Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4 июня 2010 14:03

Людмила Цвикова: «Искусство не нуждается в подсказках, что и как надо снимать»

Людмила Цвикова: «Искусство не нуждается в подсказках, что и как надо снимать»

4 марта 2010 года в Ханты-Мансийске завершился VIII МФ кинематографических дебютов «Дух огня», гостем которого была отборщик международных кинофестивалей Людмила Цвикова. Предлагаем вам интервью, в котором  есть обсуждение итогов в МКФ в Ханты-Мансийске, а также завершившегося незадолго до этого МКФ в Роттердаме – основного места работы Людмилы Цвиковой. Состоявшийся разговор, прежде всего, касался и положения в мире российского кино.

Корреспондент:
Людмила, какoe место, на Ваш взгляд, занимает сегодня российский кинематограф в мировом контексте, как Вы его оцениваете и какие процессы, по Вашим ощущениям, в нем сейчас происходят?

Людмила Цвикова:

Когда касаешься этой темы, от русских кинематографистов очень часто можно услышать критические суждения, но я не стала бы судить так строго: давайте посмотрим на последний международный успех русского кино – фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», завоевавший три приза в Берлине. Русские авторы ежегодно появляются со своими картинами на больших международных форумах – это или мастера, или представители нового поколения.
Я думаю, что с вашим кино все обстоит хорошо и будет еще лучше. Есть новая генерация талантливых режиссеров, в которой не только мужчины, но и – что очень радует – много талантливых женщин! За рубежом от российского кино многого ожидают, и эти ожидания позитивные, обусловленные тем, что оно обладает и качеством, и национальными особенностями. На этот уровень его подняли такие мастера, как Алексей Герман-ст., Александр Сокуров, Никита Михалков и другие.
Самое главное, что случилось в посткоммунистическом регионе за последние годы, – пришло понимание, что кино имеет несколько ипостасей. Это коммерческое или жанровое кино, зарабатывающее деньги у «домашней» публики (а, может быть, когда-нибудь эти ленты будут продаваться за рубежом) и авторское, художественное, которое одновременно и специфическое, и универсальное, то есть понятное всем. Его можно сравнить с картинами больших мастеров, которые висят в лучших галереях и музеях и которые понятны всему миру: Кандинский, Шагал и так далее.
Из младшего поколения режиссеров, фильмы которых с успехом объехали весь мир, я назвала бы Илью Хржановского, Андрея Звягинцева, Николая Хомерики, Алексея Германа-мл., Бакура Бакурадзе, Бориса Хлебникова и многих других.

Корреспондент:
Какие тенденции появились в российском кино в последние годы, и чем оно отличается от того, что было, скажем, лет десять назад?

Людмила Цвикова:

Это трудный вопрос, но если присмотреться, то можно увидеть, что сегодня немало фильмов, похожих на те, что производились в советские времена, словно все произошедшие перемены никого не коснулись. Есть мастера, отличающиеся сильным индивидуальным художественным киноязыком, который неповторим. Есть молодая генерация, которая смотрит мировое кино и хочет делать успешные фильмы, про которые узнает весь мир. Боюсь, не получилось бы так, что их большие амбиции только навредят делу.
Если в коммерческом кино режиссер, так или иначе, должен быть занят вопросом, сколько фильм заработает в прокате и сколько людей его увидит, то для авторского кино и его режиссеров, мне кажется, самое главное – оставаться наиболее близкими самим себе. Это значит, что, если автор, имеющий собственное видение истории, о которой он хочет рассказать, вдруг начнет думать про нее с точки зрения зарубежного фестивального успеха, то это сразу почувствуется и плохо повлияет на качество фильма. Не поймите меня неправильно: конечно, все режиссеры хотят, чтобы их фильм увидело как можно большее количество зрителей, и тем не менее о цене успеха тоже приходится говорить.

Корреспондент:
Что представляет собой сегодня кинематограф стран Восточной Европы и бывших советских республик, что объединят его с российским кино, а что разъединяет?

Людмила Цвикова:

Кино Восточной Европы имеет волнообразный успех. Одной из первых была волна нового чешского кино, представленная такими именами, как Петр Зеленка, Богдан Слама, позже появились очень интересные таланты в Венгрии – Корнел Мундружо, Георг Палфи, и самая важная – румынская волна, которая возникла несколько лет назад. Она существует до сих пор: Кристиан Мунджиу, Кристи Пуйу, Корнелиу Порумбойу, Раду Мунтеан, Каталин Митулеску, Кристиан Немеску... Не надо также забывать про маленькие страны – такие, как, например, Эстония, где кино снимается мало, а международный успех оно имеет – того же Вейко Оунпуу. Или новая генерация молодых режиссеров из Грузии. Замечу, что в этом году в конкурсе Роттердамского фестиваля, например, впервые появилась грузинская картина – «Дни улицы» Левана Когуашвили.
Кино Центральной Азии было сильным в 90-х – начале 2000-х. Это фильмы Серика Апрымова, Бахтиера Худойназарова, Джамшеда Усманова, Актана Абдыкалыкова. Сейчас эта волна утихла, но, будем надеяться, что снова что-то появится и что взойдет новая генерация режиссеров из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, хотя в этих странах экономические условия для развития кино очень тяжелые.

Корреспондент:
В этом году Вы были на Международном кинофестивале дебютов в Ханты-Мансийске – какое впечатление он у Вас оставил?

Людмила Цвикова:

Честно говоря, довольно много фильмов, показанных в Ханты-Мансийске, я посмотрела раньше, поскольку это моя работа. Но самое главное для меня как отборщика фильмов из этого региона было встретиться и пообщаться с режиссерами и чиновниками российской киноотрасли. В Ханты-Мансийске была отличная для этого атмосфера: приехало много гостей и старшего, и молодого поколения, все жили в одной гостинице, что облегчало контакт.
Все время велись разговоры про новые правила финансирования российского кинопроизводства. Как это отразится на качестве кино, мы увидим позже. Я надеюсь только, что не все будет зависеть от денег и не все последуют установке снимать «патриотическое» кино. Ведь искусство не может подлежать идеологии – это мы все вдоволь испытали во времена социалистического лагеря, когда действовали комиссии, рассматривающие кино с точки зрения совпадения его с некими нормами. Никто этого уже не хочет. Кино есть искусство, и его правила устанавливают не чиновники, а сами художники, которые очень чувствительные к переменам люди.

Корреспондент:
Какие особенности, Вы считаете, есть у Ханты-Мансийского МКФ и в чем его отличие от Роттердамского? И вообще, чем отличаются российские фестивали от зарубежных?

Людмила Цвикова:

Хорошо, что на этом МКФ показывается одновременно зарубежное кино и российские дебюты, происходят креативные встречи молодых зарубежных режиссеров с российскими, и все вместе они могут посмотреть и оценить работы друг друга, обсудить, как складываются дела в кинематографе разных стран. В современной тяжелой экономической ситуации это одна из важнейших ролей фестивалей.
В Роттердаме мы начали конкурс дебютов и вторых картин 17 лет тому назад, и эта модель оказалась очень успешной – многие кинофестивали сейчас ею пользуются. Замечательно еще и то, что Ханты-Мансийске показывают старые фильмы – ведь это для зарубежных гостей уникальный шанс увидеть что-нибудь из вашей богатой истории кино. Я посоветовала бы всем российским фестивалям повторять старые шедевры, даже советские блокбастеры, чтобы иностранцы, если они там бывают, лучше поняли вашу культуру и посмотрели, как она развивается.
На больших фестивалях – таких, как Роттердамский, сейчас идут дискуссии не только о поисках новых форм финансирования кино, но также о влиянии новой дигитальной технологии на производство фильмов – как это отразиться на прокате, в том числе фестивальном, как будет меняться характер фестивалей. Роттердамский МКФ был одним из первых крупных фестивалей, который в свой конкурс начал принимать фильмы, снятые в дигитальной технологии, а не только классические 35мм-е картины. Сейчас и другие крупные фестивали – Каннский и Берлинский, тоже делают это.

Корреспондент:
В Роттердаме в этом году участвовало два российских фильма: «Мама» Елены и Николая Ренард в конкурсной программе и «Сынок» Ларисы Садиловой во внеконкурсной. По какому принципу Вы их отобрали?

Людмила Цвикова:

«Мама» – это маленький фильм с очень скромным бюджетом (режиссеры сняли его на собственные деньги), в котором чувствуется, что авторы ищут новый киноязык, новую форму. Он не без ошибок, но отборочная комиссия посчитала, что это новый голос из России, что ребята талантливые и подходят к кино как к искусству. Хотя приза они не получили (а были очень близко к нему), но то, что фильм оценили, приняв в конкурс Роттердамского МКФ, уже означает очень многое. Елена и Николай Ренард – люди очень позитивные, креативные, и за десять дней, которые они провели в Роттердаме, оставили хорошее впечатление не только своим творчеством, но и тем, что достойно представили свою страну Россию – вот, если хотите, ответ на вопрос, что такое – российское национальное кино. Картину после Роттердама пригласили на многие другие фестивали, а у режиссеров, я знаю, уже есть несколько новых идей. Хочется верить, что в России найдется продюсер, который займется их следующим проектом и что они в новой системе финансирования тоже получат поддержку.
Лариса Садилова получила в Роттердаме Приз Тигра в 2003 году за фильм «С любовью, Лиля». Ее, как режиссера, в Роттердаме знают и любят. Может быть, потому что она рассказывает истории людей из провинции, причем без комплиментов, но всегда с любовью. Отборщикам «Febio festivala v Prage» «Сынок» так этим понравился, что они даже решили организовать в Праге ретроспективу ее фильмов. В Роттердаме также побывал ваш знаменитый актер Виктор Сухоруков, что для нашего фестиваля необычно, потому что к нам приезжают только режиссеры. Виктор очаровал голландскую публику не только своей ролью в «Сынке», но и своей актерской харизмой.
В этом году успешно был показан и документальный фильм Андрея Некрасова «Уроки русского». Если сравнить с предыдущими фестивалями, то русских фильмов в этот раз было меньше, но зато они были очень интересными.

Корреспондент:
Придерживается ли фестиваль какой-то тематической политики – ведь есть расхожее мнение о том, что на зарубежных МКФ приветствуются только те фильмы, в которых Россия показана грязной, дикой, малоцивилизованной страной?

Людмила Цвикова:

Главная идея нашего конкурса – это поиск новых талантов и поддержка молодых дебютантов. Этим мы отличаемся от остальных крупных фестивалей. Нередко Роттердам открывает режиссера, который позже появляется на крупных европейских фестивалях. Например, первую картину Кристиана Мунджиу мы поддержали роттердамским фондом Хуберта Балса, а вторая – «Четыре месяца, три недели и два дня» – получила Золотую Пальмовую ветвь в Канне. Понятно, что мы этим гордимся.
После большого успеха фильма «4» Ильи Хржановского, российского кино в конкурсе у нас долго не было, поэтому я была рада, что оно снова появилось. Кроме режиссеров, о которых я упомянула, в конкурсе однажды участвовал Александр Баширов (жаль, что он уже не снимает) и всегда много из восточно-европейского региона.
Кoгда чешский режиссер Богдан Слама показывал свой фильм «Дикие пчелы», за который позже получил Приз Тигра, в Чехии раздавались крики: «Такого у нас нет! У нас так не пьют, а женщины вообще не пьют!» Может быть, он побывал на другой планете и там все это увидел? Посмотрите картины мировых мастеров, снимающих высококачественное кино – тех же братьев Дарденн, которых тоже упрекают, что они показывают грязь, но разве это не из реальной жизни? Комедии, жанровое кино делаются для развлечения, как и мейнстрим. Но искусству нельзя подсказывать, что и как надо снимать.

Корреспондент:
Не утратило ли в последнее время альтернативное кино свою независимость под напором коммерческого, и не появились ли в связи с этим проблемы поиска качественных авторских фильмов для Роттердамского МКФ?

Людмила Цвикова:

Нет, в этом году у нас был очень сильный конкурс высокого качества, выражаясь словами кинокритиков. Коммерческого напора мы все немножко боимся, но я думаю, что художники были, есть и будут. У них другие амбиции и представление о богатстве заключается не в том, чтобы купить еще один автомобиль, дом или поехать кататься на горных лыжах в Швейцарию. Для них самое важное в жизни – творчество и то, чтобы его увидели зрители, а в идеале – чтобы поняли, прочувствовали, полюбили.

Корреспондент:
Какие перспективы открывает ваш фестиваль молодым режиссерам?

Людмила Цвикова:

Для молодых режиссеров поездка в Роттердам – это огромный шанс не только показать свой фильм, но также посмотреть и понять, как делается кино в мире, что это тяжелый процесс, потому что в нынешнее время они сами должны искать деньги для копродукции. В рамках фестиваля также проводится кинорынок «CineMart», в котором участвуют продюсеры, дистрибьюторы, агенты кинокомпаний. На нем ежегодно представлено около 35 проектов со всего мира, которые ищут партнеров за рубежом. В этом году из России участвовали два проекта: «Елена» Андрея Звягинцева и «Кожа» Алексея Балабанова, первый представлял продюсер Александр Роднянский, второй – Сергей Сельянов.
Даже если проекты не попадают на кинорынок, все равно, побывав на фестивале, где царит творческая атмосфера, есть возможность общаться и говорить про новые идеи, получаешь огромное вдохновение, что, наверное, так же важно, как представить свое кино зрителям. Вот это одна из самых важных современных функций нашего МКФ, которую можно назвать своего рода рабочей мастерской фестиваля.
Кстати сказать, в октябре прошлого года в Москве проходил первый «CentEast Moscow», похожий на роттердамский «CineMart», которому уже 26 лет и по образу которого возникло много рынков по всей Европе. «CentEast» в Москве был организован очень профессионально. На нем были представлены новые проекты, что вызвало большой интерес у зарубежных гостей, и я уверена, что эта инициатива может развиться в качественный крупный кинорынок, если будет продолжаться в том же духе.

Автор:
Антонина Крюкова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама