Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 декабря 2009 16:22

Олег Березин: «В следующем году продолжится расставание с иллюзиями»

Олег Березин: «В следующем году продолжится расставание с иллюзиями»

Подходит к концу 2009, достаточно сложный для отечественной киноиндустрии год. В последнее время, в связи с кризисом и, особенно, из-за внимания, проявленного к кино государством, увеличилась активность киносообщества. На конференциях, форумах, круглых столах обсуждаются насущные проблемы отрасли: электронный билет, объединение кинотеатров, распределение государственного финансирования и т.д.
Наш корреспондент побеседовал с одним из ведущих экспертов рынка Олегом Березиным, генеральным директором компании «Невафильм» о положении дел в настоящий момент и перспективах развития кинематографии.

Корреспондент:
Становились ли Вы свидетелем того, как решение какого-то острого, проблемного вопроса было стимулировано обсуждением его на конференциях, форумах и прочих профессиональных встречах?

Олег Березин:

Вряд ли можно привести позитивные примеры, но не потому, что у кинопоказчиков проблемы с общением. Просто встреч очень мало. Попытки собрать представителей кинотеатров предпринимались нередко, в том числе и на кинорынках. Однако обычно собиралось не более десяти-пятнадцати человек. Однажды Александр Прохоров, директор киносети «Премьер-зал», попытался организовать общение в рамках Екатеринбургской Национальной Ассоциации кинотеатров, но ничего не вышло.
Дискуссия с участием большого числа представителей кинотеатров впервые состоялась лишь в 2008 году в рамках форума «КиноЭкспо». В сентябре 2009 года деловая встреча владельцев и управляющих киносетей и кинотеатров прошла во второй раз, и обсуждение получилось. В зале оказались представители и крупных сетей, и региональных кинотеатров, и государственных, и частных киноплощадок.

Корреспондент:
Когда впервые представители кинотеатров обсудили систему электронного билета? Была ли у них возможность повлиять на принятие этого законопроекта?

Олег Березин:

Про электронный билет много говорилось в прошлом году. Однако, организуя встречу в 2008 году, мы не ставили задачу что-то решить – тогда нужно было обсудить, выяснить, что это за система. На мероприятие были приглашены заместитель Министра культуры РФ Александр Алексеевич Голутва, дистрибьюторы, владельцы киносетей. В ходе беседы выяснилось, что каждый по-своему представлял себе работу системы электронного билета.
Кто-то предполагал, что это – единый бланк, единая форма билета или что система придумана для борьбы с утаиванием кассовых сборов. Тогда Александр Алексеевич Голутва разъяснил, что система электронного билета предназначена для сбора данных от кинотеатров. Потом случился кризис, и все надеялись, что про эту идею забудут. Оказалось, не забыли. И у кинопоказчиков не было возможности предложить что-то свое. На сегодняшний день у них нет права голоса. Никто не может прийти и сказать: «Я представляю мнение владельцев кинотеатров. Мы предлагаем…».
В этом году в дискуссии на форуме «КиноЭкспо» участвовал Игорь Каллистов, заместитель начальника Департамента кинематографии Министерства культуры РФ. Его слова были следующими: «Ребята, вы можете здесь обсуждать, что угодно – но мы все равно эту систему проведем в жизнь». Решение о ее разработке принималось десять лет назад, теперь деваться некуда, федеральную программу нужно реализовывать. И неважно, как и что система будет считать, неважно, что она физически не в состоянии контролировать честность человека, вводящего информацию, главное – это будут официальные данные.

Корреспондент:
Что в системе электронного билета вызывает особое недовольство кинопоказчиков?

Олег Березин:

В ней достаточно много подводных камней. 6 млн. рублей из федерального бюджета выделено лишь на содержание центрального аппарата, куда будут поступать данные от кинотеатров. Приобретать и устанавливать единое оборудование кинопоказчики должны за свой счет. Передача данных потребует наличия в кинотеатрах постоянного Интернет-соединения. Если для москвичей это не представляется чудовищной проблемой, то, поверьте мне, для любого регионального кинотеатра передача информации в режиме онлайн будет затруднительной. В этом качественное отличие процедуры внедрения системы электронного билета от массовой установки контрольно-кассовых аппаратов, произошедшей в девяностые годы. Система электронного билета требует обязательного налаживания Интернет-коммуникации. К тому же, у многих кинопоказчиков есть своя система продажи билетов, на установку которой были потрачены немалые средства. Что в такой ситуации делать? Как новую систему интегрировать с тем, что уже имеется? Или придется все выбросить?

Корреспондент:
Если продолжить разговор про электронный билет, как вы считаете, в Закон о государственной поддержке кинематографии были внесены поправки с учетом мнения представителей прокатчиков и показчиков?


Олег Березин:
Я думаю, никакой вариант не обсуждался с дистрибуторами. Кинотеатры вообще не участвовали в этом обсуждении – это 100 процентов. Министерство культуры реализует федеральные программы, которые оно обязано реализовать, чтобы бюджет нормально финансировался. Но никто не спрашивает кинотеатры «а что вы думаете?», никто не спрашивает дистрибуторов «а что вам надо?».

Корреспондент:
Насколько нам известно, на деловой встрече кинопоказчиков, которая состоялась в сентябре 2009 года в рамках форума «КиноЭкспо», серьезно обсуждался вопрос объединения представителей кинотеатров в общественную организацию. Нужна ли она кинопоказчикам? Каковы итоги этой дискуссии?

Олег Березин:

Моя задача, как организатора встречи, была в том, чтобы спровоцировать дискуссию на данную тему. В ходе обсуждения стало ясно, что у представителей и крупных сетей, и однозальников, и столичных мультиплексов, и региональных кинотеатров возникает ряд общих вопросов, связанных с конкуренцией, с арендными ставками, с программированием и других. Почва для объединения есть, равно как и его инициаторы: Киноальянс и Екатеринбургская Национальная Ассоциация кинотеатров (НАК).
Проблема в том, что кинопоказчики долгое время не понимали, зачем им нужно объединяться, поэтому, например, представители кинотеатров не были готовы платить взносы в бюджет НАК. Они рассуждали: «Пусть кто-нибудь все за нас решит, а мы бесплатно присоединимся». Сегодня мы пожинаем плоды такой пассивности. На государственном уровне обсуждаются законопроекты, которые напрямую касаются кинопоказчиков, а руководители кинотеатров даже слова сказать не могут. Некому выразить единую точку зрения.
Нужно потратить много сил, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Думаю, Александр Прохоров сумеет придумать, как объединить представителей кинотеатров. Должна быть некая инициативная группа, которую все были бы готовы, так или иначе, поддержать. Сейчас существует юридически зарегистрированная Национальная Ассоциация кинотеатров, но в нее входит малое количество кинотеатров. Это действующая, но зачахшая структура. Существует «Киноальянс», но тоже не проявляющий большой активности.

Корреспондент:
Что нужно сделать, чтобы наладить систему сбора данных от кинотеатров?

Олег Березин:

Вообще по всему миру налажен механизм тендеров. Объявляется, что нужна компания, у которой есть разработка системы получения данных от кинотеатров. Приходят представители компании «Рентрак» и рассказывают: «У нас такая-то модель, такая-то идея, это стоит столько-то». Приходит кто-то из Министерства культуры и говорит: «А мы предлагаем все спутниками завесить, всем компьютеры поставить, и будет вот такая система». Третьи предлагают: «Сейчас на Автовазе сокращают десять тысяч человек. Давайте заплатим им по 150 рублей, разошлем их по всем городам России, и они будут ходить, по головам зрителей считать».
У нас же в законопроект включили множество конкретных деталей, но при этом самые интересные – сколько эта информация будет стоить, сколько и как часто придется платить представителям кинотеатров, как придется поддерживать и обновлять систему – опустили. Потом скажут: «Закон принят, давайте его исполнять».
Опасно, что в закон введено столько деталей, которые начинают ограничивать варианты придумывания этих систем. Уже есть какой-то бюджет, который туда закладывается, уже написано точно, что центральный офис финансируется за счет федерального бюджета. А почему? Если это бизнес для бизнеса, почему он должен быть оплачен федеральным бюджетом? Кинотеатр сам платит за все свои компьютеры, сам обучает персонал, сам тратит деньги на сервис и Интернет. Непонятно, как интегрировать уже имеющееся оборудование в новую систему.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, что вы ожидаете в следующем году?

Олег Березин:

В следующем году продолжится расставание с иллюзиями. Последние пять-шесть лет мы жили с убежденностью, что любой кинотеатр успешен априори, что кинопоказ в нашей стране должен развиваться, но это логика «растущего рынка». Сейчас все понимают, что это не совсем так.
В нашей стране изначально средний кассовый сбор на кинозал был существенно выше, чем на западе. Учитывая это, понятно, что цифры (средний сбор на зал, посещаемость на зал) будут только уменьшаться. Проблема в том, что все планы, которые мы строили три-четыре года назад, были связаны с надеждами на позитивное развитие системы кинопоказа.
Количество кинотеатров не вырастет, зато их качество, думаю, изменится. Новые залы будут открываться, но какие-то из ныне существующих закроются.
Планов у всех масса. Вопрос только в том, когда появятся деньги и экономические предпосылки для того, чтобы вложенные средства возвращались.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама