Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2008 00:00

Вита Рамм: «Фестиваль «Кинотавр» выполняет колоссальную работу»

Вита Рамм: «Фестиваль «Кинотавр» выполняет колоссальную работу»

14 июня завершилась конкурсная программа 19-го Открытого российского фестиваля Кинотавр. Подводя итоги, наш корреспондент побеседовал о фестивале, программе и фильмах с известным кинокритиком, членом гильдии киноведов и кинокритиков, кинообозревателем радиостанции «Эхо Москвы» Витой Рамм.

Корреспондент
Давайте вначале поговорим про фестиваль? В этом году уже 10 лет как Вы приезжаете в Сочи. Какие тенденции в развитии особенно заметны? Как он меняется от года к году?

В.Рамм

Фестиваль, на мой взгляд, двигается в том направлении, куда двигается наше кино. Благодаря «Кинотавру», который придумал Марк Григорьевич Рудинштейн, поддерживалось наше кинопроизводство, потому что это был единственный, по сути, выход фильмов, если не к широкому зрителю, то хотя бы к профессиональному. Что бы они знали, кто и что снимает в последнее время. Кинематографисты в пляжных кафе общались, договаривались на пляже о будущих проектах, киноиндустрия крутилась внутри себя. Но тогда еще и проката не было как такового. Но 1998 году случился дефолт. А так как кино очень сложная машина и ей нужен разбег, то лишь к 2001 - 2002 году уже появилась надежда на оживление. Естественно, в кино пришли новые продюсеры, новые имена, потребовалось изменение в фестивальной политике Кинотавра. Марк Григорьевич это почувствовал и передал свое детище менеджерам нового поколения Александру Роднянскому и Игорю Толстунову. Сейчас уже они пытаются вписать фестиваль в нашу киноиндустрию. Процесс идет сложно, потому что вместе с ростом киноиндустрии проявляются и системные проблемы. Фестиваль, конечно, не может их решить, он может только показать эти больные места. Это проблема сценариев, проблема режиссуры, проблемы, проблемы, проблемы

Фильмы отражают ситуацию. Уже второй год Кинотавр уделеляет пристальное внимание короткому метру. Лауреаты “Кинотавра”в коротком метре потом проявляются в большом конкурсе.

С прошлого года стал проводиться питчинг, который курирует Анна Гудкова. И уже есть результат - некоторые проекты, представленные на питчинге в прошлом году, участвуют в этом году в конкурсной программе. Но «Кинотавр» не может решить все проблемы нашего кино.

Корреспондент
Как на ваш взгляд в этом году подобрана программа? Достаточно ли она сбалансированна?

В.Рамм
На мой взгляд, отборщики слишком думали о балансе. Потому что возникают вопросы, а почему тот или иной фильм, которому место, допустим, в прокате или на телеэкранах, тем не менее, включен в конкурсную программу. Но тут опять же от отборщиков тоже мало что зависит - что снимаем, то и имеем. Других режиссеров у нас нет!

Корреспондент
Все картины соответствуют фестивальному уровню?

В.Рамм
Не все. Я, допустим, могу понять, почему «Юрьев день» при всем моем неприятии режиссера, в конкурсе. Допустим, у меня с Кириллом Серебренниковым стилистические расхождения, но это мои личные проблемы. Без этой картины, конкурс был бы не полным, как и без “4 возраста любви”Сергея Мокрицкого. При всем несовершенстве его картины, очень симпатичная, на мой взгляд, попытка поговорить о людях. Понятно, почему в конкурсе “Нирвана” и “Шультес”.Типичное фестивальное кино. Но кто мне объяснит, почему в фестивальном конкурсе “Новая Земля” или “Тот, кто гасит свет”?! Жанровая картина “Тот, кто гасит свет“ - попытка повторить американские телесериальные детективы. Сделан этот клон с большой ошибкой. Системной, потому что когда появляется блондин Артур Смолянинов, уже понятно, что уж если из брюнета сделали блондина, он и окажется убийцей. Я открываю секрет. Режиссер сразу сказал зрителю “следите за блондином”. Но это телевизионное кино, среди рекламного продукта он и будет как-то смотреться. О “Новой земле”мне говорят, что в фильме есть попытки арт- хауса. Может быть, они и есть, но это только означает, что мейнстрим всегда учится у арт- хауса. Сначала какие-то формы, ситуация отрабатывается в фильмах Феллини, условно говоря, Висконти, а потом их подхватывает мейнстрим и уже делает доступным каждому зрителю. Мне уже интересно, какие будут кассовые сборы у этой людоедской истории, в которую еще добавлены элементы христианства и немного актуальной политики.

Корреспондент
А какие картины показались интересными с художественной точки зрения?

В.Рамм
“Дикое поле” Михаила Калатозова. Очень точная режиссерская работа. Он ведь взял сценарий (Петр Луцик и Алексей Саморядов, прим. редактора), который небольшая группа людей, имеющая голос в прессе, считает шедевром, культовым произведением. Но с другой стороны, гораздо больше людей не читали, и даже не знали про этот сценарий. Так вот, когда смотришь просто как кино, то очень точная, тонкая режиссерская работа, мне кажется. Задача у Михаила была очень сложной. Но он нашел и адекватный тексту киноязык. Очень точный выбор всех актеров, а Олег Долин сыграл главного героя, который положительный, но не скучный. Так умеет у нас только Алексей Серебряков, в телефильме «Штрафбат», например.

Корреспондент
В газете “Кинотавр – Дейли», каждый день публикуется тотализатор, где критики выставляют оценки просмотренным картинам по 10 – ти бальной системе. Вы тоже участвуете. Такие полярные мнения у критиков, у специалистов. С чем это связано, как вы думаете?

В.Рамм
10-ти балльная система дает слишком большой разброс критериев. В пятибалльной -основные параметры, по которым ты судишь, более понятные. Потому что, допустим, когда по 5-ти балльной системе я ставлю “Дикому полю” – «5» , а Кириллу Серебреникову – «2», это понятно. Но когда я “Дикому полю” вынуждена поставить высшую оценку «10», а Серебренникову ту же 2-ку мои оценки нивелируются. Они выглядят эпатажными.

Корреспондент
Программа фестиваля очень плотная, помимо конкурса еще огромное количество мероприятий. Как удается отдыхать?

В.Рамм
Ну, во-первых, на фестивале критики не отдыхают, и я бы хотела, чтобы из фестиваля уходила эта «отдыхательная» ситуация. И еще, не хорошо, что критики и конкурсанты смотрят конкурс в одном зале. Хотелось бы, что бы это было ближе к работающей схеме Каннского фестиваля, где жизнь прессы происходит отдельно, кроме пресс-конференций или интервью. Но - нет условий это - раз. Мало экранов - это два. И потом - инерция. Как-то за долгие годы, за 19 лет, привыкли все, что утром на пляж, вечером в кино. Это, конечно, мешает.

Но организаторы делают все, что могут. Команда заботится о гостях, старается решать многие проблемы. И Лена Лапина, и Полина Зуева - директорская команда, они всегда придумывают интересные подарки, работают со спонсорами, что тоже очень важно. Но я бы с большей радостью смотрела бы конкурсное кино по утрам, после завтрака, например. И тогда у меня была бы возможность больше ходить на все обсуждения, которых мне кажется мало. Даниил Дондурей провел очень интересную дискуссию «Актуальное кино не снимать», но ее еле вписали в программу. В этом отношении хотелось бы перемен. Хотя некоторые изменения уже есть. В этом году фильм-открытие «Живи и помни» Александра Прошкина в конкурсе, что очень приятно. Хороший фильм и на закрытие- Мартина Скорсезе «Да будет свет» с участием Rolling Stones.

Приезжает много иностранцев, смотрят кино с переводом, в плотном режиме. Очень важно, что “Кинотавр” поддерживает так называемых «славистов» из других стран, потому что именно они в своих университетских средах заботятся о русской культуре. Порой даже больше, чем мы здесь живущие.

Например, Володя Падунов и Ненси Кондей. Они профессора Питсбурского университета. Приезжают на “Кинотавр” чуть ли не первого дня. Прекрасно знают русское кино, отслеживают все тенденции, устраивают у себя ежегодные семинары, порой на «Кинотавр» привозят даже своих аспирантов. Или Вида Джонсон из университета Бостона, или Биргит Боймерс, вообще фантастическая личность. Она по происхождению немка, а преподает в университете Бирмингема на английском языке же русскую культуру. Она приезжает и на театральные спектакли, и на “Кинотавр”уже не первый раз. Все наши «слависты» блестяще знают русский язык и на английском создали сайт о русском кино! То, что “Кинотавр” помогает этим людям, приглашает за свой счет - очень важно.

Приезжают отборщики европейских фестивалей. Для них «Кинотавр» - единственное место, где они могут увидеть все новинки года (конкурсная программа, программа Андрея Плахова, кино на площади). В этом отношении фестиваль выполняет колоссальную работу.

Я считаю, что продюсеры и режиссеры должны быть благодарны фестивалю, потому что он заботиться об их продукции. Дело не только в призах. Каждый хочет, чтобы о его работе поговорили, чтобы заметили, чтоб ее, в конце концов, посмотрели! В этом отношении фестиваль, конечно, выполняет очень важную работу.

Реклама