Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 мая 2009 12:09

Ситора Алиева: «По большому счету, XX фестиваль будет таким же рабочим, как и все»

Ситора Алиева: «По большому счету, XX фестиваль будет таким же рабочим, как и все»

В этом году Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" отмечает свое двадцатилетие. Фестиваль пройдет с 7 по 14 июня 2009 года в Сочи. В преддверии этого события наш корреспондент встретился с программным директором киносмотра Ситорой Алиевой и поговорил с ней об особенностях проведения нынешнего фестиваля.

Корреспондент:
Почему для руководителей фестиваля принципиально важна формулировка «открытый» фестиваль?

С.Алиева:
Во время зарождения фестиваля мы были единым постсоветским пространством. Разорвать эти культурные и человеческие связи было невозможно. И странно было бы называть фестиваль просто российским. Ведь снимались картины, скажем, не российскими режиссерами, но при этом на русском языке и на российские деньги. Безусловно, фильмы производились в разных концах бывшего СССР, и замечательно, что эти режиссеры не только попадали в конкурс, но и награждались. За 20 лет призы получали Кира Муратова за «Увлечения», Нодар Манагадзе за «Прозрение», Теймураз Баблуани за «Солнце неспящих» в 1992, Усман Сапаров за «Ангелочек, сделай радость», Бахтиер Худойназаров за большую мировую ко-продукцию «Лунный папа», Гука Омарова за «Шизу» и другие. Конечно, такая возможность показывать картины без всяких внутренних ограничений – значит быть действительно открытым. Это очень важно, потому что ситуация в кино постоянно менялась, люди передвигались, в кино работали деньги разных стран и континентов. В этом смысле «Кинотавтр» улавливал все изменения, которые происходили в киносреде, и четко это демонстрировал.

Корреспондент:
То, что председателем жюри юбилейного «Кинотавра» стал Сергей Сельянов – осознанный, принципиальный выбор?

С.Алиева:
Я горжусь тем, что председателем жюри стал Сергей Михайлович Сельянов – человек, являющийся по версии «Кинотавра» абсолютным чемпионом: обладателем сразу четырех главных наград фестиваля в разные годы. Это картины, которые принесли известность и режиссерам, и С.Сельянову, как продюсеру: «Брат» А. Балабанова 1997 года, «Блокпост» А.Рогожкина 1999 года, «Война» А. Балабанова 2002 года, и «Шультес» 2008 года дебютанта «Кинотавра» Бакура Бакурадзе. Поэтому Сергей Сельянов – самая авторитетная фигура, которая отвечает всем нашим запросам к председателю жюри.
 
Корреспондент:
Чем отличается нынешний, юбилейный фестиваль от предыдущих?

С.Алиева:
Фестиваль будет короче всего на один день, а в остальном он будет рабочим, традиционным, хотя кризис, конечно, сказался. Нам бы хотелось, чтобы фестиваль по-праздничному отличался, но не повезло, XX фестиваль выпал на кризис. Конечно, кризис трансатлантического характера не мог не отразиться на третьем по значимости городе Российской Федерации – Сочи. Город очень дорогой, и нам сложнее в этом году проводить фестиваль именно с финансовой точки зрения. Мы бессильны перед повышением цен на гостиницы. В связи с Олимпиадой всё резко подорожало. Жаль, что придется ужиматься и по программе, и по прессе, и по гостям. Нам очень хочется, чтобы всё состоялось в прежнем режиме и на прежнем уровне, надеюсь, что рабочий процесс и развлекательная часть сохранят свой прежний баланс. Для любого фестиваля самое главное – это КОНТАКТ – фильма со зрителями, создателей с прессой, профессионалов друг с другом. И Сочи – единственное место, где люди видят друг друга, могут поговорить, и, как ни странно, это происходит только раз в год, во время временного объединения абсолютно разрозненного на сегодняшний день российского кинематографа.
Для нас это хоть и юбилейный фестиваль, проходящий в кризис, но по всем технологическим и творческим параметрам он всё равно рабочий. Как мы работали честно и четко, так и будем продолжать. Поэтому в данном случае для меня неважно, юбилейный он или нет, но нам хотелось собрать всех лауреатов за 20 лет и вывести их на сцену. Это, конечно, работа сложная, поскольку все разъехались. Но мы пытаемся привезти и тех, кто участвовал в первые годы «Кинотавра», когда существовало два конкурса: «Кино для всех» и «Кино не для всех». Я надеюсь, что нам удастся показать наших героев, лауреатов, и мне кажется, что это будет важный и трогательный момент для фестиваля «Кинотавр».
Хочется отметить, что мы за последние годы часто встречались с директорами фестивалей, которые тоже считаются национальными, имеют официальный статус, проходят с красными дорожками, со звездами... И мы подписали декларации о сотрудничестве и несколько лет обменивались призерами. Хочу подчеркнуть: в данном случае это не пафос и не понт, «Кинотавр», действительно, самый крупный фестиваль национального кино в мире – по количеству показанных фильмов, гостям и бюджету. Мы, действительно, стали похожи на большой кинофорум.

Корреспондент:
Кроме программы, что имеет для вас принципиально важное значение?

С.Алиева:
Безусловно, это СМИ. Мы все годы приглашали, и будем приглашать прессу на фестиваль. Нам важно, что о нас пишут, но мы никогда не будем сводить счеты с теми, кто как-то нелестно о наших картинах отозвался. Тут каждый делает свою работу.
Не обижаемся на продюсеров, которые тоже иногда стараются объявить нас врагами потому, что их фильм не прошел в конкурс. Они тоже делают свое дело, их тоже искренне жаль. Потому что они тратят год жизни, кучу денег, а потом их не отбирают. Но сейчас бум российского кино. За последние 3 года очень много частных инвестиции пришло в кинематограф. В итоге отбор ужесточился. Взять в конкурс 14 -15 картин, действительно, сложно.

Корреспондент:
Считаете ли Вы, что Кинорынок полезен «Кинотавру»?

С.Алиева:
Конечно, полезен. Очень часто картины, которые я не брала на фестиваль, презентовались на рынке. Во всяком случае, советовала находить людей, работать с фильмами, заниматься маркетингом, которого сегодня, к сожалению, не хватает именно российским картинам. Поэтому я считаю сплетение кинофестиваля с кинорынком необходимым. Мы должны сращиваться. Мне очень нравится, как работает Берлинский кинорынок: это большое финансовое подспорье и для самого фестиваля. И тот поток, который формируется из неотобранных в официальные программы фильмов, включает в себя очень много хороших картин. Ведь отбор – есть отбор: это определенное мнение определенных людей. Награды связаны с мнением жюри. А есть невошедшие в официальные программы фильмы, которые я смотрю, и часто они совсем не хуже тех, что представлены в конкурсе. Это очень важно.
Впервые «Бюллетень кинопрокатчика» на сочинском рынке опубликует все интервью с участниками нашей конкурсной программы.

Корреспондент:
Насколько важна для фестиваля программа «Короткий метр»?

С.Алиева:
Своим коротким конкурсом мы сами себе стали помогать. И не только себе, но и индустрии. Конкурс «Короткий метр» становится местом, где находятся, как правило, молодые талантливые студенты. Короткое кино – это, в основном ВГИК и Высшие курсы. Мы привозим их в Сочи, и там происходит самое главное: их видит продюсер, приглашает на проект, и на следующий год человек приезжает к нам со своим полным метром. Так случилось конкретно с Алексеем Мизгиревым, которого я нашла во ВГИКе, показала его фильм «Увольнение», он познакомился с продюсером, запустился на «Кремень», с которым получил два приза «Кинотавра» и призы многих других фестивалей, поездки по миру, фильм купил один из главных каналов немецкого телевидения: это большой серьезный успех. И сейчас он у нас участвует в конкурсе со своей новой картиной.
Подобное произошло и с Анной Меликян, и с Колей Хомерики, и с Валерией Гай Германикой, и с Игорем Волошиным, и с Бакуром Бакурадзе… И это здорово, что мы начинаем быть такой реальной подпиткой для кинематографа в целом. И это самое ценное, что мы каждый год помимо звезд и известных мастеров можем найти и показать стране молодых и внятных авторов.

Корреспондент:
Какие интересные внеконкурсные программы ожидают нас на «Кинотавре»?

С.Алиева:
Есть принципиально важные для меня программы. Одна из них – ретроспектива, которую не видел никто и никогда, во всяком случае, в России, за исключением узкого круга профессионалов. Это ретроспектива «Россия вне России», составленная Натальей Нусиновой из уникальных фильмов русской эмиграции. Мне хочется, чтобы все кинематографисты посмотрели эти фильмы. Ретроспектива включает в себя работы ведущих кинорежиссеров русской и европейской эмиграции первой волны: Яков Протазанов, Александр Волков, Станислав Старевич, актер и режиссер Иван Мозжухин. Русский Голливуд заявлен фильмом с участием Михаила Чехова. Я очень люблю историю кино, поэтому для меня это принципиально важная программа. Фильмы, которые необходимо показывать, знать и понимать людям, пришедшим в кино. Многие сегодняшние «профессионалы» малообразованны, малоинформированны, не знают историю кино и абсолютно не понимают мировой киноконтекст.
Помимо «России вне России», на площади у нас будет проходить ретроспектива «Мосфильму – 85, и он всё смеется», подготовленная Сергеем Лавреньевым. Выяснилось, что все рейтинговые мосфильмовские комедии за последние 20 лет ушли на ТВ. И все забыли, что это были кинофильмы для большого экрана. В ретроспективу входят такие известнейшие комедии, как «Мимино», «Девчата», «Верные друзья»…

Корреспондент:
А помимо ретроспектив и традиционных программ, какие ожидаются интересные события, мероприятия?

С.Алиева:
Очень важно, что у нас будет три круглых стола. Один организован совместно с Кинорынком «Кинопроцесс после дефолта (1999-2008): итоги и уроки», делает его журнал «Кинопроцесс» в лице главного редактора Вячеслава Шмырова и Интернет-портал «ПрофиСинема». Будем обсуждать проблемы кризиса, поскольку такая заявка поступила от участников Кинорынка. Они хотят услышать теоретические доклады и практические предложения по поводу конкретных действий.
Андрей Плахов проведет большой круглый стол «Международные фестивали и международная ко-продукция». С докладами выступят представитель ко-продукционного центра из Европы Мирослав Могорович, отборщик МКФ «Санданс» Джон Нейн. Фестивали во всем мире стали местом, где в различных формах питчингов, рынков кинопроектов зарождаются ко-продукции. Нам надо учиться наконец работать как вся Европа: и с европейскими государственными фондами, и с международными финансовыми структурами, имеющими интерес в кинобизнесе. Например, в Италии можно назвать всем известную марку «Бенетон».
Третий круглый стол, проводимый журналом «Искусство кино» в лице Даниила Дондурея, называется «Как мы готовили кризис в кино». Думаю, что это будет один из самых острых, жестких, болезненных обменов мнениями. Жалко, что кризис может спугнуть инвесторов, и они уйдут из кино, огромное количество кинематографистов и технического персонала останется на улице, с одной стороны. С другой стороны, забавно, что зарплата осветителя в России в десятки раз больше зарплаты врача. И это смешно, потому что, действительно, неправильно. Но сейчас время, наверное, как-то отредактирует эту ситуацию.

Корреспондент:
Какие постоянные сложности есть у фестиваля?

С.Алиева:
Фестивали были и будут конфликтной зоной. Мы отбираем фильмы и всегда находимся между теми, кто их создает, и теми, кто их смотрит: прессой, рынком, обычным зрителем. И получается, что как бы несем ответственность, за то, что не снимали. И иногда возникают конфликты. Пресса часто недовольна фильмами, а продюсеры, честно скажу, недовольны прессой. И получается, что мы находимся между двух бушующих стихий. По-моему, если наши фильмы так сильно задевают фестивального зрителя, то нам только плюс. Единственное, с чем я абсолютно не согласна, так это с разговорами типа: «почему у вас много негативных фильмов и мало позитивных?». Кинофестиваль – площадка художественной экспертизы, а не морально-этической.

Корреспондент: То есть Вы отбираете картины не по тематическому, а по качественному уровню?

С.Алиева:
Безусловно, качественному, учитывается все: сценарий, его актуальность, способность фокусировать реальность, внятность в изложении истории, ее эстетическая оригинальность, умение авторов задавать вопросы, возбуждать эмоции, напрягать интеллект, - в общем, критериев не мало… Но тематический момент при отборе мне все-таки интересен. Например, в этом году было много картин о Великой Отечественной Войне. Если бы я увидела что-то экстраординарное, свежее, необычное, то с удовольствием взяла бы эту картину. Но, увы, это обычный мейнстрим, не понятно кому адресованный.

Корреспондент:
Какие картины сейчас преобладают по эстетике?

С.Алиева:
Как ни странно, большой поток картин снимается для телевидения. Я не знаю, насколько это сознательно или бессознательно делается, но телевизионная эстетика преобладает.

Корреспондент:
Как сказался кризис на фильмах, пошла ли на экран так называемая «чернуха»?

С.Алиева:
Я вообще не хочу говорить слово «чернуха». Есть современное актуальное кино, которое сегодня в мире в фестивальном секторе имеет свое довлеющее значение. За 20 лет я объездила много фестивалей и вижу, как люди хотят смотреть современное социальное кино, где бы были истории из жизни людей, которые по-настоящему отражали бы сегодняшнюю жизнь со всеми ее вопросами, проблемами, ужасами, или, наоборот, прелестями, где просто бы существовала живая органика жизни. Актуальное кино – это вещь крайне редкая для России, но скажу вам честно, оно максимально будет представлено в этом году в Сочи. Это картины о поиске любви и счастья. Неважно, кто герои: дети, мужчины или женщины. Для меня важно, что это очень личные, драматические картины и, порой, трагические. Конечно, все ищут любовь, но просто все по-разному. Мне кажется, это и есть тенденция нынешнего года и этого конкурса: поиск простого человеческого счастья. Мы не обойдем стороной и жанровые ленты – у нас будет музыкальный фильм, мелодрама, комедия и романтический триллер. Мы по-прежнему за микс тем и жанров, традиции и эксперимента.

Другие материалы о ХХ Открытом российском кинофестивале "Кинотавр":

Сергей Сельянов - председатель жюри юбилейного "Кинотавра"

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама