Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 октября 2008 14:12

Анна Гудкова: «Мы пытались заполнить разрыв между теоретическим кинообразованием и практическими потребностями рынка»

Анна Гудкова: «Мы пытались заполнить разрыв между теоретическим кинообразованием и практическими потребностями рынка»

В сентябре, в рамках Киносаммита «Евразия» на фестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке прошел Первый образовательный Кампус. Наш корреспондент побеседовал с организаторами этого мероприятия.
О том, как все начиналось, формировались программы, отбирались участники и многом другом, рассказала Анна Гудкова, программный директор Кампуса.

Корреспондент:
Как возникла идея создания Кампуса?

А. Гудкова:
Начиналось все достаточно просто – я съездила в Берлин. Самым ярким моим впечатлением от Берлинского фестиваля был именно Кампус. Это, пожалуй, было одним из моих самых сильных впечатлений, полученных за последние несколько лет. Все дело в совершенно фантастическом и ни с чем не сравнимом ощущении неиссякаемой энергии, таланта, зажигательности, исходивших от его участников, собранных вместе в одно время. На фестивале присутствовали представители 10 профессий: были и операторы, и режиссеры, продюсеры, сценаристы, специалисты по видеоэффектам, художники, композиторы, – там был представлен весь мировой кинематограф. Профессионалы в возрасте до 35-40 лет со всех концов света, собравшись вместе, волей-неволей начинают сравнивать модели, идеи, пробовать на прочность свои собственные представления о кино и жизни. Таким образом, за эту неделю они немного, но меняют лицо кино, а кинематограф делает скачок. Например, при мне девушка, оператор из России, получила приглашение снимать фильм в Кении. Не нужно объяснять, насколько полезен такого рода обмен. Вернувшись в Москву, я начала всем рассказывать о том, что я увидела в Берлине, что поняла и почувствовала. Я стала думать, что надо сделать что-нибудь такое же в России.
Отчасти эта поездка была связана с развитием фестиваля «Кинотавр», и поэтому осуществилась она благодаря Игорю Александровичу Толстунову, который позволил мне такого рода эскападу. Без его поддержки и одобрения все это вообще было бы невозможно, поэтому, конечно, я ехала посмотреть на Кампус. В Берлине я проводила переговоры с руководством Кампуса, но они были разочарованы российским участием – отсюда приходит очень мало заявок. И с Россией почему-то не связано никаких ожиданий, поэтому предложений не было.
При этом стоит особо отметить, что когда шли переговоры про «Кинотавр», планировалось, что подготовка займет не менее года, так как работа требуется огромная в случае проведения Кампуса по-настоящему. Даже если ни на секунду не допускать мысли о том, что участников может быть 350, потому что для нашей страны это не нужно, даже если устраивать международное мероприятие. Дальше все происходило следующим образом: когда я что-то очень полюблю, начинаю рассказывать об этом каждому, кто слушает. По-видимому, эта волна дошла до организаторов Кинорынка, и уже на «Кинотавре - 2008» меня пригласили возглавить Кампус в качестве программного директора. С одной стороны, предложение не из тех, от которого можно отказаться, но, с другой стороны, перспектива организовывать Кампус за 3 месяца меня ужасала вплоть до последней минуты, до самолета. Ведь это нереально, хотя кино – всегда нештатная история. Вырабатывается привычка к тому, что все всегда происходит таким образом: и либо ты готов к шансу, либо ты к нему не готов, и шанс упущен. Именно поэтому я начала работать. И не зря. Теперь очевидно, что Кампус будет жить. Уже в момент подготовки мы получили несколько предложений от организаторов разных фестивалей в следующем году устраивать Кампус у них. К тому же, у нас теперь есть не только теоретическое представление о том, как все происходит, но и практический опыт ошибок, который иногда даже полезнее.
Я могу сказать, что в следующий раз мы обязательно будем начинать вести переговоры с кураторами месяцев за восемь. Точно будем очень жестко отбирать проекты участников, на что сейчас просто физически не было времени, увереннее компоновать программу.

Корреспондент:
Планируется ли увеличение мастерских, количества участников Кампуса?

А.Гудкова:
Расширение круга профессий необходимо. Если в этом году их было две (продюсер и режиссер), то вполне возможно, что к следующему их число увеличится до четырех: будут сценаристы и, возможно, операторы. А что касается участников, то, мне кажется, 20 человек устойчивее, чем 10. Должна быть некоторая толпа, а не штучность.

Корреспондент:
Как отбирались проекты участников Кампуса?

А. Гудкова:
Напоминаю исходные условия: июль месяц, ни одного института, фестиваля, фонда. Изначально ничего и никого не было. Информация у меня в голове. У меня есть база, так как у Игоря Александровича Толстунова я занимаюсь тем, что отыскиваю молодых режиссеров. К счастью, у меня есть достаточное количество связей, для того чтобы за две недели мобилизовать участников. Я, на самом деле, очень довольна количеством и качеством приглашенных, не сожалею ни об одном человеке.

Корреспондент:
Но в группе не только российские кинематографисты, но и два человека из Азии.

А. Гудкова:
Тут нам помог фестиваль. Со странами азиатско-тихоокеанского региона у нас связи не такие прочные, и мы просили рекомендации фестиваля, получив ее в лице двух человек – Ли Джи Вон (режиссер из Кореи) и Пока Ю Венга из Сингапура. Они хорошо вписались в нашу компанию.

Корреспондент:
Как формировалась программа Кампуса, кто ее составлял?

А. Гудкова:
Программу мы составляли вместе с Ириной Регер. Мы пытались заполнить разрыв между теоретическим кинообразованием и практическими потребностями рынка. С другой стороны, нам было важно затронуть Владивосток как территорию, потому что глупо было бы упустить эту возможность, заехав так далеко и в такое, даже для россиян экзотическое место. Одна из наших участниц сказала, что во Владивостоке она чувствует постоянное удивление, что люди тоже разговаривают на русском языке. Владивосток настолько далеко, и здесь все настолько по-другому, поэтому обязательной целью у нас было показать «регион лицом», сохранив баланс международности программы, сделать ее и российской, и западной, и европейской, и азиатской – разной.

Корреспондент:
В Кампусе две мастерских и два куратора, люди, которые больше всех работают с ребятами. Приглашение кураторов дело ответственное, важно не ошибиться.

А.Гудкова:
С кураторами была самая сложная история, потому что, с одной стороны, каждый из приблизительно двадцати пяти топовых режиссеров и продюсеров, которых я обзвонила, говорил, что прекраснее идеи он давно не слышал, но… Сентябрь месяц насыщенный, как никакой другой. Мы знаем про Венецию, Торонто, фестиваль в Астане «Евразия», Киноэскпо в Питере и т.д. и т.п. Перечислять можно до бесконечности, не говоря о том, что у всех работающих людей летом продакшн, а осенью постпродакшн, поэтому найти вменяемого, классного профессионала, который абсолютно свободен в сентябре – задача абсолютно нереальная.
Все мне говорили: «На следующий год как угодно, куда угодно, на каких угодно условиях, позовите меня, пожалуйста, я обязательно приеду». В этом же году: «Ну вы что?». Так что, можно сказать, нам сильно повезло. В июле я получила согласие Елены Яцуры, и благодарна ей бесконечно. Она – человек азартный, страстный, рисковый, и очень точно интуитивно чувствующий, где интересно, и то, что она в нас поверила, с нами поехала… Также я чрезвычайно признательна Оксане Бычковой, которая отправилась во Владивосток, отменив две предыдущие фестивальные поездки, не вполне отправившись от гриппа – в общем, героически. И мне кажется, что оба куратора во Владивостоке открыли в себе вполне убедительные педагогические способности, таланты, как говорят в киновузах, «мастеров». 
В следующем году мы будем вписывать эту поездку в график кураторов заранее, освобождая их от каких-то съемок, продакшенов, членства в жюри и т.д.

Корреспондент:
В программе Кампуса много мастер-классов. Чем вы руководствовались, выбирая мастеров?

А.Гудкова:
Прежде всего, профессиональным авторитетом людей, затем – способностью этих людей поделиться опытом, потому что далеко не все опытные профессионалы умеют рассказывать.
Далеко не всякий человек, у которого есть распланированный на год график, может свой график поменять, чтобы на один день или на два дня полететь во Владивосток. В связи с этим мы были в некоторой степени связаны с фестивальной программой, старались по максимуму выбрать людей, которые уже так или иначе задействованы здесь. В следующем году, я думаю, мы постараемся сформировать собственную программу, исходя из наших представлений о том, какой она должна быть.

Корреспондент:
О результатах мы будем говорить через год. А что в планах? Останется Кампус с кинофестивалем «Меридианы Тихого»?

А. Гудкова:
Время покажет. С одной стороны, мы очень благодарны фестивалю за полученную здесь поддержку, однако существует масса сложностей, связанных с географической удаленностью. Девять часов лету, гигантская разница во времени, очень дорогие билеты – это трудно преодолимо. К тому же, мне кажется, что нет смысла привязываться к региональной специфике, все-таки с европейским кинопроизводством у нас гораздо больше точек соприкосновения, чем с Азией. Возможно, теперь мы сменим вектор – и двинемся в сторону Европы.

Реклама