Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 марта 2009 12:50

Виктор Лакисов: «Мало кто знает, что собой представляет VFX супервайзинг»

Виктор Лакисов: «Мало кто знает, что собой представляет VFX супервайзинг»

Современная кинематография практически невозможна без визуальных эффектов, создание которых является весьма дорогостоящим и технологически сложным процессом. О том, как сократить расходы на использование компьютерной графики, сделать ее интереснее и качественнее, рассказал руководитель студии визуальных эффектов и трехмерной анимации Asymmetric VFX, режиссер и супервайзер Виктор Лакисов.

Корреспондент:
Что такое визуальные эффекты в кино? Что входит в спектр возможностей студии, которая занимается их созданием?

В. Лакисов:
Для начала стоит сказать, что очень часто люди путают визуальные эффекты со спецэффектами и существенно ошибаются. Спецэффектами во всем мире принято называть дым, огонь, взрывы – все, что организуется непосредственно на съемочной площадке. Визуальные эффекты – это то, что создается позже, во время монтажно-тонировочного периода или, как принято называть сейчас, периода post-production.
Самые элементарные визуальные эффекты заключаются в возможности удалить из кадра какой-то предмет. Например, по задаче режиссера, актер должен пролететь в воздухе по определенной траектории. Естественно, затем тросы и крепежные системы необходимо удалить, зачистить из кадра. Не сложная, но чрезвычайно рутинная работа. Удалять приходится самые разные вещи – в кадре забывают и людей, и посторонние предметы. До того, как стало возможным использование компьютерной графики, на съемочной площадке почти всегда были специалисты, которые следили за чистотой кадра – чтобы в поле зрения камеры не попадали лишние объекты. Точки съемок выбирались так, чтобы там не было небоскребов. Сейчас на этом экономят. Считается, что если в кадре забыли коробку или систенд (штатив) – нестрашно, что удалить эти предметы – ерунда. Никто не понимает, что для нас затереть небоскреб и коробку – примерно одно и то же. Продюсеры не осознают, что они платят за это лишние деньги. Удалить коробку стоит, допустим, сто долларов – не проще ли сразу на съемочной площадке выпихнуть ее ногой из кадра? В результате такой небрежности возникает работа, стоимость которой складывается в удивительно круглую для продюсеров сумму. Понятно, что какой-то монументальный объект из кадра не уберешь просто так, но чаще всего платить приходится за невнимательность на съемках. Казалось бы, вся эта небрежность во время съемки дает нам работу на пост-продакшене и, соответственно, деньги, вроде радоваться нужно, но российская реальность такова, что, как правило, денег нет. У российских кинопродюсеров зачастую не хватает средств даже на плановые эффекты, не то что на такие незапланированные.
При помощи визуальных эффектов можно создать особую атмосферу, как, например, в «Городе грехов» или фильме «300 спартанцев». Актер снимается исключительно на хромакее, а все остальное создается в студии. «Звездные войны» - максимальная степень использования визуальных эффектов: в трехмерное реалистичное пространство помещены трехмерные персонажи.
Таким образом, возможности визуальных эффектов простираются от удаления веревки до создания целого мира. Главное требование, предъявляемое к компьютерной графике, - жизнеподобие картинки. При этом она может иметь особый стиль или концептуальный оттенок, как, например, в фильме «Sin City». В этом случае мы понимаем, что на экране – вымышленный мир. Но важно, чтобы по своим законам он был абсолютно реалистичным.

Корреспондент:
Должны ли предприниматься какие-то особенные действия во время съемок, чтобы во время монтажно-тонировочного периода иметь материал, подходящий для создания визуальных эффектов?

В. Лакисов:
Непосредственная работа ведется в течение поспродакшена, но ей должен предшествовать долгий подготовительный период. И в связи с этим нам все время приходится сталкиваться с одной очень актуальной и весьма наболевшей проблемой. Мало кто знает, что собой представляет супервайзинг: кто такой супервайзер визуальных эффектов, зачем и для чего он нужен, что этот человек должен делать и как ему взаимодействовать со съемочной группой.
Супервайзер визуальных эффектов – сейчас одна из ключевых фигур в съемочной группе. По своей функциональности и степени участия в работе над фильмом он стоит в одном ряду с оператором-постановщиком, режиссером, продюсером, сценаристом. Ведь в современном кино, даже малобюджетном, присутствует масса, пусть недорогих, эффектов. Чтобы все сделать правильно, их надо придумывать изначально, еще на стадии написания сценария. Во время съемок супервайзер должен следить, чтобы все осуществлялось с осознанием последующего добавления в сцену компьютерной графики.
Проблема стоит остро, потому что не все понимают необходимость перечисленных действий, и, как правило, значимая предварительная стадия работы исключается. Когда подготовка прошла абы как, мы сталкиваемся с серьезными трудностями уже по факту предоставления нам материалов: что-то наснимали, а теперь нужно «налепить» эффекты. Зачастую такой подход сильно увеличивает стоимость создания компьютерной графики, в то время как, проделав подготовительную работу, мы многое бы упростили и удешевили.
Иногда отснятый материал вообще не позволяет сделать картинку качественной. В нашей практике были примеры, когда я принимал решение не браться за работу над фильмом. Приходят: мы вот тут кино сняли, нам нужны эффекты, давайте посмотрим, что из всего того, что имеется, можно сделать. Часто случается так, что люди предполагают создание визуальных эффектов, но работу над ними ошибочно относят полностью к монтажно-тонировочному периоду. Нет понимания, что супервайзер нужен сразу.
Бывает и так, что некий человек, именующий себя супервайзером визуальных эффектов, на съемочной площадке есть. Но он не обладает достаточной квалификацией: не знает, как ему взаимодействовать со съемочной группой, поскольку не представляет дальнейшей работы по созданию визуальных эффектов. Люди, которые ставят конкретного человека на эту должность, видимо, не способны оценить его уровень, определить спектр его задач. Таких примеров сейчас очень много. Полное отсутствие супервайзера на съемочной площадке в последние года три – уже редкость. Но до сих пор распространены случаи абсолютно бестолкового его наличия.
Случалось даже следующее. Чтобы в постпродакшене заменить фон или что-то во внешности актера, надо поставить специальные метки. Некомпетентный супервайзер знает об этой необходимости, но не представляет, как эти метки разместить. Один раз я столкнулся с тем, что метки были такого огромного размера, что их наличие усложнило работу гораздо больше, чем если бы их вообще не было. Или метки были расположены на хромакее так, что актер волосами частично перекрывал их. В этом случае удалить их было чрезвычайно сложно. Хотя опытному супервайзеру не составило бы труда обратить на это внимание и передвинуть метку в другое место, потратив 5 минут на съемке, и сэкономить пару часов на пост-продакшене.

Корреспондент:
Каким Вы видите решение этой проблемы?

В. Лакисов:
Один из супервайзеров-активистов сейчас занимается созданием Гильдии визуальных эффектов при Союзе кинематографистов. Я надеюсь, что скоро, может быть, через полгода, появится такое объединение. В этом деле нам очень помогает Александр Наумович Митта. Сначала супервайзеры войдут в Гильдию режиссеров, а потом отпочкуются в самостоятельную организацию.
Учреждение Гильдии – решение сразу двух проблем. Мы рассказываем кинематографистам о себе и, в то же время, подтягиваем собственный профессиональный уровень.
Супервайзер должен знать, как позиционировать себя на съемочной площадке. Ведь нужно обладать достаточной уверенностью в свои правах, чтобы после съемки очередного кадра попросить всех выйти с площадки на какое-то время для проведения своей работы, такой, как, например, осуществления необходимых замеров, съемки на фото схемы света, которая использовалась в конкретном кадре, и т.д. Съемка – дорогостоящий и нервозный процесс. Нелегко заставить тебя слушаться. Неуверенный человек не выполняет свои супервайзерские обязанности, потому что оказывается не в состоянии влиять на съемочный процесс.

Корреспондент:
Не могли бы Вы сформулировать, в чем заключаются права и обязанности супервайзеров?

В. Лакисов:
Начнем с бытовых условий. Супервайзер должен уметь потребовать для себя определенные условия пребывания в съемочной группе. Например, наличие рации, чтобы всегда быть на связи с режиссером и оператором. Также супервайзеру должно быть выделено отдельное рабочее место: стол, на который можно поставить компьютер или ноутбук, пространство для фотооборудования. Все это намного облегчит его работу и изменит отношение других членов съемочной группы к присутствию такого специалиста на площадке. Еще супервайзеру необходим Интернет. Существует масса случаев, когда ему необходимо обмениваться информацией со студией. Например, на съемках «Звездной любви» (фильм, для которого студия Asymmetric VFX создает персонажей-инопланетян Жаб – прим. ред.) наша vfx команда была в Санкт-Петербурге. В самый последний момент неожиданно выяснилось, что костюм у Жаб будет не монолитный, как запланировали изначально, а со швами и висящей внахлест шкурой. У нас же были наработки под монолитный вариант костюма. Я налету принял решение изменить концепцию трехмерной головы Жабы – сделать ее состоящей из болтающихся лоскутков, отправил кадры в студию и тут же получил изображение с перемоделированным вариантом головы. Проблема была решена. У супервайзеров должна быть возможность быстрой коммуникации со студией.
При этом профессиональный супервайзер должен обладать рядом неочевидных навыков. Необходимо умение работать с фототехникой на очень высоком уровне. Фотографирование – неотъемлемая часть нашей работы. Мы снимаем образцы текстур, схему света – делаем панорамный снимок с разными экспозициями (примерно двенадцать кадров). Также хорошо, если супервайзер обладает режиссерскими качествами. Он должен уметь командовать людьми, организовывать их и быстро принимать ответственные решения. Но самое главное, супервайзер должен быть профессионалом высокого уровня хотя бы в одной из областей по созданию визуальных эффектов. В ином случае у него не будет адекватной оценки сложности поставленной перед ним задачи.
Путь к овладению профессией супервайзера эволюционный. Человек должен хорошо разбираться в том, как делается компьютерная графика, тогда на съемочной площадке он будет четко понимать, что потом произойдет с подготовленным им кадром. И оператор, и режиссер, как правило, засыпают супервайзера вопросами, на них нужно моментально реагировать так, чтобы не выкопать самому себе яму. Идеальный вариант, еще раз повторюсь, когда супервайзер выходит из постпродакшен-студии. Существует масса профессий: аниматор, моделер, композер, постановщик света в 3D-пространстве и другие. Супервайзер может получиться из любой из них. Лично я раньше занимался анимацией трехмерных персонажей и оттачивал опыт vfx супервайзинга на рекламных роликах. Мой первый крупный проект в роли супервайзера - «Волкодав».

Корреспондент:
Расскажите немного о Вашей студии. Какие конкретные примеры создания студией Asymmetric VFX визуальных эффектов в кино можете привести?

В. Лакисов:
Студия визуальных эффектов и трехмерной анимации Asymmetric VFX была основана в 2007 году на базе творческого коллектива студии dr.Picture. Название студии выбрано не случайно. Любой художник знает, что в природе симметрии нет. А все созданное на компьютере изначально симметрично и неестественно, это значит, что если хочешь сделать реалистично живой предмет, в него надо внести хаос, пусть даже незаметно.
Живым примером является наша работа над уже упомянутым фильмом Владимира Зайкина «Звездная любовь». Это один из проектов, замороженных осенью из-за кризиса. Сейчас его, к счастью, разморозили и переименовали в «Желтый в городе». Через неделю съемки возобновятся. Работа над визуальными эффектами в этой картине чрезвычайно сложная. Такого уровня компьютерной графики в отечественном кино пока еще не было. По технологической стороне ее можно сравнить с эффектами в «Пиратах Карибского моря» - моллюсками на лицах пиратов. Живые актеры снимаются с необходимыми метками на лицах, которые впоследствии будут заменены на жабьи морды. И это не эпизодически появляется на экране, а по хронометражу длится очень долго. К тому же, мы должны воспроизвести актерскую игру – выразительные глаза, мимику.
Так получается, что мы все время «изобретаем велосипед». В России эффект делается впервые, а за рубежом, соответственно, прием используют уже достаточно давно. «Пираты» были сделаны несколько лет назад, а у нас таких задач еще не было. Мы приближаемся, изо всех сил догоняем американскую индустрию по качеству, но пока отстаем. В первую очередь, по требованиям. Развитие возможно только при выполнении какой-то интересной задачи в кино. Как только появляется интересная и сложная задача, мы с удовольствием за нее беремся.
Например, работая над «Волкодавом», необходимо было сделать летучую мышь, которая бы не отличалась от второй, настоящей, присутствующей в кадре. И мы справились. Жабьи морды – следующая планка. Был пройден подготовительный период. Макеты Жаб разрабатывались несколько месяцев.

Корреспондент:
Что вы делаете, «изобретая очередной велосипед»? Как разрабатываются новые технологии?

В. Лакисов:
Мы выуживаем максимальный объем информации из Интернета или через каких-то знакомых. Сейчас таких данных появляется все больше и больше. Мы изучаем фильмы о фильмах – весь дополнительный материал, какой только есть.
За рубежом все это изучается в университетах. Там уже в течение десяти лет, если не дольше, существует высшее образование в области визуальных эффектов. В Москве сейчас есть две школы (Real Time School и Scream School), готовящие специалистов в сфере компьютерной графики, но это пока еще курсы.

Корреспондент:
Как вообще в России, по сравнению с Западом, развивались технологии по созданию визуальных эффектов? Какие вехи можно выделить?

В. Лакисов:
Если не считать первые опыты, а говорить о вехах, то, как в Голливуде значимо появление в 1992 году «Терминатора-2», так в России сложно переоценить выход «Ночного дозора». Понятно, что до этого были фильмы с вкраплениями компьютерной графики, но эти две картины, с разницей в двенадцать лет, стали по части использования визуальных эффектов эпохальными. Наша студия всегда имела уклон в сторону персонажной анимации, поэтому мы делали для «Ночного дозора» куклу-паука Машеньку и реалистичных воронов. Нечто живое, всякие твари – это наша специфика.
Недавно было закончено создание большой сцены для второй части «Обитаемого острова», в процессе работа над картиной «Смерш XXI».
Дистанция в годах между Россией и Западом в области визуальных эффектов сокращается нелинейно. У нас появляется все больше возможностей подсмотреть, как они это делают. Информация все больше становится открытой. Теоретически сейчас по качеству эффектов мы отстаем на два-три года. Как индустрия, может быть, - по-прежнему, лет на восемь-десять. Думаю, что года через два наш рынок будет сформирован и наполнен специалистами. Тогда мы самостоятельно сможем снимать кино с качественной компьютерной графикой и сложными визуальными эффектами.

Студия визуальных эффектов и трехмерной анимации Asymmetric VFX Studio

Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Визуальные эффекты

Реклама