Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 июня 2010 13:24

Дмитрий Месхиев: «В фильме «Человек у окна» нет ничего такого, что должно приносить призы на фестивалях»

Дмитрий Месхиев: «В фильме «Человек у окна» нет ничего такого, что должно приносить призы на фестивалях»

12 июня 2010 года в Сочи в рамках программы основного конкурса 21 Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» будет показана новая картина «Человек у окна» -  режиссера и продюсера Дмитрия Месхиева. Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с кинематографистом о его новой работе. Разговор неожиданно зашел и об уровне современного телевизионного кино.  

Корреспондент:
Дмитрий, кому принадлежит идея фильма «Человек у окна»?

Дмитрий Месхиев:

Идея фильма появилась очень давно, придумал ее не я. Канал «Россия», в лице продюсера Сергея Шумакова, сценариста Ильи Тилькина и артиста Юрия Стоянова решили снять кино, в котором Юрий смог бы предстать в необычной роли. Придумали сюжет. Поскольку все они – мои товарищи, я не мог не следить за развитием их идеи. Но этот проект придумывался не для меня – не для меня конкретно писался сценарий. Я прочел первый вариант текста, поделился своим мнением. Потом мне предложили снять эту картину. Я отказался. Потому что боялся предопределенной Стоянову роли. Мне казалось, что будет очень тяжело сбить с артиста телевизионный налет, что он не сможет достоверно предстать в качественно ином амплуа в главной роли. К тому же, честно говоря, мне не очень нравился сценарий, который потом был переделан не без моего участия: я как-то «влез» в эту историю, начал давать советы, ругаться со сценаристом… В какой-то момент я подумал, что давно не снимал кино про любовь. Поподробнее пообщавшись с Юрием Стояновым на тему этого проекта, убедился: он на многое готов пойти, чтобы справиться с ролью. Я ему сказал: «Юра, в таком случае, тебе нужно начать все с белого листа». Юрий ответил: «Да хоть с коричневого!». На том и порешили – начали снимать. Сейчас могу с уверенностью сказать, что с ролью Юрий справился на «5 с плюсом». Уж не знаю, какое кино получилось, но Стоянов сыграл убедительно.

Корреспондент:
В каком амплуа зрители увидят Юрия Стоянова?

Дмитрий Месхиев:

В «Человеке у окна» Юрий сыграл героя-любовника, лирического персонажа. Зритель должен будет поверить в то, что в него может влюбиться хорошенькая молодая девочка. Ни в коем случае нельзя было допустить какого бы то ни было гротеска. Наоборот, требовалась полная искренность. Мне было нужно, чтобы он сыграл мужчину, имеющего успех у женщин и мечущегося между ними. При этом Юрий – не подтянутый юнец, а дяденька с соответствующими его возрасту особенностями фигуры. Но он оказался невероятно обаятельным и очень, на мой взгляд, достоверным. Честь ему и хвала! Юрий – просто замечательный артист. Многие в съемочной группе, особенно оператор Сергей Мачильский, скептически относились к этой затее. Но потом все поняли, что мы делаем кино с участием артиста, который полностью выкладывается. Юрий душу отдал этой роли – вот она у него и получилась.
Мне было нужно, чтобы всех героев «Человека у окна» было жалко. Я пытался сделать фильм без отрицательных персонажей.

Корреспондент:
В фильме «звездный» актерский состав. Еще кто-нибудь, кроме Юрия Стоянова, предстанет в непривычном образе?

Дмитрий Месхиев:

Мне нравится экспериментировать, поэтому я стремился посмотреть на известных актеров по-новому. Исходя из этого желания, ставил себе определенные задачи: если Стоянов предстает в несвойственной для него роли, то пусть остальные актеры – тоже. Поэтому Владимир Вдовиченков в «Человеке у окна» играет скромного парня в костюме и в очках. Герой Сергея Гармаша – несчастный, брошенный, одинокий человек. Мы пытались придумывать для актеров новые образы, новую внешность. Мария Звонарева и Кристина Кузьмина тоже, в общем-то, никогда не играли таких ролей, как в «Человеке у окна».

Корреспондент:
Как на Ваш взгляд, в российском кино есть «звезды», которые могут гарантировать картине с их участием определенный коммерческий успех?

Дмитрий Месхиев:

Мне кажется, у нас нет артистов, способных потянуть на себя кассу. Наши «звезды» в принципе, на мой взгляд, пока никак не влияют на сборы фильма, за редчайшим исключением тройки-пятерки актеров, типа Константина Хабенского, Федора Бондарчука... Известный артист может гарантировать только то, что он, скорее всего, хорошо справится со своей ролью и то, что наличие его имени в титрах окажется существенным плюсом в глазах DVD-прокатчиков и, особенно, телеканалов.

Корреспондент:
Жанр «Человека у окна» - мелодрама?

Дмитрий Месхиев:

Да, это кино про любовь, в котором все хорошо заканчивается. Обычный фильм про чувства и отношения, про людские ошибки. Я хотел рассказать простую, понятную городскую историю, которая может случиться с каждым из нас, и, собственно, не ставил перед собой никаких других задач. Не стремился снять кино в новой стилистике, не желал никаких художественных выкрутасов, не намеревался сделать фестивальное кино. В фильме «Человек у окна» нет ничего такого, что должно приносить призы на фестивалях.
Это кино про то, что каждый из нас жаждет любви, мучается без нее, изо всех сил старается ее обрести. Иногда нам кажется, что мы встречаем свою любовь, но ошибаемся, не замечая, что счастье ходит рядом. Вот так все банально. «Человек у окна» - светлая, радостная картина, я бы даже сказал, немного возвышенная. Надеюсь, она кого-нибудь да заденет.

Корреспондент:
Для какого зрителя Вы снимали этот фильм?

Дмитрий Месхиев:

Я делал кино не для молодежи, не для тинейжеров, а для людей старше двадцати пяти лет, во всяком случае, для тех, кто уже имеет опыт любовных отношений - кого бросали, скажем так. Поэтому понятно, что «Человек у окна» не будет иметь ошеломительный кассовый успех. Но фильм должен найти своего зрителя. Я надеюсь, что картина не оставит равнодушными тех, кто ее посмотрит. Причем мне хочется, чтобы это кино вызывало эмоции даже у мужчин, несмотря на то, что оно - про любовь. Более того, в мои задачи входило сделать картину с длинной телевизионной судьбой, потому что, снимая кино в нашей стране, нельзя рассчитывать только на кинопрокат. Но это не значит, что делал телевизионную картину. «Человек у окна» - широкоэкранное кино, которое, кроме всего прочего, можно на протяжении многих лет неоднократно показывать по телевизору. Не все кинофильмы имеют долгую телевизионную судьбу. По ряду причин. Артхаусные картины сложно смотреть по «телеку», потому что их в принципе сложно смотреть. К тому же, из-за особенностей стилистики, киноязыка они устаревают быстрее, чем мейнстрим. Коммерческое кино, наверное, для телевидения иногда слишком «наворочено»: в нем много перипетий, общих планов, сложный звук, свет и цвет.

Корреспондент:
Чем мелодрама «Человек у окна» может заинтересовать зрителей мужского пола?

Дмитрий Месхиев:

Возможно, мужчины смогут отождествить себя с главным героем и с другими персонажами мужского пола. Не рискую, конечно, выступать в роли какого-то всевидца, пророка, но факт - я старался сделать картину, в которой многие мужчины, как и женщины, смогут узнать себя и ситуации из собственной жизни, потому что прекрасно понимал: слезливая мелодрама не будет интересна очень многим. Я не стремился избегать штампов, банальностей. Ведь важно не их наличие или отсутствие, а то, как кино сделано. Все величайшие произведения искусства, например, как правило, необычайно банальны. Но они притягательны, потому что каждый может увидеть в них себя, отражение собственных чувств и переживаний, и понять про себя что-то новое, испытать свежие ощущения. Почему многим так нравится Джоконда, когда они на нее смотрят? Просто потому что люди тоже иногда так же задумываются, замирают в некой задумчивости и полуулыбке. Даже самое авангардное искусство теребит душу, если оно похоже на что-то внутри каждого из нас.

Корреспондент:
Ориентировались ли Вы при создании «Человека у окна» на какую-нибудь кинотрадицию?

Дмитрий Месхиев:  

Ориентацию на какую-то конкретную картину, или направление, или стилистику, я считаю, бессмысленной и ненужной в современном кино, поэтому я не ставил перед собой такие задачи, а просто хотел рассказать историю. Хотя некоторые переклички с советским мелодраматическим кино 60-70-х годов в «Человеке у окна», наверное, есть. Но это получилось само собой, независимо от моих желаний и намерений. Мы это обнаружили, когда уже начали клеить картину и делать звук.

Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, как снималась картина.

Дмитрий Месхиев:

Съемочный период проходил полтора года назад в Санкт-Петербурге. Весело и задорно. Сложностей никаких не возникало, поскольку картина несложная. В ней много интерьеров и много городской натуры. Из трюков – только погоня в начале картины. Даже и рассказывать не о чем - мы просто пошли и сняли кино. Зато постпродакшен был долгим. Грянул кризис, начались проблемы, поэтому прерывали работу больше чем на полгода. Мы довольно долго и трудно монтировали фильм. Но в какой-то момент картина, видимо, сама нас повела и привела к тому варианту, который и стал финальным.

Корреспондент:
«Человек у окна» снят по заказу канала «Россия». Были ли с их стороны какие-нибудь пожелания или, наоборот, ограничения, что должно быть в фильме, а что - нет?

Дмитрий Месхиев:

Это не первая картина, которую я делаю совместно с каналом «Россия». Требований с их стороны не было. Мы изначально, можно сказать, на бегу договорились о каких-то принципиальных вещах, а дальше я был свободен в своих решениях. Допустим, мы обсудили, что в фильме будут сниматься известные артисты, а кто конкретно - я выбирал сам. Хотя в некотором роде эта картина обусловлена контентом канала «Россия».

Корреспондент:
Контент федеральных телеканалов, за исключением небольшого числа программ и телефильмов, ориентирован на так называемую «тетю» или даже «бабу Маню». Вам тоже приходилось учитывать ее интересы?

Дмитрий Месхиев:

Вы очень зря так говорите. Могу сказать, что на самом деле огромное количество современных тенденций находят отражение в телевизионных фильмах. Более того, иногда они именно там и рождаются. Очень многие достойные артисты рождались на телевидении. Существует колоссальная разница между телевизионными фильмами конца 90-х – начала 2000-х и сегодняшними телекартинами. Уже имеются определенные традиции телекино. Как известно, есть ряд телевизионных фильмов, снятых в советское время и ставших классикой. И я могу сказать, что за последние годы было сделано несколько многосерийных картин, которые навсегда останутся в истории. Например, «Бригада» и «Ликвидация». По части кинопродукции телевидение, как мне кажется, сейчас несколько впереди широэкранного кино. В первую очередь, за счет объемов кинопроизводства. Ведь в нашем деле только количество рождает качество. Так что я не могу согласиться с кинематографистами и журналистами, считающими телекино более низким по качеству, по тематике.   О каком качестве в широкоэкранном кино мы можем сейчас говорить, если львиная доля картин делается шаляй-валяй? Телевизионное кино, тем временем, становится все качественнее и качественнее, и темпы роста качества значительно выше, нежели в широкоэкранном кино, где в основном царит обман - зрителя зовут на одно, а подсовывают ему совершенно другое.
Тенденция такова, что все больше и больше серьезных режиссеров уходят в производство телефильмов, поскольку на телевидении сейчас больше возможностей: предлагаются серьезные бюджеты, интересные истории. Например, сейчас снимаются 80 серий булгаковских «Дней Турбиных». Это же безумно интересно! Я искренне белой завистью завидую режиссеру, который работает над этим сериалом. Или тот же «Достоевский» Владимира Хотиненко!

Корреспондент:
Что, в таком случае, на Ваш взгляд, нужно сделать нашей киноиндустрии, чтобы вернуть былые позиции?

Дмитрий Месхиев:

В первую очередь, надо начать снимать правильно адресованное понятное кино. Нужно прекратить снимать дорогущий артхаус за государственные деньги. Стоит делать жанровое кино. Зрителям безразлично, сколько призов картина получила на фестивалях. Ему должно быть интересно. Ни больше, ни меньше. Фильмы надо делать честно, ориентируясь на  качество, к которому зритель привык, глядя западное кино. Не умеете снимать перестрелки так, чтобы они смотрелись убедительно, - не надо их снимать! Или надо отдавать этим перестрелкам столько сил, времени и денег, чтобы это выглядело здорово. Тогда никто не будет говорить: для нас типа неплохо, а для Голливуда - детский лепет. Если на технологии не хватает денег, не надо снимать технологичное кино.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама