Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 сентября 2009 17:55

Иван Дыховичный: «Для меня нет границ эксперимента»

Иван Дыховичный: «Для меня нет границ эксперимента»

В Москве на 62-м году жизни умер Иван Дыховичный. На юбилейном 30-м фестивале «Кинотавр» корреспонденту ПрофиСинема.ру удалось побеседовать с режиссером о фильме «Европа – Азия», который автор считал самым смелым в своей фильмографии. Это, наверное, одно из последних интервью режиссера. Мы решили опубликовать его вместо некролога.

Корреспондент. Спасибо огромное за фильм. Расскажите, пожалуйста, о создании картины.

Иван Дыховичный.

Мы уложились за 30 съемочных дней. Я специально выбрал для съемок Выборг – там огромный световой день. Работать удавалось по 16 часов в сутки. Тяжелее всех приходилось операторам – им нужно было все время держать в кадре большое число людей. Вообще, как вы, наверное, заметили, все действие картины происходит в одном месте. С одной стороны – это плохо, так как нет разнообразия в картинке, с другой - очень мобилизует.

Я решился на такое изображение, какое никогда не снимал. Фильм «Европа – Азия» радикально отличается от других моих картин. Надо себя развивать, надо двигать кино вперед. Многие любят автоцитаты. Я ни одну картину не снял похожей на предыдущие. Конечно, это большой риск – в чем-то я проигрываю, а в чем-то – наоборот. Для меня нет границ эксперимента.

Корреспондент. Почему для фильма Вы взяли пъесу «Европа-Азия» братьев Пресняковых?

Иван Дыховичный. «Европа-Азия» братьев Пресняковых – трудная пьеса. Мне показалось, что в ней есть что-то очень важное. Эта произведение про людей. У нас сейчас больше снимают про бандитов и милиционеров - мне этого не хотелось. В моей картине замечательные второстепенные персонажи: леший, венгры, поющие лирическую и при этом чрезвычайно матершинную песню (ее текст не был переведен на русский язык), Аленушка с братцем Иванушкой, рабочие, Красная Шапочка, избивающая Милиционера, олицетворяющего власть. У нас получились шикарные рабочие. Как-то продюсер сказал мне: «Что-то они у тебя в картине ничего не делают». Но ведь это и есть правда – они и в жизни ничего не делают.

Корреспондент. В картине звучит музыка Сергея Шнурова. Начиная работу над фильмом, Вы уже знали кто будет писать музыку?

Иван Дыховичный. Первым этапом работы над фильмом Европа – Азия стал мой разговор с Сергеем Шнуровым: Мне казалось, что в картине должна быть очень ясная музыка. Я получил огромное удовольствие от работы с Сергеем. У нас уже был удачный совместный опыт - «Копейка». А здесь Сергей не только автор музыки, но и актер.

Корреспондент. Расскажите, пожалуйста, о подборе актеров.

Иван Дыховичный. Я давно хотел снять в кино своего друга Татьяну Лазареву и не пожалел. Она мастерски справилась со своей ролью, прекрасно исполнила чеховские монологи, цитаты из произведений Ф.М. Достоевского. Хочется также поблагодарить замечательных питерских актеров, блестяще исполнивших свои роли.

Корреспондент. Скажите, «Европа – Азия» - это притча, сказка, фарс?

Иван Дыховичный. Мне трудно определить жанр фильма. Что это: фарс, абсурд, балаган, сказочная комедия? Не знаю. Но я точно знаю, для кого снимаю кино. Я своей публике доверяю и не унижаю ее той «пошлятиной», которую производят только ради того, чтобы заработать. Мои фильмы всегда доходили до зрителей. Например, в свое время, «Копейку» никто из кинотеатров не показал, но при этом она в течение пяти лет успешно продавалась у «пиратов».

Я не считаю, что посредством фильмов можно изменить публику, каким бы то ни было образом повлиять на нее. Я не воспитываю зрителя, я живу вместе с ним. Переживаю то, что переживают люди. Я ни выше, ни ниже их, я такой же, как мои герои. Многие талантливые люди, снимающие кино, стремятся чему-то научить других. Кто они такие и кто им давал на это право? Я ни к одному из персонажей своей картины не отношусь плохо, никого из них не осуждаю, ощущая себя там же, среди них, на границе между Европой и Азией.

Реклама