Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 мая 2009 16:59

Роман Борисевич: «Фестиваль – это, прежде всего, бизнес, а не благотворительная акция»

Роман Борисевич: «Фестиваль – это, прежде всего, бизнес, а не благотворительная акция»

В преддверие открытия 62 Международного Каннского кинофестиваля и начала работы Российского Павильона, мы встретились с Романом Борисевичем, продюсером фильма-участника конкурса «Особый взгляд» и картин, презентация которых состоится в рамках программы «В фокусе российское кино». Он прокомментировал предстоящие события и рассказал о сегодняшнем состоянии компаний «Коктебель» и «CineMax».

Корреспондент:
В программе «В фокусе российское кино», которая будет проводиться в рамках работы Российского Павильона в Каннах, состоится презентация трех Ваших картин: «
Сумасшедшая помощь» (режиссер Борис Хлебников), «Сказка про темноту» (режиссер Николай Хомерики) и «Волчок» (режиссер Василий Сигарев). Как Вы можете прокомментировать это событие? Перспективны ли такие презентации для Вас как для продюсера? Облегчат ли они дистрибуцию фильмов?

Роман Борисевич:
Организаторы программы выбрали самые любопытные, на их взгляд, российские проекты. Три из них произведены нашей компанией. Польза от презентации состоит только в том, что есть возможность лишний раз напомнить о себе и своих фильмах. На мой взгляд, это имеет значение исключительно для людей заинтересованных – для круга профессионалов, который не очень велик. Такие презентации могут привлечь только выехавших в Канны россиян. Тем не менее, подобные мероприятия нужны. Не могу сказать, что это как-то повлияет на прокат фильмов. Зарубежные дистрибьюторы очень грамотны и опытны, они работают на высоком уровне и намного раньше узнают о проектах, которые могли бы их заинтересовать. Фестивальные картины привлекают их внимание только, когда они уже попали в конкурс и были удостоены какой-нибудь награды. В этом смысле лишь фестивальные призы являются двигателем продаж.

Корреспондент:
Представьте, пожалуйста, Ваши три картины.

Роман Борисевич:
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова уже многим известна, у нее своя фестивальная судьба. Фильм путешествует по миру. В России первый показ «Сумасшедшей помощи» состоится на «Кинотавре».
В фильме Николая Хомерики сыграла замечательная актриса Алиса Хазанова, ее пока мало кто знает, но после этой роли, я надеюсь, на нее обратят большее внимание. «Сказка про темноту» снималась в кризис, поэтому дешевле других картин. Я благодарен Николаю за то, что он был готов идти на компромиссы. По производству это была самая беспроблемная картина.
«Волчок» - первый фильм Василия Сигарева, известного драматурга. В картине дебютировала актриса Яна Троянова. Это очень дорогая для меня работа. Во время ее производства все время возникали организационные трудности, хотя по сути ничего сложного в ней нет. Я люблю этот фильм, как самого непослушного ребенка. Бюджет картины $ 1,5 млн., что немало для дебюта.

Корреспондент:
Какие новые возможности предоставляет Вам работа Российского Павильона в Каннах?

Роман Борисевич:
Если раньше на Каннском фестивале с коллегами по цеху можно было столкнуться лишь случайно в каком-нибудь кафе или на бегу, то сейчас появилось место для встреч с нужными людьми. В Москве собрать всех достаточно сложно, даже созвониться не всегда удается. Павильон объединяет россиян, работающих в кинобизнесе. Это еще одно место, где можно наладить контакты. По моему опыту, на таких встречах решается много важных задач.

Корреспондент:
Примите ли Вы участие в деловой программе Российского Павильона?

Роман Борисевич:
Безусловно. Это очень важно. У нас есть вторая компания «CineMax», которая занимается дистрибуцией коммерческих фильмов, в основном, выпуском DVD и сотрудничеством с телеканалами. Иногда бывают и кинотеатральные выпуски – до сего момента их было немного, но с нового года станет больше. В связи с кризисом произошло сильное падение возврата средств от проката зарубежного кино. Об этом на пресс-конференции, посвященной работе Российского Павильона, говорил Дмитрий Литвинов, когда представлял деловую программу. Наблюдается падение DVD-продаж. Временно приостановлено сотрудничество с телевидением – они ничего не покупают, поскольку пересматривают цены. Зарубежные партнеры не хотят в это верить. На мой взгляд, они всегда относились к России несколько пренебрежительно и достаточно формально. Мы не можем убедить их в объективных причинах снижения прибыли, а ведь стоимость доллара увеличилась на 30%. Зарубежные партнеры высокомерно отвечают, что нужно мыслить позитивно, что сейчас всем тяжело и что все это наши проблемы. Если российские дистрибьюторы выступят единым фронтом, есть вероятность поумерить требования иностранных агентов.

Корреспондент:
Затронул ли кризис Вашу производственную компанию «Коктебель»?

Роман Борисевич:
Пока, честно говоря, мы только доделываем проекты, которые были запущены либо до кризиса, либо в самом его начале. Хотя съемки фильма Николая Хомерики «Сказка про темноту» пришлись на октябрь-ноябрь прошлого года. Все, более или менее, благополучно. Следующий запуск, скорее всего, будет сделан не раньше следующей весны. Тогда, я думаю, все уже встанет на свои места, и мы сориентируемся, поймем, как правильно действовать.

Корреспондент:
Как Вы можете прокомментировать участие картины Николая Хомерики в программе 62 Международного Каннского кинофестиваля? Стало ли это для Вас неожиданностью?

Роман Борисевич:
Сложно комментировать мнение отборочного комитета – их предпочтения всегда субъективны. Каждый год у них разные критерии оценки. Отчасти я понимаю, почему в основном конкурсе нет российских картин. К сожалению, у нас нет достойных претендентов: надо, чтобы либо фильм был просто выдающийся, либо, чтобы имя режиссера было уровня Н.С.Михалкова, не ниже. Основной конкурс – лицо кинофестиваля. Программа «Особый взгляд» - срез мирового кинематографа. Не стоит забывать, что фестиваль – это, прежде всего, бизнес, а не благотворительная акция.
Мы надеялись на участие, но рассчитывали, что будет отобрано большее количество фильмов. Выбор картины Николая Хомерики – приятная неожиданность. Мне кажется, что каждый продюсер, снимая кино, подходящее по срокам, надеется попасть на Каннский фестиваль, независимо от того, коммерческий фильм или наоборот, плохая картина или хорошая. Наши надежды оправдались, и это очень приятно.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с режиссерами. Как Вы их для себя открываете? С большинством из них Вы работаете неоднократно – как складывается творческий тандем?

Роман Борисевич:
Я очень внимательно присматриваюсь к режиссеру, даже не как к творческой единице, а как к человеку: легко ли мне с ним общаться. Хотя профессиональные навыки не менее важны. Не то чтобы я хожу и кого-то выбираю. Борис Хлебников и Алексей Попогребский сами меня нашли. Они предложили свой проект, мы рискнули. В ходе совместной работы появилось доверие и взаимопонимание.
Случайно мне в руки попал сценарий Василия Сигарева. Текст мне очень понравился. Я пытался этот сценарий купить. Василий сказал, что не намерен его продавать, что хочет сам снимать по нему фильм. Мы достаточно долго пререкались, переписывались, созванивались, потом решили рискнуть. Никто из нас друг друга хорошо не знал. Мы виделись на тот момент всего один раз. Василий живет в Екатеринбурге. Общаясь с ним, я почувствовал, что сотрудничество возможно, понял, что он не подведет. Василий не то что не подвел, он превзошел мои ожидания.
Николай Хомерики случайно обратился ко мне со своей задумкой. Мы нашли общий язык и поняли, что стремимся к одной цели. Определив ориентиры, отправились в плаванье.
Кроме Николая, ни у кого нет режиссерского образования. У меня самородки вызывают больше доверия. Выученность сразу видно – фильмы получаются конъюнктурными, в них нет самобытности и желания человека поделиться с окружающими собственным видением проблемы.

Другие материалы по теме:

Основной конкурс "Кинотавра"

Российский павильон в Каннах расширяется

Канны 2009: «Особый взгляд» на две российские картины

Российский Павильон на 62-м Каннском Международном кинофестивале: Основные события

Автор:
Мария Мухина
Реклама