Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 августа 2021 14:23

Кирилл Соколов: «Меня за первый фильм в некоторых феминистских сообществах сильно не любят»

Кирилл Соколов: «Меня за первый фильм в некоторых  феминистских сообществах сильно не любят»

С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема, как многолетний информационный партнер фестиваля, публикует интервью со всеми участниками конкурсной программы.

Режиссер Кирилл Соколов представит в конкурсе свой второй фильм, «Оторви и выбрось», который наверняка будут сравнивать с его дебютом «Папа, сдохни», выигравшим в 2018 году фестиваль Окно в Европу. Это кино от компаний Метрафильмс и САГа - снова черная комедия, но на сей раз о женщинах, о бабушке, маме и дочке, которые наносят друг другу тяжкие телесные повреждения с применением колющего, режущего и огнестрельного оружия, но всё же  любят друг друга. Кирилл Соколов рассказал ПрофиСинема о том, как он искал актрис, как Анна Михалкова захотела сыграть бабушку, а также фильмы кого из коллег он хотел бы посмотреть на Кинотавре.

Марина Латышева:
Если ваш дебют сравнивали с творчеством Гая Ричи, Квентина Тарантино, с азиатским жанровым кино, то теперь вас ждёт ещё более волнующее сравнение. «Оторви и выбрось» неизбежно будут сравнивать с вами же, с «Папа, сдохни». Опасаетесь или надеетесь на лучшее?

Кирилл Соколов:
Не знаю. Ни на что не надеюсь, предугадывать трудно. Но мне кажется, при сохранении определённого авторского видения, той же иронии, эти картины всё-таки довольно разные. Поэтому даже интересно, какой будет реакция и какими будут сравнения.

кадр из фильма Оторви и выбрось

Марина Латышева:
В дебюте было много социальной безнадёги. Но новый фильм ведь очевиднее, да? Он о  любви и надежде?

Кирилл Соколов:
В какой-то степени да. Но всё же насколько светлой вы увидите эту историю - зависит от вашего личного мироощущения. Даже финал тут можно трактовать и как счастливый и, наоборот, смотреть на него критичнее, в более пессимистичном ключе. Очень хочу обойтись без спойлеров. Но вообще это кино о том, как тяжело исправлять ошибки прошлого, прощать или отпускать, особенно когда ты взрослый. И поэтому единственная надежда для героев - их ребёнок, их девочка, с её детской непосредственностью, гибкостью, её верой во что-то хорошее.

Марина Латышева:
Наверное это трудно - снимать одновременно и черную комедию с такими живучими героями, и социальное кино о болезненных проблемах? Ведь такие  бабушки, как персонаж Анны Михалковой — это же бич многих семей...

Кирилл Соколов:
Да, к сожалению. Все помнят «Похороните меня за плинтусом», историю, которая отозвалась в очень многих сердцах. Наверное в каждой семье есть подобный персонаж, в большей или меньшей степени, есть травмированные дети, которые потом всю свою жизнь разбираются с проблемами, оставленными им в наследство. 

кадр из фильма Оторви и выбрось

В отличии от «Папа, сдохни», где все герои были… так себе, в «Оторви и выбрось» хотелось рассказать историю про действительно хороших людей, оказавшихся заложниками ситуации, не способных с ней справиться. Но хотелось всё сделать в развлекательном ключе. Я люблю остросюжетное кино с трюками, шутками, эффектами, и чтобы мурашки по коже бегали во время просмотра. Так что тут, видимо, просто личная тяга - независимо от темы, за которую берёшься, хочется сделать историю более яркой.

Марина Латышева:
Я о том, что жанр может помешать воспринимать фильм как разговор о токсичности отношений, например. Не находите?

Кирилл Соколов:
Отчасти, может быть. Но я не социальный рупор и задач такого рода перед собой не ставлю. Просто есть темы, которые лично мне кажутся важными и, как я полагаю, могут заинтересовать зрителя. 

Если ты, как автор искренен, мир твоего фильма наполняется рефлексией на тему окружающей действительности. Зачастую неосознанно появляются дополнительные социальные мотивы. 

Но я все-таки стремился к тому, чтобы люди при просмотре испытывали какие-то положительные эмоции. Потому это в первую очередь развлекательное кино. Как любой хороший западный или азиатский жанровый фильм. На самом деле сейчас и в нашем кинематографе появляется всё больше и больше отличных примеров лёгкого зрительского кино, которое одновременно касается настоящих, важных тем.

кадр из фильма Оторви и выбрось

Марина Латышева:
Героиню Михалковой зовут Верой Павловной. В кадре мелькают цитаты в диапазоне от Ван Гога (комната в доме персонажа Александра Яценко «срисована» со «Спальни в Арле») до «Пятого элемента». Многое ли проступало в сценарии случайно? Что-то вы ведь сознательно цитировали? Наверное вам самому интересно, как публика будет интерпретировать те или иные детали?

Кирилл Соколов:
Естественно есть и случайности, которые проскакивают автоматически, из-за насмотренности. Но есть и осмысленное цитирование. Последним я старался не злоупотреблять. По крайней мере, не делал всё так прямо, как в «Папа, сдохни». Здесь сама по себе история более цельная и сдержанная. Поэтому и с точки зрения киноязыка, формы, референсов, к которым она обращается всё спокойнее. Но от себя не уйдёшь, и цитат всё равно хватает. Ван Гог проступил намеренно, «Спальня в Арле» у нас даже висела на стене.

Марина Латышева:
Героини, в отличие от женских персонажей «Папа, сдохни», сильные. Они тоже жертвы, но они сражаются и побеждают. Пара лет — и такое разительное изменение в отношении к женскому образу. Это лично с вами что-то произошло? Или просто во всём мире сейчас обсуждается роль женщины в истории и в современности, и мы все не можем не реагировать?

Кирилл Соколов:
На самом деле это просто другая история. Я знаю, что меня за первый фильм в некоторых  феминистских сообществах сильно не любят. Считают, что я выставил героиню манипуляторшей и провокаторшей, ложно доносящей о семейном насилии и тем самым подтвердил и укрепил мнение о том, что жалобам на насилие не стоит доверять. Для меня это было неожиданностью. Ведь в контексте той истории, где нет ни одного хорошего персонажа, странно было бы выделять на общем фоне единственную девушку, сделав ее лучше остальных. Там по сути все негодяи.
А тут совсем другой сюжет, совсем про других людей. Не думаю, что это связано с каким-то осмысленным развитием женской темы в моей голове. Сейчас, например, я работаю над историей, где вообще нет женских персонажей, один Козловский болтается в океане, и всё.

кадр из фильма Оторви и выбрось

Марина Латышева:
Роль девочки роскошно сыграла совсем юная Софья Кругова. Как ее нашли? Как с ней работалось?

Кирилл Соколов:
О, мы её очень долго искали. Так вышло, что сначала я месяца четыре подбирал подходящего ребенка, мы посмотрели бесконечное количество претенденток по всей России, выбрали одну, но затем работу над фильмом пришлось отложить почти на год, и за это время девочка выросла. Пришлось искать по новой. Но я рад бесконечно. Соня суперкрутая! Во-первых она - машина. У нас уставали даже  взрослые актёры и актрисы, это был тяжёлый проект с точки зрения производства - работали на натуре, менялась погода, то ветер, до дождь, постоянная грязь. И Соня выдерживала всё с неимоверным мужеством. Зачастую взрослые коллеги, глядя на неё, брали себя в руки. Она вообще активный ребенок, выступает в цирке «Аквамарин», поёт, занимается танцами, снимается для рекламы, ведет Instagram. Именно через соцсети наш кастинг-директор Ксюша Макарова её и нашла. На момент съёмок ей было десять лет.

Марина Латышева:
И что мама с папой подумали о сценарии, об этом количестве и разнообразии увечий, которые герои наносят друг другу?

Кирилл Соколов:
Видимо он им понравился, раз Соня у нас снялась. На самом деле и они, и сама Соня очень азартно ко всему этому мероприятию отнеслись. С полной отдачей.

кадр из фильма Оторви и выбрось

Марина Латышева:
А как договаривались с Анной Михалковой?

Кирилл Соколов:
Это интересная история. Дело в том, что героиня изначально предполагалась старше Ани. И хотелось найти баланс между жёсткостью и юмором, это примерно то, что делал в кадре Виталий Хаев в «Папа, сдохни». Что тяжело, потому что тут дело не в актёрском мастерстве - у нас огромное количество талантливых актёров и актрис в этом возрасте. Но нужна внутренняя человеческая ирония, которая позволяет актрисе делать какие-то вещи в кадре легче, смешнее. Я был в поиске. А к Ане обратился с предложением сыграть другую роль (которая в итоге досталась Ольге Лапшиной). Она прочла сценарий и сказала, что с радостью будет сниматься, но хочет попробовать бабушку. Вау! Я ведь о таком варианте совершенно не думал. Но мы попробовали, и получилось потрясающе. Поставил только одно условие: мы её очень сильно ухайдокаем. И Аня мужественно терпела весь проект. Я настолько привык к её виду в кадре, что когда уже после съемок она пришла на озвучание дописывать какие-то реплики, я искренне удивился, насколько же хорошо она выглядит в обычной жизни.

кадр из фильма Оторви и выбрось

Марина Латышева:
Вы за большой экран или за возможность смотреть кино онлайн?

Кирилл Соколов:
Даже не смогу сейчас однозначно ответить. Естественно как режиссёр, выросший на старых фильмах, на кинотеатральной культуре, я хотел бы увидеть «Оторви и выбрось» на большом экране. Кинотеатры — это невероятно, это коллективное переживание. И особенно это касается фильмов такого жанра, когда во время просмотра весь зал друг друга заряжает, общим хохотом или слезами. Но с другой стороны я понимаю, что сейчас пандемия, что прокат штормит. И я прекрасно осознаю, что этот фильм всё-равно не для самой широкой аудитории, возможно, на платформах он себя будет ощущать лучше и легче найдет зрителя. Я вижу и плюсы и минусы в обоих путях развития событий. Так что пока не знаю.

Марина Латышева:
И о Кинотавре. Вы ведь много фильмов смотрите. Кино своих коллег смотреть будете? Кого ждёте с особым интересом?

Кирилл Соколов:
О, да! Я безумно жду фильм Наталии Меркуловой и Алексея Чупова. Я большой поклонник «Человека, который удивил всех», этот фильм на меня произвел просто какое-то космическое впечатление. И мне нравятся их заходы в жанр. Они мне с точки зрения творчества очень близки.

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама