за счет фестиваля поднять еще раз интерес к этой картине.

Корреспондент
Какие-то пути выхода из ситуации, когда детское кино не доходит до зрителя из-за плохой рекламной кампании, Вы видите?

Лариса Преториус
Начиная от производства, заканчивая прокатом, должна быть государственная программа, квоты не только в детских кинотеатрах, но и во взрослых, где определенное экранное время было бы выделено российским картинам. В том числе нужно возобновить детский сеанс во взрослых кинотеатрах.
Мы сталкивались с такой ситуацией, когда к нам приезжали дети из различных уголков нашей страны, и говорили: «Ой, какой большой телевизор», видя белый киноэкран.

Корреспондент
Существуют ли какие-то государственные программы поддержки детского кино?

Лариса Преториус
Пока конкретной программы не выработано. Более того, везде проходят конкурсы по Федеральному закону 94, но это не правильно. Все-таки государство должно быть заинтересовано в появлении детских фильмов и в поддержке талантливых режиссеров, работающих с этой темой. Посмотрите, каким успехом пользуется Гарри Поттер или Властелин Колец. Смотрят все, от мала до велика. Но такого уровня картин у нас пока нет, к сожалению. И по финансовым причинам, а также, потому что не замахнулся ни один наш режиссер. Нет у нас пока таких проектов. Вряд ли будут крупномасштабные картины только за счет частных инвестиций. Пока не будет государственной поддержки, не будет создан закон в области детского кино, крупных проектов для ребят сниматься не будет. А так мы эти фильмы ждем!

Реклама