Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 августа 2008 13:25

Сергей Говорухин: "Первая война – это как первая любовь, к ней особенная привязанность"

Сергей Говорухин: "Первая война – это как первая любовь, к ней особенная привязанность"

Известный документалист Сергей Говорухин дебютировал в игровом кино. Его первым художественным фильмом стал "Никто, кроме нас", который будет представлен на фестивале в Выборге. С режиссером, сценаристом, продюсером фильма "Никто, кроме нас" встретилась МАРИЯ БУЛАВИНОВА

Корреспондент:
В фильме «Никто, кроме нас» вы являетесь не только режиссёром, но и продюсером, и автором сценария (а также литературной основы). Совмещение нескольких функций в одном проекте облегчало или, наоборот, осложняло работу?

Сергей Говорухин:
Совмещать функции сценариста и режиссера было совсем не сложно, а даже полезно. Очень многое меняется в процессе создания картины: сценарий отличался от повести, а фильм существенно отличается от сценария. Как правило, от замысла до воплощения лежит пропасть. И когда режиссеру срочно нужен сценарист, чтобы что-то переписать, то его, как правило, под рукой нет. А здесь я сам у себя всегда был под рукой. А вот быть продюсером и режиссером одновременно – это было очень сложно. Не совсем понятно, чем ты в итоге занимаешься: то ли творишь, то ли руководишь производством на уровне маленького завода. Двигать эти полки, ездить в экспедиции, договариваться с администрацией на местах – это же тоже огромная работа. Ну и, конечно, поиск денег, удержание в руках всего этого непростого процесса. Это отнимало много сил. Но, с другой стороны, я бы не смог работать под каким-то продюсером. Во всяком случае, на этом проекте. Я все-таки литератор по профессии, и у меня несколько повествовательный кинопочерк. Чтобы довести картину до совершенства, мне пришлось ее резать в течение года. Я три раза делал перезапись, а после этого еще три раза ее перемонтировал. Если бы я работал под другим продюсером, у меня была бы другая картина, и я бы не добился от нее того, чего в итоге добился.

Корреспондент:
Действие фильма происходит во время войны в Таджикистане. Почему была выбрана именно эта война, которая никому не известна?

Сергей Говорухин:
В том числе и потому, что она никому не известна. Но она была, она длилась целых шесть лет, и там немало погибло наших соотечественников. Это была моя первая война, а первая война – это как первая любовь, к ней особенная привязанность. Да и повесть писалась про события в Таджикистане, и мы не стали ничего переделывать. В этом выборе было больше личностных, чем объективных слагаемых.

Корреспондент:
Как проходил кастинг?

Сергей Говорухин:
Долго и сложно. Ведь на кастинге я еще и учился – это же мало кто знает. Он был нужен больше мне, чем актерам. Сначала было собеседование. Девочек я просил читать «Холодную осень» Бунина, мальчиков – что-то из моего сценария. Это был первый этап, на котором я отбирал актеров для кинопроб. Все актеры, кроме тех, кто играл совсем эпизодические роли, прошли и собеседование, и пробы. А я параллельно понял, как донести свою мысль и как добиться воплощения этой мысли.

Корреспондент:
Фильмом «Никто, кроме нас» вы, известный документалист, дебютируете в игровом кино. Легко ли было перестроиться на работу в новом качестве?

Сергей Говорухин:
Было непросто удержать в голове всю канву, весь масштаб картины, чтобы она не развалилась. Мне не очень повезло с первым оператором. Уже сейчас я понимаю, что в картине не хватает деталей, интересных планов, придумывать и предлагать которые входит в обязанности оператора. Ведь в документалистике принципиальное значение не уделяется операторской работе, да и возможностей особых нет. А вот на военных съемках был уже другой оператор - Сергей Зубиков из Белоруссии. Амбициозный, желающий работать, хотя немного неуверенный. Но работать с ним было приятно. Отсутствие опыта в игровом кино привело к тому, что было много драматургических накладок, лишних сцен, на которые можно было не тратить ни времени, ни денег. Тем не менее, мы осилили этот путь.

Корреспондент:
Возникали сложности в работе с актерами во время съемок?

Сергей Говорухин:
Работать с актерами было несложно, поскольку я практически вырос за кулисами: моя мать была актриса. И хотя я никогда этому не учился – у меня вообще нет режиссерского образования – никаких проблем не было. Со многими упреками в свой адрес я могу согласиться, но работа с актерами в картине, на мой взгляд, очень приличная, невзирая на то, что особо медийных персонажей там нет. Зато достаточно много и открытий, и театральных актеров, которые впервые попадали на съемочную площадку.

Корреспондент:
Фильм «Никто, кроме нас» не вписывается в мэйнстрим отечественного кинематографа и в интересы молодёжи до 25 лет, которая составляет основную аудиторию кинотеатров. Есть ли возможность увидеть картину в прокате?

Сергей Говорухин:
Да, такая возможность есть. Фильм выйдет в ограниченный прокат ориентировочно в ноябре этого года. К этому времени мы хотим максимально задействовать прокатные службы. Кроме того, планируется выпуск телевизионной версии на Первом канале.

Реклама