Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
5 мая 2010 13:17

Алиса Хмельницкая: "Создание фильма - живой и интересный процесс"

Алиса Хмельницкая: "Создание фильма - живой и интересный процесс"

Фильм «Без мужчин» - режиссерский дебют сценаристки Алисы Хмельницкой. После создания сценария для сериала «9 месяцев» и адаптации книги «М+Ж» для экрана, Алиса изменила направление своей работы и взялась за экранизацию своего собственного сценария. Наш корреспондент расспросил Алису Хмельницкую о направлениях ее деятельности, процессе создания фильма «Без мужчин» и сложностях режиссерской работы, с которыми столкнулась дебютантка.

режиссер Алиса Хмельницкая на съемках фильма "Без мужчин"

Корреспондент:
Расскажите, как складывалась Ваша карьера сценариста?

А.Хмельницкая:

Ко мне обратилась продюсер Елена Яцура с вопросом: нет ли у меня каких-нибудь идей на сериал? А у меня как раз была идея проекта «9 месяцев». Возникла она совершенно естественным образом: я сама была на таком сохранении, как и наши героини. У меня были очень хорошие врачи, которых хотелось благодарить за то, какие они внимательные, профессиональные и за то, что они вообще есть. Из этого желания и возникла история. Я написала заявку, и Елена Яцура довела ее до экрана. После работы над сценарием сериала «9 месяцев» мне предложили адаптировать для экрана книгу «М+Ж». У компании «Централ Партнершип» были выкуплены права на книгу, и они хотели получить соответствующий фильм. Но ставить «М+Ж» в мой послужной список можно условно, потому что, во-первых, это была экранизация существующей книги, а не моя оригинальная история, и, во-вторых, когда я посмотрела фильм уже после его выхода на экраны, то обнаружила, что от моего сценария не осталось ни одного слова.

Корреспондент:
Как и почему Вы сменили деятельность и стали режиссером?

А.Хмельницкая:

Просто хотелось снимать свое кино. Я пошла учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. И когда закончилась учеба, у меня появилась возможность экранизировать свой сценарий «Без мужчин», который был написан еще пять лет назад. Не могу назвать себя состоявшимся режиссером, ведь «Без мужчин» - это мой первый опыт, но я многому училась в процессе работы.

Корреспондент:
Скажите, когда будет готова картина «Без мужчин»?
 
А.Хмельницкая:

Думаю, фильм будет готов летом. Уже смонтирован первый вариант, но пока не сделан звук. Съемочный период по общим меркам был нормальный, 23 дня, но для нас это было очень мало.

Корреспондент:
Как у Вас складывались отношения с продюсером картины?

А.Хмельницкая:

Продюсированием картины занимались две студии. Студия «Ввысь» под руководством режиссера Бахтияра Худойназарова и начинающий продюсер Резо Гигенеишвили, представляющий студию «ВВП Альянс». Резо как режиссер снимал «9 месяцев», и после этого сериала мы совершили несколько попыток написать вместе сценарии, которые пока им не реализованы. Кроме этого, мы вместе работаем в кинокомпании «ВВП Альянс». До запуска фильма «Без мужчин» мы вместе дорабатывали сценарий, а затем снимали как сорежиссеры. И отношения во время съемок складывались соответственно – от мира к войне и обратно. Хотя работа над лентой еще не завершилась, мне кажется, что прогнозы наших коллег на студии, о том, что мы фатально поссоримся, не оправдались.

Корреспондент:
С какими сложностями режиссерской работы Вы столкнулись в процессе создания своего фильма?

А.Хмельницкая:

Я столкнулась с чудовищной неуверенностью в себе. Было хорошее понимание, как и что нужно делать, но неуверенность всё равно присутствовала.

Корреспондент:
Чувствуете ли Вы в себе силы и желание сделать еще одну картину?

А.Хмельницкая:

Есть очень большое желание делать кино, но не знаю, какие будут возможности. Во всяком случае, я открыта и для сценарной, и для режиссерской работы.

Корреспондент:
Обе деятельности остаются для Вас одинаково привлекательными?

А.Хмельницкая:

Да, сценарная работа и деятельность режиссера для меня абсолютно равнозначны. Всё зависит от истории. Если найти свою историю, то сразу же хочется делать и сценарий, и фильм. А без интересной истории и говорить не о чем.

Корреспондент:
Есть ли у Вас задумки на будущее, заявки, готовые сценарии?

А.Хмельницкая:

Готовые сценарии, которые лежат в столе, как в свое время сценарий «Без мужчин»? Да, что-то у меня есть. Но до запуска говорить об этом бессмысленно.

Корреспондент:
Во всяком случае, Вы остаетесь верны одному жанру: мелодраме, романтичным женским историям?

А.Хмельницкая:

Наверное, со стороны это справедливо, но на самом деле не больше, чем стечение обстоятельств. А слова – романтичные женские истории – звучат для меня как полная ерунда.

Корреспондент:
Вы скрываете больше тем?

А.Хмельницкая:

Надеюсь, что да. Скрываю. Конечно, вряд ли я могу сделать боевик. Но меня привлекает миллион историй, и, надеюсь, среди них есть такие, за которые я могу браться.

Корреспондент:
Иногда продюсеры загоняют актера или режиссера в рамки одного амплуа. Испытываете ли Вы опасность оказаться в плену жанра, который Вам удается?

А.Хмельницкая:

Да, очень просто попасть в такой плен, но я стараюсь этого избежать.

Корреспондент:
Скажите, как сложилось Ваше сотрудничество с Надеждой Михалковой и Верой Воронковой?

А.Хмельницкая:

Весь актерский ансамбль фильма состоялся благодаря Резо. Вера Воронкова играла в сериале «9 месяцев», Резо с ней уже работал, и для меня она, так же как и Надя Михалкова, является носителем чего-то неожиданного, необычного. Мы вчетвером читали и разбирали сценарий до начала съемок. Казалось, мы все хорошо понимаем материал и друг друга. Но потом, уже на съемках, перед каждой сценой оказывалось, что у нас есть тысяча вопросов друг к другу, непонимание, собственные трактовки. Это нас сильно мучило, изводило и, мне кажется, работало на историю. Хотя затягивало время съемок.

Корреспондент:
Вы подбирали необычных актрис, для Вас важно сделать неожиданный, необычный фильм?

А.Хмельницкая:

Я думаю, все хотят делать что-то своё, отличное от всего другого, от всего подобного и похожего. И у нас не было желания сделать фильм, похожий на какую-то другую картину. Всем известно, что разные истории могут быть об одном и том же: о любви, смерти или о войне. Но все они – разные, потому что рассказаны по-разному. Мы просто старались довести до конца какие-то ощущения, из которых зародилась идея фильма. Но в то же время, сейчас очень сложно о чем-то говорить, потому что готова только первая версия монтажа, и становится видно, что и как в итоге получается.

Корреспондент:
Вы довольны результатом, материалом фильма?

А.Хмельницкая:

Материал меня очень удивил. Даже удивителен сам факт того, что получается сделать задуманное. В любом случае, создание фильма – живой и интересный процесс, он удивляет с самого начала и до последней секунды работы, пока работа окончательно не завершена.
А потом, думаю, будет удивительно уже готовый фильм с кем-нибудь смотреть. Интересно, какие будут ощущения и реакции, и насколько они совпадут с теми переживаниями и чувствами, что вкладывались и испытывались во время создания той или иной сцены… Ведь на итоговую реакцию влияет каждый нюанс. Сейчас у нас есть первый вариант фильма без звука. А когда он будет сделан, каждый шумочек, звук, реплика обретут значение. В итоге могут получиться неожиданные для меня интонации. Ту или иную фразу я внутри себя слышу определенным образом, а актер ее может произнести иначе. И что-то принимается, что-то нет; удивляешься, радуешься, страдаешь… это очень динамичный процесс.

Корреспондент:
Правильно ли я понимаю, что «Без мужчин» - это фильм-настроение?

А.Хмельницкая:

Да, наверное, надеюсь, что так. То есть я думаю, что настроение это и есть сюжет фильма. То есть главное в фильме – это настроение героев, точнее героинь. Многие профессиональные сценаристы и педагоги на Высших курсах говорят о том, что если из сценария безболезненно выкидывается сцена – значит, она лишняя и не годится. Хотя есть замечательные истории, обходящие данный закон драматургии, но это исключения, подтверждающее правило. Мне хочется думать, если из картины «Без мужчин» выкинуть хоть одну сцену – фильм развалится.

Корреспондент:
Насколько для Вас была важна визуальная часть картины?

А.Хмельницкая:  
   
Конечно, изображение – важная часть кино, то есть оно и есть кино. Мы же его смотрим. По нашему материалу все профессионалы сразу узнают операторский почерк Максима Осадчего. У нас был удивительный, замечательный художник Григорий Пушкин. Каждый раз, когда мы заходили в декорацию, и говорили: «чудо, невероятно, потрясающе!», он расстраивался и отвечал: «это очень плохо, потому что работу художника не должно быть видно».
Фильм состоит из кадров. И мы тщательно работали над каждым. Хотелось бы, чтобы всё сошлось: и операторская работа, и труд художника, и актерское исполнение, и музыка…
Над музыкой к фильму работает Дато Евгенидзе, композитор, знакомый мне по сериалу «9 месяцев». Как видите, у Резо, в отличие от меня, в процессе получения огромного опыта сложилась своя команда. Он работал с Максимом Осадчим над фильмом Федора Бондарчука «9 рота», с композитором Дато Евгенидзе, актрисой Верой Воронковой делал «9 месяцев»… Так сложилась команда, в которую я старалась влиться.

Корреспондент:
Как я поняла, Вы уделяли внимание практически всем этапам производства?

А.Хмельницкая:

Вообще у нас было достаточно маленькое производство: две главные героини, немного второстепенных персонажей, очень мало съемочных дней, и в таких условиях было невозможно не вникать во все, что происходит, не быть в курсе всех мелочей. Думаю, по-другому не бывает. Исключением может быть гигантский, масштабный проект. А у нас очень маленькая картина.

Корреспондент:
В своей работе Вы сильно полагаетесь на интуицию, ощущения?

А.Хмельницкая:

Это не совсем так. С одной стороны, когда пишется сценарий, есть ощущение, что какие-то образы, реплики вливаются в ткань повествования сами по себе и персонажи начинают вести себя самостоятельно, в рамках своего характера. Но с другой стороны, есть четкие законы драматургии, и нельзя развернуть персонажа только по своему желанию в ту или иную сторону. Есть творческая свобода, а есть законы. Что-то подобное происходит, когда выбираешь костюмы для героев: казалось бы, можешь выбрать что угодно, но характер героини и обстоятельства, в которых она оказывается, уже существенно сужают поиск.
К интуиции прибегаешь, когда приходится принимать мгновенные решения, ввиду технической скорости процесса. Когда моя интуиция подсказывала мне подумать над решением недели две, решение принимал Резо.
Автор:
Алёна Сычёва
Реклама