Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 декабря 2009 11:49

Дмитрий Месхиев: «Я не брошу кинорежиссуру, да и никто меня к этому не принуждает»

Дмитрий Месхиев: «Я не брошу кинорежиссуру, да и никто меня к этому не принуждает»

Осень оказалась чрезвычайно насыщенной значимыми для киноиндустрии событиями. Состоялось заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, произошли серьезные кадровые изменения в ЗАО «Всемирные Русские Студии», был организован ряд конференций и деловых встреч, на которых кинематографисты обсудили проблемы отрасли. На одном из таких мероприятий мы встретились с членом Правительственного совета, теперь главным продюсером RWS, режиссером Дмитрием Месхиевым и поговорили о новом и старом в отечественной киноиндустрии.  

Корреспондент:
В конце октября текущего года на ЗАО «Всемирные русские студии» произошли кадровые перестановки. Вы вступили в должность главного продюсера компании и художественного руководителя петербургского филиала. С чем связаны произошедшие изменения? Как Вы считаете, почему Вам были предложены названные позиции?

Дмитрий Месхиев:

Видимо, мои устремления, равно как и успехи петербургского филиала студии, нашли отклик в умах и сердцах руководителей RWS, и они попросили меня стать главным продюсером ЗАО «Всемирные Русские Студии». За год с момента запуска работы RWS в Санкт-Петербурге, мы вышли на довольно хорошие, серьезные показатели. Было снято много неплохого продукта.
Соглашаясь работать директором петербургского филиала киностудии RWS, я долго размышлял, поскольку прекрасно понимал, что буду вынужден перестроить собственную жизнь. Я должен был научиться считать своими чужие стены, чужое оборудование, чужие комнаты. Более того, мне нужно было отказаться от собственного кинобизнеса. Я пошел на это, потому что желал сделать нечто большое и верил в возможность осуществления данной идеи.
Предложение показалось интересным, ведь это уже не работа на локальной киностудии над локальными проектами, а организация творческой деятельности всей компании  в целом, как в Петербурге, так и в Москве. Это не карьерный рост, а скорее, профессиональный, что для меня очень важно и интересно, хотя произошедшие перемены невероятно осложняют мою жизнь. Я согласился, а там будет видно.

Корреспондент:
Какие новые обязанности Вы получили в связи с изменением должности? За что теперь отвечаете?

Дмитрий Месхиев:

Теперь я занимаюсь продюсированием абсолютно всей продукции RWS: отвечаю и за теле-, и за кинопроизводство. Даже длинное телепроизводство (сериалы) будет касаться моих продюсерских деяний.
При этом я остаюсь художественным руководителем петербургской киностудии. Сейчас в компании происходит, на мой взгляд, очень правильное разделение хозяйственных и творческих направлений. Теперь на студии в Санкт-Петербурге есть директор и художественный руководитель. Раньше же мне приходилось выполнять обе эти функции, поэтому шестьдесят процентов времени я тратил на административно-управленческую деятельность. Заниматься в чистом виде продюсированием мне интересней. Пока оно касается всех направлений. Дальше посмотрим. Может быть, если будет сниматься много кинокартин, я стану продюсером только прокатных фильмов. Или, наоборот, продюсером телефильмов. Не хочу загадывать.
Во всяком случае, сейчас мои обязанности – влияние на отбор сценариев, работа с редактурой, подбор творческих кадров, принятие решений по кастингу актеров, непосредственная работа с производящими компаниями и очень плотное взаимодействие с производственным подразделением, которое у нас теперь (что очень хорошо!) тоже будет отдельным. Крупные зарубежные киностудии давно разделяют продюсирование и производство. Последнее осуществляется при помощи продакшн-хаусов. Мы не изобретаем велосипед, а, стараясь действовать по американской системе,  адаптируем ее  к нашим неровным дорогам.

Корреспондент:
В Вашей новой должности значительно больше пространства для творчества. Вы намерены вернуться к съемкам собственных проектов? Есть ли уже что-то в планах?

Дмитрий Месхиев:

Сейчас я заканчиваю фильм, работу над которым начинал до прихода в компанию RWS. Делаю кинокартину для канала «Россия» под названием «Человек у окна». Это кино про любовь. Главную роль в нем играет Юрий Стоянов. В январе фильм будет готов. Когда картина выйдет на экран, я не знаю.
Что касается дальнейшего… Между продюсерской деятельностью и режиссурой собственных фильмов есть противоречие. Компания RWS не возражает, чтобы я иногда снимал свое кино. А у меня нет стремления снимать по две картины в год. Я не брошу кинорежиссуру, да и никто меня к этому не принуждает. Просто снимать собственные фильмы я буду несколько реже.

Корреспондент:
Произошли ли в последнее время изменения во взаимоотношениях «Киностудии RWS-Санкт-Петербург» и киностудии «Ленфильм»? Есть ли какие-то планы по взаимодействию студий, проекты частно-государственного партнерства?
.
Дмитрий Месхиев:

Больше года назад рассматривалась возможность частно-государственного партнерства, на базе которого киностудия Ленфильм была бы реконструирована. Предлагалось объединить возможности 2-х питерских киностудий – RWS и Ленфильма, в результате чего появился бы самый крупный в Восточной Европе киностудийный альянс.
В перспективных планах – в случае благоприятной экономической обстановки и при согласии участвовавших в проекте сторон – было создание киностудии как минимум на трех территориальных площадках,  разделение ее по направлениям, организация натурных площадок, строительство шести или семи павильонов дополнительно к тем, что есть, и так далее. Мне кажется, что, во-первых, это открыло бы «второе дыхание»  «Ленфильма», во-вторых, был бы сделан колоссальный шаг вперед для киноиндустрии в целом. Когда говорится о хорошем качестве, о высоком художественном уровне, об огромном количестве человеческих проблем, которые должен вскрывать кинематограф, не поясняется, где такое кино будет сниматься? В Англии, в Германии? У нас нет современных киностудий. Есть лишь один на всю страну наиболее современно оснащенный «Мосфильм». Где мы будем снимать кино, которое захочет смотреть молодежь? Где построим декорации, где будем озвучивать фильмы? В России даже каскадеры, в основном, канадские работают. Постпродакшн лучших отечественных картин делается в Англии, в Германии, в Финляндии. Было время, когда львиная доля петербургских кинематографистов ездила на сведение звука в Хельсинки. При этом на «Ленфильме» уже существовал новая студия по постпродакшену.
Если «Ленфильм» продолжит существование в таком виде, в котором он находится сейчас, его постепенная деградация очевидна. Я не пытаюсь никого обвинить и не считаю, что кто-то сознательно пытается разрушить киностудию. Я – за диалог. Работа в этом направлении с нашей стороны по-прежнему ведется, и мы по-прежнему рассматриваем различные варианты потенциального взаимодействия с "Ленфильмом".  В долгосрочной перспективе, с точки зрения инвестиций, мы, в первую очередь, оцениваем возможность развития второй очереди собственной киностудии "RWS - Санкт-Петербург" и не исключаем, что наши материально-технические мощности могут стать производственной площадкой для творческого тандема RWS и "Ленфильма".

Корреспондент:
3 ноября 2009 года состоялось заседание Правительственного совета по кинематографии, на котором Вы, как член Совета, присутствовали. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от прошедшего мероприятия. Какие перспективы деятельности Совета Вы видите?

Дмитрий Месхиев:

Киноиндустрию ждет серьезное реформирование. Для меня очень важно, что «лед тронулся» и на состоявшемся Совете выслушали мнения кинематографистов и приняли их реплики во внимание, а не просто послушали и сказали: «Ладно, мы пойдем, подумаем». Государство продемонстрировало свое желание, волю и способность помочь вывести киноиндустрию на правильный путь. Сейчас очень многое зависит от нас, кинематографистов. Если мы правильно поймем процесс, то все двинется вперед. Если мы начнем буксовать, топтаться на месте и желать оставаться в том же состоянии, в котором мы были, индустрия не будет развиваться.
На Совете затрагивались очень важные вопросы: кредитование, накопление денежных кинематографических фондов, проблема гарантий, объединение киностудий, создание киносетей, борьба с пиратством. Проблем в киноиндустрии слишком много, решить их можно путем взаимодействия с государством, поэтому все они были обозначены на Совете. Некоторые решения были найдены, какие-то вопросы подробнее будут обсуждаться в следующий раз. Главное, государство заинтересовано в изменении нынешней ситуации, оно готово нам помочь, и мы, кинематографисты, были услышаны. Это меня очень радует.
Состоялась не беседа очень высоких чиновников с творческой интеллигенцией, а конструктивный разговор заинтересованных людей. Со стороны кинематографистов не было докладов о том, как мы хорошо работаем и какие мы молодцы. Со стороны Правительства не было умильного снисхождения. Получился серьезный разговор о кино, о его влиянии на сознание людей, о том, что нам делать дальше и как создать правильную экономическую модель, не забывая при этом о духовной составляющей кинематографа. Скажу честно, я возлагаю очень большие надежды на Совет и на то, что дело сдвинется с мертвой точки. Может быть, я оптимист.

Корреспондент: Насколько нам известно, на Совете поднимался вопрос о распределении государственного финансирования. Всех волнует, что в следующем год будет с господдержкой?
 
Дмитрий Месхиев:

Насколько я понял, часть денег останется в полном распоряжении Министерства культуры РФ. Эти средства будут выделены на артхаус, мультипликацию, дебюты, документальное и детское кино. Остальная часть господдержки распределится между каким-то количеством крупных компаний. Деньги на коммерческое кино будут выдаваться мейджорам: крупным продюсерским компаниям и киностудиям, которых, я так понимаю, обяжут гарантировать создание определенного количества фильмов и возврат части государственных денег в создаваемый для этих целей фонд. Возвратные средства будут копиться. Независимый продюсер, делающий один фильм или два фильма в год, пойдет со своим проектом не в одно Министерство культуры РФ, а в, допустим, десять компаний. В одном месте откажут, в другом – поддержат. У продюсера автоматически появляется больше возможностей, возникает свободная конкуренция. Это честнее.
Более того, компания получает деньги не навсегда, а на три года. Если за три года она сделала ряд крупных проектов, выпустила их в прокат, добилась каких-то результатов и вернула полученные средства, в следующий раз ей снова окажут господдержку. Компания, которая не справится, больше государственного финансирования не получит. Так продюсер начнет нести ответственность за то, что он делает.

Корреспондент:
Стратегическим направлением отечественного кинематографа постепенно становится создание ко-продукции с другими странами, поскольку совместное производство способствует преодолению  границ внутреннего рынка, то есть выполнению задачи, поставленной на заседании Правительственного совета по кинематографии В.В. Путиным. Какие планы на этот счет есть у ЗАО «Всемирные русские студии»? Расскажите, пожалуйста, о проектах совместного производства компании.

Дмитрий Месхиев:

У RWS очень масштабные планы по созданию ко-продукции. Развитием этого направления занимается наш международный отдел. Но совместное производство быстро не делается. Мы вели переговоры с очень серьезными американскими компаниями, являемся стратегическими партнерами крупных европейских организаций, официальным партнером «АRRI». RWS – единственная частная компания, которая имеет студию Dolby Premier. Мы серьезно работаем в этом направлении, но не можем пока делать большие ко-проекты, потому что нам надо быть привлекательными для зарубежных кинематографистов.
Привлекательность России существенно возрастет, если появится фильм-комишн, государственная структура, обеспечивающая комфортный съемочный процесс иностранным группам на территории нашей страны. Но организация съемок – еще не все. Должна быть гибкая система возврата налоговых вычетов. Допустим, если в Санкт-Петербург приезжает съемочная группа из Индонезии и оставляет там миллион долларов (на гостиницы, транспорт, разрешение на съемки и так далее), город возвращает им десять или пятнадцать процентов от общей суммы расходов. Соответственно, местные бюджеты должны предполагать эти выплаты. Тогда зарубежные кинематографисты будут заинтересованы приехать в любой город России на съемки.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама