Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 сентября 2009 11:29

Игорь Майборода: «Хотя фильм создан для «глубокого» зрителя, я рассчитываю на широкую аудиторию»

Игорь Майборода: «Хотя фильм создан для «глубокого» зрителя, я рассчитываю на широкую аудиторию»

Премьера фильма «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» состоялась на 30 Московском Международном фестивале. С тех пор лента была показана еще на семи фестивалях в пяти странах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, Роттердаме, Иерусалиме и Вроцлаве. И вот наконец картина добралась до самого демократичного отечественного кинофестиваля – 1 сентября 2009 года в киноклубе «Эльдар» фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» смогли увидеть зрители VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» - показ этой документальной картины прошел в рамках программы «Арт-линия». Мы встретились с режиссером ленты Игорем Майбородой и поговорили о том, как проходили съемки, об отношениях Георгия Рерберга и Андрея Тарковского, целевой аудитории фильма и многом другом.

Корреспондент:
Насколько нам известно, Георгий Рерберг читал один из Ваших сценариев и согласился работать над его воплощением на экране. Расскажите, пожалуйста, о своем общении с великим оператором? О чем был тот сценарий? Почему фильм не был завершен?

Игорь Майборода:

Мы познакомились с Георгием Ивановичем за полтора года до его смерти. Он согласился  снимать художественный фильм по моему сценарию – историко-приключенческую мелодраму «Вера, надежда, кровь», главными героями которой были Ленин и Маннергейм. Съемки начались в Финляндии, сопродюсером с финской стороны был Аки Каурисмяки. В процессе работы наши «производственные» отношения переросли в дружеские, но продолжению съемок в России помешал дефолт 1998 года. Появилось много свободного времени, мы очень часто встречались с Георгием Ивановичем в его квартире в Брюсовом переулке, за тем самым столом, покрытым идеально белой накрахмаленной скатертью, который показан в моем фильме и который помнят все, кто бывал у него. Рерберг очень тяжело переживал вынужденное безделье – тогда даже рекламу, съемки которой были для него какой-то творческой отдушиной, не снимали. И еще он очень переживал, что никак не может найти близкий ему по духу сценарий или материал, из которого он сделает именно свой фильм. Георгий Иванович рассказывал мне очень интересные истории из своего детства и юности, причем рассказывал так, что они зримо вставали перед глазами – как маленькие фильмы. Однажды я узнал от Рерберга, что одна из самых «кинематографичных» новелл «Зеркала» - это история из его детства, во время съемок фильма он рассказал ее Андрею Тарковскому и режиссер решил ее взять в картину. Я сказал Георгию Ивановичу, что, как мне кажется, «его фильмом» будет фильм, снятый по его воспоминаниям. Помолчав, он вдруг сказал: «Давай это делать с тобой».
Как я сказал, съемки нашего фильма «Вера, надежда, кровь» остановились, и мы в порядке дальнейшего развития проекта послали сценарий с предложением сыграть роль Ленина известнейшему Клаусу Марии Брандауэру. Предложение его заинтересовало, и он, наконец, нашел возможность приехать в Москву во время международного кинофестиваля 1999 г. С этим известием я приехал к Георгию Ивановичу, как оказалось, в последний раз. Рерберг предложил встретиться с актером у него дома. Но встретились они в церкви недалеко от дома Рерберга – Брандауэр пришел на его отпевание.
После смерти Рерберга тот фильм о нем, который должен был снимать он сам, стал невозможен. Осталась возможность снять документальный фильм о нем и его замечательном роде художников, архитекторов и музыкантов.

Корреспондент:
Что для Вас лично значит имя Андрея Тарковского?

Игорь Майборода:

Я, как и люди моего поколения, жил во времена идеологизации искусства, я работал на телевидении и знал, что из этой идеологизации вырваться практически невозможно. Фильмы Андрея Арсеньевича Тарковского стали для меня, как и для многих людей, живших в одно время с ним, маяком, примером возможности преодоления идеологических запретов и высокого художественного вкуса. В начале 80-х годов я сделал арт-перформанс «Диалог через века» по фильмам А. Тарковского «Андрей Рублев» и «Сталкер» -  диалог между представителями «творческой интеллигенции» прошлого и будущего, Андреем Рублевым и Писателем, который, кстати, был запрещен в связи с невозвращением режиссера из-за границы. А по поводу моего короткометражного фильма по мотивам рассказа Ю.Олеши «Любовь», снятого в конце 80-х, Никита Михалков сказал, что он  «сделан под звездой Тарковского».

Корреспондент:
Чем Вас заинтересовали отношения Георгия Рерберга и Андрея Тарковского? Почему захотелось обнародовать подробности их конфликта?

Игорь Майборода:

После мировой премьеры фильма на 30-м Московском международном кинофестивале журналисты назвали фильм манифестом XXI века – «Интеллигенция, которую мы потеряли», и это признание совпало с моей целью – я делал фильм об интеллигентности и о том, как выдавливали интеллигентность, а не о конфликте Тарковского и Рерберга. Эта частная история воплощает и отражает в себе самое «живое» общее, она помогает обобщить и понять, что, как и почему произошло с людьми и со страной в последние годы.
История создания фильма «Сталкер» долгое время оставалась одним из белых пятен в истории кино. Первая публичная информация о ней содержалась в изданных после смерти А.Тарковского за пределами России дневниках – режиссер резко и беспощадно обвинил во всех бедах, сопровождавших работу над картиной, своих друзей и соратников. Фильм  «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» сделан по принципу фильма Акиры Куросавы «Расемон» - он дает возможность высказаться обвиняемым и свидетелям съемок, и выясняется, что не все было так однозначно, как описывается в опубликованных дневниках режиссера. На съемках фильма разыгралась настоящая человеческая трагедия. «Сталкер» испортил будущее одних участников и сократил жизнь других. И мой фильм  не скандальный, а трагический, и не о скандале, а о горькой правде. «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» - это исследование, которое велось долго и тщательно, несколько лет, материалы для него были найдены в нескольких странах, в нем примерно 80% нового, неизвестного зрителям.
Я понимаю тех поклонников А.Тарковского, которых может шокировать лента – меня самого эти новые факты и свидетельства «разлучили» с прежними иллюзиями. Но фильм нисколько не посягает на величие Тарковского, он напоминает, что кино – искусство коллективное, и совместная работа с достойными профессионалами не только взаимообогащает, но и требует взаимоуважения. А еще напоминает, что, как считали гуманисты эпохи Возрождения, «торжество разума и красоты на земле наступит только тогда, когда люди научатся уважать мнение других людей». И это должны не забывать ни сторонники А.Тарковского, ни сторонники Г. Рерберга. Кстати, недавно была издана книжка Лейлы Александер-Гаррет, переводчицы, работавшей с А.Тарковским и знавшей, как он жил во время его зарубежного периода жизни, которую помогла ей издать сестра режиссера – Марина Тарковская. Думаю, содержание этой книги шокирует фанатичную часть поклонников А.Тарковского еще больше, чем мой фильм.
Кстати, «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» был показан на восьми фестивалях в пяти странах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, Роттердаме, Иерусалиме и Вроцлаве, и нигде не оставил зрителей равнодушными. Самым большим достижением я считаю то, что после показа фильма очень многие зрители, и прежде всего молодежь, говорили – «а теперь я хочу посмотреть фильмы Тарковского, и прежде всего «Зеркало» и «Сталкер».
А мне, как и многим другим поклонникам творчества А.Тарковского, обобщенные в моем фильме материалы о съемках «Сталкера» помогли лучше понять его и особенно его последние зарубежные фильмы.
Во время мировой премьеры на Московском кинофестивале, ребята из службы подготовки кинопоказа поделились со мной своим наблюдением: фильм ругали те, кто не смотрел его, а те, кто его видел, говорили что он хороший. Так что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать как его ругают те, кто не видел.

Корреспондент:
Где Вы брали материалы для своей документальной картины «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»»? Люди, знавшие двух гениев отечественного кинематографа, охотно делились с Вами своими воспоминаниями?

Игорь Майборода:

Прежде всего, я благодарен вдове Георгия Рерберга, актрисе Валентине Титовой, которая позволила мне разобрать его фото и видеоархив, и оказала большую помощь и поддержку. Наше телевидение, к сожалению, не посчитало необходимым снимать при жизни оператора Рерберга, единственный фильм о нем был снят во время семинара по операторскому мастерству в Дании, на родине его предка Яна Рерберга, переехавшего в Россию по приглашению Петра Первого. Мы все должны быть благодарны за те бесценные интервью, которые взяли у Г. Рерберга режиссеры Иван Дыховичный и Евгений Цымбал, и за съемки  мастер-классов,  снятые ребятами из Московской киношколы.
Когда я говорил людям, что делаю фильм о Рерберге, их лица теплели, у многих с Гошей были связаны самые теплые воспоминания, поэтому они всегда шли навстречу. Чтобы сделать полноценный фильм, сбор материалов  вышел за пределы Садового кольца – в последние годы людей, которые имели отношение к Рербергу и к «Сталкеру» очень сильно разбросало, они оказались на бескрайних просторах СНГ, и в дальнем зарубежье – Польше, Дании, Словении, Голландии.
И еще я очень благодарен всем тем, кто оказал помощь в непростом производстве этого технологически сложного фильма, и прежде всего лаборатории «Саламандра», директор которой Эдуард Гимпель  работал  с Георгием Рербергом и Божене Масленниковой, которая была цветоустановшиком на многих фильмах, снятых этим замечательным мастером, в том числе «Зеркале» и «Сталкере», так что в «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» зрители имеют возможность увидеть на киноэкране фактически оригинальное изображение Рерберга.
Операторская работа в фильме – коллективная, лучшие операторы России согласились безвозмездно участвовать в проекте, это их, своего рода, «tribute to Rerberg» - приношение Рербергу как коллеге и Мастеру.
В конце фильма 3 минуты идут титры, в которых я смог упомянуть далеко не всех, кто отдал частичку добра, частичку души, чтобы состоялась эта картина.

Корреспондент:
В аннотации к фильму «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» заявлено, что картина входит в документальный кинороман «Рерберг». Значит ли это, что Вы планируете снять продолжение? Каким событиям из жизни великого оператора оно будет посвящено?

Игорь Майборода:

Из снятого материала смонтирован начерно на видео шестичасовой кинороман «Рерберг». В киновариант «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» продолжительностью 2 часа 20 минут, вошли киноновеллы «Хроники «Сталкера», «Обратно в «Зеркало» (фрагмент новеллы о фильме «Зеркало») и «Пролог», «Автор изображения», «Эпилог», которые представляют собой дайджест некоторых новелл из шестичасовой версии. Думаю, выйдет еще пара отдельных фильмов, будет хороший телесериал, и, возможно, издание на DVD. Будущих зрителей ждут новые открытия.

Корреспондент:
Хронометраж фильма достаточно велик – 140 минут, в то время как современный зритель избалован голливудским стандартом в 90 минут. Какова целевая аудитория Вашего фильма? Какой реакции зрителей Вы ожидаете?

Игорь Майборода:

Сейчас у всех свои представления о кино и его длительности, к примеру, 20-летний студент-математик, которому было предложено посмотреть фильм, заявил, что документальный фильм не должен быть больше 50-ти минут. Ему сказали, что он может посмотреть эти 50 минут и выключить фильм, но, как он сам признался, посмотрев весь фильм – он не смог выключить – история увлекла его. Кстати, многие из смотревших картину подтвердили, что фильм смотрится легко и на свои 140 минут не тянет. Думаю, что исключение составят лишь случайные зрители.
Между прочим, 140 минут – верхний потолок, рекомендованный «голливудскими инженерами человеческих душ» для художественных фильмов. Но я об этом узнал, когда уже закончил свою картину. Просто для того, чтобы высказать в «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» то, что я хотел, понадобилось именно 140 минут.
Хотя фильм создан для «глубокого» зрителя, я рассчитываю на широкую аудиторию – показы на кинофестивалях показали, что это возможно – фильм смотрела и молодежь, и «не молодежь».

Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера

Реклама