Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 октября 2021 13:45

Андрей Богатырев: «Каждый последующий фильм должен быть вызовом для режиссера»

Андрей Богатырев: «Каждый последующий фильм должен быть вызовом для режиссера»

В конце августа портал ПрофиСинема вручил специальную награду и признал лучшим фильмом конкурсной программы XI Российского международного кинофестиваля Капля военную драму «Красный призрак», а в сентябре картина стала лучшей в секции российского кино на XIV Международном кинофестивале Восток&Запад. Классика и Авангард. Режиссер «Красного призрака» Андрей Богатырев уже вовсю работает над новым проектом – спортивной драмой «Легенда о самбо» о зарождении этого единоборства в нашей стране и людях, стоявших у его истоков.

В интервью ПрофиСинема Андрей Богатырев рассказал, как прошли съемки фильма этим летом, о визуальном стиле будущей картины, почему важно снимать человеческие истории и многое другое.

Елена Трусова:
Последним вашим полнометражным фильмом, выпущенным в прокат, была военная драма «Красный призрак», которому портал ПрофиСинема на кинофестивале Капля вручил приз как Лучшему фильму конкурса. Лента получила много положительных отзывов от зрителей и кинокритиков, ее сравнивали с фильмами Тарантино и называли нетривиальным военным кино. Какую еще обратную связь вы получали по фильму? Довольны ли вы прокатом, учитывая, что картина имела непростую и долгую производственную «судьбу»?

Андрей Богатырев:
Мы делали картину семь лет, а потом долго не могли показать зрителю — три года фильм лежал на полке. Многие дистрибьюторские компании просто не понимают, как работать с каким бы то ни было нестандартным проектом. Некоторые хорошие картины так и не доходят до кинотеатров, до зрителя, в то же время в прокат выходит много фильмов, порочащих имидж нашего кинематографа.

кадр из фильма Красный призрак

Я недоволен кинотеатральным прокатом фильма. «Красный призрак» вышел в очень неудобную дату – 10 июня и с очень маленьким рекламным бюджетом и может, отчасти поэтому прокатная судьба не сложилась. Но нашу картину поддержали хорошими отзывами критики и зрители, однако мы не получили поддержки ни от телеканалов, ни от чиновников, хотя фильм профинансировало министерство культуры, за что им огромное спасибо, но, к сожалению, дальше мы бились в закрытую дверь.
Однако сейчас «Красный призрак» с успехом идет на платформе КиноПоиск HD, IVI, Wink и iTunes, рейтинг у него очень высокий и уже превзошел рейтинги многих военных фильмов последних лет. Я благодарен зрителям за такие хорошие отзывы, для меня их оценка и признание имеют первостепенное значение.

на съемках фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
В вашем новом проекте – «Легенда о самбо» — задействованы актеры из «Красного призрака». Вам комфортнее работать с теми, кто уже снимался у вас? Не планировали еще пригласить Юру Борисова, который также появился в «Красном призраке», а сейчас является едва ли не главной звездой отечественного кино?

Андрей Богатырев:
С Юрой Борисовым у нас не установилось таких теплых отношений, как с другими актерами «Красного призрака», к тому же ему фильм не понравился, и он не участвовал в его рекламной кампании. Но он – замечательный актер, и я его очень уважаю.
Позвал в свой новый проект «Легенда о самбо» тех артистов, в которых очень верю – Владимира Гостюхина, Вольвганга Черни, Алексея Шевченкова, Павла Абраменкова, Вячеслава Шихалеева, Дениса Кузнецова, Ольгу Сташкевич, Константина Симновова и других. Кстати, Дмитрий Павленко, который сыграл эпизодическую роль в «Красном призраке», в «Легенде о самбо» будет в одной из главных ролей – воплотит на экране Виктора Спиридонова – одного из основоположников самбо. Дмитрий прекрасно владеет различными боевыми искусствами, в том числе айкидо и самбо, поэтому идеально подошел для этой роли.
К тому же к новому проекту, помимо актеров, подключились и другие члены команды «Красного призрака» — композитор Сергей Соловьев, цветокорректор и оператор Наталья Кожевникова, продюсерский состав также не изменился.
Для меня это огромное счастье работать с единомышленниками.

на съемках фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
В России в спортивное и боевое самбо вовлечены несколько миллионов человек, а фильма про самбо пока не было. Вам важно было взяться за этот проект?

Андрей Богатырев:
В проект «Легенда о самбо» я интегрировался не с самого начала, а в момент, когда сценарий был уже написан. Затем пришлось адаптировать его и уже приступить к съемкам.
Мне всегда важно делать истории о людях, а личности Василия Ощепкова, Виктора Спиридонова и Анатолия Харлампиева, которые стояли у его истоков самбо в России, невероятно интересны сами по себе. 

Любое произведение искусства, в том числе фильм, в первую очередь – о самом человеке, об эмоциях, переживаниях, судьбах.

Елена Трусова:
Хорошо, что вы об этом сказали. Я вспомнила, что перед началом съемок вы отмечали, что, даже если фильм основан на реальных событиях, то его «нельзя сделать по документам», он должен быть о «человеке и его личной истории». Что именно вас вдохновило в человеческих историях этих трех людей, какие эмоции вы вложили в проект?

Андрей Богатырев:
Я бы сказал, что этот фильм основан на реальных событиях лишь отчасти, он – по мотивам отдельных эпизодов из жизни героев. Не буду говорить «модные» сейчас фразы о том, что, прежде чем браться за проект, мы изучили архивы и тонны документов. Это не так.

Все самое интересное находится как раз «за пределами документов», и кино начинается там, где заканчиваются документы.

Мы не претендуем на полную реалистичность, скорее, показываем реальных людей и то, что они сделали для того, чтобы самбо в нашей стране появилось.
1930-е годы – очень сложное и противоречивое время в истории страны, однако это период и серьезных начинаний и новых культурных явлений – развивался кинематограф, менялись искусство, общественный и политический строй. На этой «волне» появилось новое советское боевое искусство. Ощепков, Спиридонов и Харлампиев интересовались нашей культурной традицией боя и смогли разработать новый вид единоборства на основе дзюдо и джиу-джитсу, но отличающийся своей техникой. Герои фильма столкнулись с преградами и проблемами, как и, наверное, все люди, которые пытаются привнести что-то новое в общество.

на съемках фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
Может быть, вы и сами занимались или занимаетесь самбо?

Андрей Богатырев:
Я занимался боксом.

Елена Трусова:
Фильм представит не только рукопашные бои, но и главные культурные явления 1930-х, конструктивизм и советский авангард. Расскажите немного о визуальном стиле картины. Она должна быть похожа на смесь боевика, авторского кино и «советского кинокомикса»?

Андрей Богатырев:
Мы делаем абсолютно уникальный фильм – он, действительно, сочетает и боевик, и байопик, и авторское кино. Драматичные события будут разбавлены иронией и юмором. Для России, мне кажется, это очень характерный прием – «смех сквозь слезы».
И если «Красный призрак» сравнивали с фильмами Квентина Тарантино, с чем я, кстати, не совсем согласен, то про «Легенду о самбо» могут сказать, что в нем есть черты работ Роберта Родригеса.
В очередной раз мы попытались сделать нестандартный фильм, и я надеюсь, что не придется ждать несколько лет, как с «Красным призраком», чтобы выпустить его в прокат.

на съемках фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
На «Легенду о самбо» вы долго не могли найти финансирование, и только после «Красного призрака» проектом заинтересовались. Из чего складывался бюджет, известно, что вас поддержало Министерство культуры РФ…

Андрей Богатырев:
Еще раз огромное спасибо за это Минкультуры – единственной структуре, которая нас поддержала финансово. С трудом удается привлечь деньги извне, но будем и дальше пытаться найти для проекта дофинансирование. Кому это дается легко, а вот нам непросто.

Елена Трусова:
Фильм снимали этим летом в Подмосковье. Вы быстро нашли нужные локации для съемок? Боевые сцены, я так понимаю, должны были стать самыми сложными в съемочном процессе, и вы специально привлекали опытных каскадеров для создания уникального стиля демонстрации боев.

Андрей Богатырев:
Постановкой трюков занимался мой давний друг – актер и каскадер Александр Давыдов. Он также исполнил одну из ролей в фильме.
Если в «Красном призраке» самыми сложными в съемочном процессе оказались перестрелки, то в «Легенде о самбо» - бои. В картине будет показано два больших, зрелищных боя. Самбо – контактный вид спорта и имеет свою специфику. Осложнялось все тем, что снять нам все надо было в кратчайшие сроки.
За месяц перед съемками все актеры проходили усиленные тренировки. Организация «Альфа будо» предоставила нам для этого специальный зал, за что им огромное спасибо.

раскадровка фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
Вы также режиссер нескольких документальных картин. В связи с этим, расскажите, будет ли в фильме доля документальности? Насколько она важна для игрового кино?

Андрей Богатырев:
По своему первому образованию я режиссер неигрового кино. Затем окончил Академию кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, учился в мастерской режиссуры игрового кино Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко.

Документальное кино научило меня нескольким важным вещам, применимым к игровому кино: первое – необходима эмоциональная достоверность, актеры должны играть психологически точно; второе – лучше адаптировать объекты для съемок, встраиваться в реальную жизнь, чем сооружать декорации. Я всегда стараюсь более гибко работать с окружающей средой.

Елена Трусова:
Спортивная драма – сейчас едва ли не самый популярный жанр в отечественном кино, который ориентирован на широкую аудиторию разных возрастов. Почему вы делаете акцент именно на молодежной аудитории, а не людях постарше, особенно учитывая советскую эстетику фильма?

Андрей Богатырев:
Мы делаем кино, в которое верим и которые бы сами хотели увидеть на экране, без привязки к конкретной аудитории. Но как режиссеру мне хочется ориентироваться больше на молодежную аудиторию только потому, что она более свободна в своих суждениях и зачастую лишена предрассудков. 

на съемках фильма Легенда о самбо

Елена Трусова:
Вы планируете выпустить фильм на праздник День защитника Отечества. На какой стадии работы сейчас находится проект? Успеваете ли вы к сроку?

Андрей Богатырев:
Это очень оптимистичный план, и пока следуем ему. Сейчас идет активная фаза постпродакшена, мы стараемся доделать фильм вовремя. Учитывая, что наша картина больше рассчитана на мужскую аудиторию, логично было бы ее выпустить 23 февраля. Это идеальная дата релиза для фильма «Легенда о самбо». К тому же нужна сильная рекламная кампания, чтобы привлечь в кино зрителей, так как на средне- и малобюджетные фильмы, как известно, не такая высокая посещаемость. И кинотеатры нам в этом не помогают.

Елена Трусова:
Вы пробовали себя в самых разных жанрах – военное кино, драма, спортивное кино, экранизации книг – и на различные темы. Есть ли эксперименты в кино, на которые вы пока не решились, но очень хотели бы?

Андрей Богатырев:
Я всегда открыт для экспериментов и считаю, что каждый последующий фильм должен быть неким вызовом для режиссера, шагом вперед. Мне очень интересно фантастическое и постапокалиптическое кино.

Сейчас во многих отечественных картинах много искусственности. Я бы очень хотел снимать новое жанровое российское кино, в котором был бы хорошо раскрыт наш менталитет и наша культура, где будут узнаваемые персонажи и живой язык. Для меня до сих пор главным образцом в кинематографе остается Алексей Балабанов, которому удалось создать уникальный киноязык, его фильмы очень честны и органичны, они – про Человека.

Что касается новых задумок, то у меня их много, сейчас готовы восемь идей для новых проектов, для двух из них уже есть сценарии.

Все новости о фильмах

Реклама