Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 марта 2010 12:40

Вадим Иванов: «Кинопрокат – всегда синусоида»

Вадим Иванов: «Кинопрокат – всегда синусоида»

На прошедшем 81 Российском Международном Кинорынке крупные дистрибьюторы, представители голливудских мейджоров, выглядели как всегда убедительно: красивые стенды, яркие презентации, на которых представлялись пакеты «громких» релизов. Один из мощнейших прокатчиков в нашей киноиндустрии – компания Universal Pictures International (Россия). Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с руководителем этой дистрибьюторской организации Вадимом Ивановым о делах прошедших, настоящих и будущих.

Корреспондент:
В 2008 году компания UPI выпустила в прокат такие масштабные картины, как «Мадагаскар 2», «Мумия: гробница императора драконов», «Особо опасен», «Кунг-фу панда», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», и по праву удостоилась звания «Дистрибьютор года» на XII церемонии вручения премии «Блокбастер». 2009 год был заметно скромнее. «Выстрелила» только четвертая часть франшизы «Форсаж». Какими Вы видите итоги прошлого года? Как их объясняете? Всему виной кризис, докатившийся до российского кинорынка?

Вадим Иванов:

2008 год, действительно, был для нас особенным. Мы установили кассовый рекорд, который мог быть побит в прошлом году, но не случилось – он устоял, хотя, возможно, будет превзойден в наступившем 2010 году. Рынок постоянно развивается. Прошлый год оказался не очень успешным и в общем и, в частности, для продуктов компании Universal. Наши фильмы 2008 года были значительно сильнее релизов 2009 года. Помимо того, что Вы перечислили, тогда в прокат вышли еще и мюзикл «Мамма Миа!», который во всем мире шикарно отработал, экранизация комиксов «Невероятный Халк» и картина «Смертельная гонка». В прошлом году знаковых картин выходило меньше. В принципе, это нормально. Кинопрокат – всегда синусоида. Очень тяжело удержать качество релизов в пакете на постоянно высоком уровне. Зачастую наш бизнес непредсказуем. Пока зритель не пришел в кинотеатры, мы не знаем наверняка, сколько фильм соберет. В 2009 году большим прорывом был четвертый «Форсаж». Никогда еще кино про машины не собирало столько денег. Мы установили стартовый рекорд компании Universal, сборы картины «Форсаж 4» за первый уикенд стали шестым стартом прошлого года. По итогам годового бокс-офиса, фильм оказался на десятом месте. Это говорит о том, что маркетинг по четвертому «Форсажу» был не на сто, а на двести процентов удачным. Большую часть аудитории мы «затащили» на старт релиза.
Еще в 2009 году удачно прокаталась картина «Джонни Д.» - вестерн, фильм-вызов российскому рынку. В нем снялась «звезда» первой величины Джонни Депп, но, как правило, такое кино никогда много не собирало. В результате бокс-офис картины составил 176 миллионов рублей, и «Джонни Д.» стал самой кассовой голливудской драмой, обогнав предыдущего рекордсмена, фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона». Последний выходил в оскаровское «окно» и был соискателем на премию в тринадцати номинациях. Мы сделали правильную кампанию по продвижению: на закрытие 31-го ММКФ приезжал режиссер Майкл Манн, что обеспечило соответствующий пиар картины.
Наконец, в прошлом году мы выпускали новую работу Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Картина сложная, жесткая. Постер с нацистской символикой мог отпугнуть зрителей, но, к счастью, этого не произошло. Нам удалось сгладить все «острые» углы, и бокс-офис «Бесславных ублюдков» составил почти двести миллионов рублей. Отличный результат – фильмы Квентина Тарантино никогда не собирали в России столь высокую кассу.
Наши «неудачи» были отчасти обусловлены качеством фильмов, отчасти – происками фортуны. Очень не повезло картине «Рок-волна», шикарному релизу, в раскрутку которого мы вложили много новых идей. Но ни в России, ни в остальном мире фильм не был востребован. Откровенным провалом был релиз «Затерянный мир», хотя Россия стала страной «номер один» по международным сборам этой картины, и на старте фильм даже конкурировал с «Мальчишником в Вегасе». Я считаю, что это произошло только потому, что мы буквально «выпрыгнули из своих штанов» и сделали практически невозможное.
Год на год не приходится. Несмотря на то что мы не сумели повторить для студии результат 2008 года, я бы все равно положительно оценил работу UPI Россия в 2009 году. Для отечественного рынка пакет Universal был далеко не самым выигрышным, но мы сумели выжать максимум из него.

Корреспондент:
В продолжение предыдущего вопроса, хотелось бы узнать о планах компании UPI на 2010 год. Чего Вы ожидаете от наступившего года? Произойдут ли какие-то изменения в политике компании? Ожидаются ли «громкие» релизы? На какие картины делаете ставку?

Вадим Иванов:

Наступление 2010 года мы отметили выходом «Черной молнии», практически самого главного релиза на этот год для компании UPI Россия, продюсер которого – самый кассовый отечественный режиссер Тимур Бекмамбетов. Бокс-офис картины составил шестьсот миллионов рублей, $20 млн., то есть мы практически собрали деньги фильма «Особо опасен». Это положительный результат. Учитывая, что после «Книги мастеров» фильм «Черная молния» была только вторым студийным проектом, сделанным для проката в России. Для голливудских студий все это – поступательное движение вперед. Я не скрываю, что мы ожидали чуть большего бокс-офиса. На результат проката «Черной молнии» повлияли субъективные и объективные причины. Главной помехой на пути к высоким кассовым сборам стал «Аватар», конкурировать с которым по всему миру не смогла ни одна картина.
Дальше ключевыми релизами для нас являются первый большой 3D-мультфильм Universal «Гадкий я» продюсера Кристофера Меладандри, который сейчас возглавляет анимационное «крыло» голливудской студии, и «Робин Гуд» режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли (в свое время они вместе сделали фильм «Гладиатор»).

Корреспондент:
Как Вы уже сказали, до сих пор в пакете релизов компании UPI не было 3D-картин, и вот, 8 июля 2010 года ожидается выход на экраны трехмерного анимационного фильма «Гадкий Я». Считаете ли Вы, что за 3D-форматом будущее кинематографа? Насколько перспективно развитие трехмерного кино и его проката?

Вадим Иванов:

За 3D, несомненно, будущее кинематографа. Этот и следующий год покажут, какие тенденции будут намечаться внутри самого трехмерного формата, потому что 3D-продукты между собой сильно различаются. С одной стороны, оригинальное трехмерное кино, как «Аватар», с другой – фильм, снятый в 2D и переведенный в 3D. Со временем, я думаю, аудитория начнет это различать, научится разбираться в технологических тонкостях. Посмотрим, как будет развиваться рынок, но за трехмерным форматом, однозначно, будущее. Большие, знаковые проекты, построенные на CGI, конечно же, в 3D-залах будут собирать больше, чем в 2D.
Пока в России очень мало 3D-залов. В связи с этим, наш рынок сейчас может шагнуть назад, оказаться в ситуации четырех- или пятилетней давности, поскольку количество трехмерных релизов увеличивается, и в ближайшее время они начнут конкурировать уже между собой – выходить в одни и те же числа, «бороться» за имеющиеся в России 3D-залы. Проблема количества оборудованных кинотеатров станет все более актуальной, хотя пока она еще не приобрела соответствующей «остроты».

Корреспондент:
Компания UPI раньше не прокатывала российские картины. Однако совсем недавно «Черная молния» стала первым отечественным проектом в производстве и, соответственно, в прокате которого приняла участие группа компаний «NBC Universal Россия». Вы сказали, что этот прокатный эксперимент можно считать удачным. Стоит ли в дальнейшем ожидать от компании UPI проката русских фильмов – производства как «NBC Universal Россия», так и других организаций?

Вадим Иванов:

Мы всегда открыты к диалогу о прокате российских картин. Будущие инвестиции в отечественное кино зависят от качества сценариев, а также уровня команды, которая собирается снимать фильм. У студии есть несколько проектов в разработке. Ничего конкретного в настоящий момент о них сказать не могу. В любом случае, «Черная молния» - положительный опыт для Universal. $20млн. – приличный сбор, поэтому эксперимент с собственным производством картины можно назвать удачным.
С Тимуром Бекмамбетовым наши партнерские отношения не закончены. Рассматриваются варианты будущих совместных проектов. Я надеюсь, что мы сделаем с ним еще какой-нибудь фильм.

Корреспондент:
В 2009 году компания UPI привезла на московскую премьеру съемочную группу четвертого «Форсажа». В этом году Москву уже успели посетить актеры, исполнившие главнее роли в фильме «Человек-волк». Чем это обусловлено – данью моде, контрактом съемочной группы с голливудским мейджором, большим потенциалом российского рынка? Насколько выгодно приглашать в Россию иностранных звезд? Насколько это увеличивает шансы картины собрать большую кассу?

Вадим Иванов:

Приглашение в Москву съемочной группы фильма – один из инструментов воздействия на аудиторию. Привозить «звезд» на каждый фильм – глупо. Делать это стоит только в том случае, если есть понимание, как правильно использовать два фактора: появление «звезды» на пресс-конференции (ее работу со СМИ) и на премьерной «красной» дорожке (представление фильма первым зрителям картины). Если по совокупности ряда причин не получается сделать событие из визита съемочной группы, то лучше не тратить деньги. Пока до сих пор нам удавалось грамотно использовать приезды «звезд», даже не первой величины – на небольшом релизе «Формула любви для узников брака». Российская доля в его международных кассовых сборах оказалась выше среднего. На данном фильме мы собрали даже больше, чем хотели.

Корреспондент:
В 2009 году несколько крупных дистрибьюторов проводили антипиратские акции по защите фильмов. В частности, группа компаний «NBC Universal Россия» оберегала от «пиратов» картину «Черная молния». Считаете ли Вы эту практику целесообразной? Насколько велик ущерб от деятельности «пиратов» для столь крупного дистрибьютора? Станет ли Интернет еще одной легальной площадкой для проката фильмов?
 
Вадим Иванов:

Как раз для мейджоров ущерб от деятельности «пиратов» наиболее ощутим. Это большая проблема, которая должна решаться поступательно. Четыре-пять лет назад была начата борьба с распространением нелегальных DVD-дисков. В результате проводимых действий уровень «уличного пиратства» снизился с девяносто пяти процентов до семидесяти. Двадцать пять процентов – значительный в общем объеме «отыгрыш» у распространителей контрафактной продукции. «Пиратство» в Интернете приобретает существенные масштабы, из-за него мы сейчас теряем больше денег, чем из-за продаж нелегальных DVD. На все сто процентов нам его не победить.
Мейджоры заинтересованы в том, чтобы сделать Интернет еще одной прокатной площадкой, и готовы работать в этом направлении. Но они ни за что не станут рисковать ни средствами, ни репутацией. Им свойственно ориентироваться на уже отработанные бизнес-схемы. Нужно, чтобы рынок был максимально прозрачным, чтобы его участники были законопослушными. Пока рынок легальных Интернет-продаж находится в зачаточном состоянии, и мы не можем получить четкой картины, как он работает. Как только в России появятся перспективы развития понятной и прозрачной схемы дистрибуции контента в Интернете, мейджоры первыми начнут распространять свою продукцию в Сети.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Российский кинорынок

Другие статьи по теме Кинокомпания Universal Pictures International/UPI

Фоторепортажи по теме Российский кинорынок

Реклама