Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 июля 2009 13:59

В глубинах океанских вод

В глубинах океанских вод

6 августа 2009 года в российский прокат выйдет полнометражный документальный фильм в трехмерном формате «Большое путешествие в глубь океанов 3D» (дистрибьютор – кинокомпания «Люксор»). Команда под началом капитана Жана-Мишеля Кусто, сына легендарного исследователя Мирового океана, в течение семи лет снимала подводный мир на расстоянии «вытянутой руки». Создатели картины – режиссер Жан Жак Мантелло, сценарист Франсуа Мантелло и оператор Гевин МакКинни – дали эксклюзивное интервью порталу ПрофиСинема.

Братья Мантелло имеют богатый опыт документальных съемок глубин океана в формате 3D. Их первая короткометражная работа вышла в 1991 году и сразу же получила приз зрительских симпатий на Международном фестивале фильмов о подводном мире. Впоследствии братья создали всемирно известные картины «Чудеса Океана 3D», «Акулы 3D», «Дельфины и Киты 3D».

Корреспондент:
Мы видели почти все ваши картины про подводный мир, снятые для кинотеатров IMAX. Большое спасибо за то, что предоставляете киноманам возможность увидеть скрытые под водой красоты. Чего стоит ожидать зрителям «Большого путешествия в глубь океанов 3D»? С какой целью вы решили осуществить этот проект?

Жан Жак и Франсуа Мантелло:
В отличие от других наших документальных работ, «Большое путешествие в глубь океанов 3D» имеет богатую систему персонажей – в картине представлено более сорока разновидностей подводных обитателей. Фильм длится 85 минут, за это время зрители смогут увидеть рыбу-молот, китов-полосатиков, очаровательных слизней, морских коньков и других удивительных существ. К сожалению, большинство из них находится под угрозой исчезновения из-за разрушительной деятельности человека. Например, 80-85% видов акул были истреблены людьми, с жадностью охотившимися на них. Снимая «Большое путешествие в глубь океанов 3D», как и предыдущие картины о подводном мире, мы преследовали цель рассказать о современном состоянии океанов, страдающих от тотальной индустриализации. Для этого было необходимо соединить наше беспокойство об окружающей среде с опытом по производству документальных фильмов. Океаны – источник жизни на Земле, поэтому все, что происходит с водным покровом планеты, влияет на каждого из нас. Если океаны больны, если они страдают, то людям не избежать той же участи. Мы хотим, чтобы, посмотрев наш фильм, зрители осознали необходимость заботиться о подводном мире и его обитателях.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о технической стороне съемок, о процессе погружения на глубину с 3D-камерой. Использовались ли батискафы? Или все делалось вручную? Как долго длились съемки? Сколько человек принимало участие в съемках одного эпизода?

Жан Жак и Франсуа Мантелло:
Мы использовали стандартные цифровые камеры Sony HDW-F900 и HDW-750, но были вынуждены самостоятельно сконструировать специальное подводное оборудование, способное для создания трехмерного изображения вместить в себя одновременно две камеры. Первое такое оборудование весило почти триста фунтов, оно было неповоротливым и непрактичным. Требовался кран для того, чтобы опустить его в воду, а затем поднять обратно. Перемещать это оборудование нужно было на большой лодке, в то время как во многие места съемок добраться могла только надувная лодка типа «Зодиак». Все перечисленные неудобства заставили нас начать разработку нового дизайна оборудования. Нам удалось сократить его массу до ста пятидесяти фунтов. Менее громоздкий дизайн, ко всему прочему, позволил камерам легко проникать в места обитания многих подводных жителей и приближаться к ним. Около двадцати лет мы снимаем 3D-фильмы о подводном мире. За это время нам пришлось научиться создавать объемное изображение, для этого нужно выстаивать кадры не так, как при создании обычного кино. Однако самым главным уроком стала выработка невероятного терпения, необходимого для съемок подводных обитателей. В отличие от большинства режиссеров, работающих со штатом актеров-профессионалов, мы снимали диких «звезд», поведение которых невозможно предсказать. «Большое путешествие в глубь океанов 3D» - результат двадцати пяти экспедиций по всему миру, совершенных в течение семи лет. Численность команды все время менялась. В среднем нас было от десяти до пятнадцати человек, однако в особо сложные экспедиции, когда снимать приходилось в труднодоступных местах, отправлялось не больше пяти профессионалов.

Корреспондент:
С какими трудностями приходилось сталкиваться во время съемочного процесса? Больше всего хлопот доставили животные: как они реагировали на камеры? Насколько опасно находиться в непосредственной близости от битвы между двумя китами?

Жан Жак и Франсуа Мантелло:
Съемки под водой не менее опасны съемок на суше. Нужно просто быть все время бдительным. Нельзя забывать, что вторгаешься на территорию диких животных. В этой ситуации необходимо следить за ними и стараться вести себя как можно скромнее. Несчастные случаи могут произойти, когда обитатели подводного мира напуганы или взволнованы, особенно, если их детеныши где-то поблизости.

Гевин МакКинни был оператором на пяти фильмах, вошедших в легендарную франшизу приключений Джеймса Бонда, четвертой части «Челюстей», картинах «Всплеск», «Бездна», а также всех проектах компании «3D Интертейнмент», финансировавшей работы братьев Мантелло. Он как никто другой знает, как снимать в экстремальных условиях – на глубине океанов.

Корреспондент:
Подводная съемка – очень сложная работа. Расскажите, пожалуйста, о специфике Вашей деятельности. Как Вы следите за животными? Как ловите нужный ракурс?

Гевин МакКинни:
Главное в моей работе – терпение. Животные не должны видеть в тебе опасность, им должно быть комфортно в своем мире, только в этом случае съемка будет удачной. Ракурс выбирают они, а не я, особенно, если речь идет о крупных особях. Мне всегда нужно быть наготове. Обычно я пытаюсь предугадывать их последующие действия. Иногда оказываюсь правым, иногда – ошибаюсь. Когда кроха-кит любопытствует и подплывает близко, чтобы рассмотреть меня, может стать страшно, однако это уникальный момент, который ни в коем случае нельзя упустить. Нужно сохранять спокойствие и помнить о том, что находишься в их мире. Человеку гоняться за животным бесполезно – маленький ребенок, только научившийся ходить, никогда не поспеет за взрослым.

Корреспондент:
Какие опасности неминуемы во время подводных съемок?

Гевин МакКинни:
Несмотря на то, что я очень уважительно отношусь к животным, иногда они могут разнервничаться. Особенно, когда самка начинает беспокоиться за своего детеныша. Такие ситуации могут быть опасными. Я всегда стараюсь избегать вторжения между ними, но все возможно, если вдруг они меняют направление. Детеныш может подумать, что я хочу с ним поиграть, а самка – испугаться, что я нанесу вред малышу. Когда большой кит использует свой хвост в качестве оружия, он способен запросто убить человека. Поэтому нужно держаться подальше от хвоста, если вдруг животное начинает волноваться.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, как снимался эпизод, в котором два кита бьются друг с другом. Как удавалось следить за животными во время битвы? Какие приемы использовались, чтобы заснять все детали?

Гевин МакКинни:
Когда имеешь дело с быстро передвигающимися китами, такими, как киты-полосатики, бессмысленно пытаться догнать их. Нужно запастись терпением и осесть в том месте, куда они, предположительно, должны приплыть. Можно ошибиться и потратить время впустую, но возможен и положительный результат. Это ожидание весьма утомительно, зачастую разочарование неизбежно. Однако, как я уже сказал, иной раз оно может подарить удивительные кадры. Таким стал эпизод битвы двух китов-полосатиков.

Корреспондент:
В чем принципиальное отличие фильма «Большое путешествие в глубь океанов 3D» от других подобных картин?

Гевин МакКинни:
Снимая «Большое путешествие в глубь океана 3D», как и другие наши картины, мы преследовали следующую цель. У зрителей должно возникнуть ощущение, будто они на самом деле погружаются в подводный мир. С форматом 3D этого добиться намного легче.

Корреспондент:
Чем вас привлекает подводный мир? Хотели бы Вы стать человеком-амфибией из известной повести А.Р. Беляева?

Гевин МакКинни:
Находясь под водой, неважно, для работы или для развлечения, я отдыхаю. Ощущение невесомости дарит невероятное чувство свободы. Я попадаю в другой мир. Возможно, астронавты ощущают то же самое, когда оказываются в космосе. Мне кажется, каждый, кто любит дайвинг, мечтает погрузиться под воду без специального снаряжения и без перепадов давления. Я бы очень хотел оказаться на глубине и пробыть там какое-то время без соответствующего риска. Наверное, скоро появятся технологии, которые смогут это позволить. Однако сейчас мы не должны забывать, что человек не очень хорошо плавает, по сравнению с животными, обитающими в глубинах океана.

Реклама