Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 октября 2007 00:00

Проректор ВГИК им. С. А. Герасимова Алевтина Петровна Чинарова - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат экономических наук, член Оргкомитета Фестиваля ВГИК

Проректор ВГИК им. С. А. Герасимова Алевтина Петровна Чинарова - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат экономических наук, член Оргкомитета  Фестиваля ВГИК

 15 октября в кинотеатре «Пушкинский» стартует 27 Международный Фестиваль ВГИК. Один из крупнейших и престижнейших студенческих фестивалей в мире. 15 октября в кинотеатре «Пушкинский» стартует 27 Международный Фестиваль ВГИК. Один из крупнейших и престижнейших студенческих фестивалей в мире.
В преддверии фестиваля своими мыслями по поводу этого события, о традициях и новшествах поделились с нашим корреспондентом  член Оргкомитета фестиваля, проректор по творческой, научной и инновационной работе Алевтина Петровна Чинарова - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат экономических наук,

 Корреспондент.
-Алевтина Петровна, нынешний ВГИКовский фестиваль уже 27 -ой.
Что нового в фестивальной программе и организации фестиваля?

 Чинарова А.П.
- Во-первых, у нас новый председатель Оргкомитета фестиваля, он же ректор ВГИКа -
Малышев В.С.
Ну что еще? Я так скажу, новое не всегда в каких-то фактах, оно не всегда в каких-то новых программах. Само проведение конкурсной программы  достаточно традиционно и более того я даже считаю, что это принципиально и отклоняться от этого не следует, потому что конкурсные программы включают все произведения, созданные фактически за год по всем специальностям.
Что очень существенно, что это не только конкурс фильмов, но это конкурс и сценариев и живописных и графических работ, то есть это все специальности ВГИКовской подготовки, они охвачены и это такой смотр-отчет.
А что касается внеконкурсной программы, то она всегда нова и интересна, всегда новые мастер-классы. В этом году мы очень большую надежду возлагаем на мастер-классы. У нас их будет целая серия. Мне кажется, что это очень интересно. Студенты ждут встречи и с Аллой Демидовой, потому что она не только уникальная актриса, но и глубокий, интересный, думающий человек и еще блестящий профессионал. Встреча с ней студентам много чего даст. Это и К. Серебренников, интересный, яркий человек в театре и поэтому встреча с ним весьма и весьма любопытна и интересна.
Ну и это конечно В. Познер, для нас это тоже интересно, поскольку мы существуем в контексте всей экранной культуры, и у нас даже специальности все называются «режиссер кино и телевидения», «художник кино и телефильмов», и т.д. Мы охватываем всю экранную культуру, поэтому замыкаться только на кинематографе мы не должны.
И конечно встреча с Кареном Шахназаровым. Это крупнейший деятель кино, я бы сказала сегодня один из крупнейших организаторов кинопроцесса, который выступит в нескольких ипостасях, в том числе и как организатор кинопроизводства, причем поднявший сегодня гигантскую студию, гигантскую производственную базу, которая сегодня конкурентоспособна во всем мире.

 Корреспондент.
- Расскажите, пожалуйста, почему в этом году 5 разных жюри на разных конкурсах?

 Чинарова А.П.
- Это связано с количеством фильмов. Принципиально новое на этом фестивале, то, что в этом году нет отборочной комиссии. В прошлом году и во все предыдущие годы мы отбирали фильмы. Представители всех факультетов участвовали в этом отборе. Но поскольку все-таки основной творчески направляющей единицей является кафедра и творческая мастерская и выдвигают на конкурс творческие мастерские, а затем это обсуждается на кафедре, то мы решили, что не очень корректна отборочная комиссия.

 Корреспондент.
- То есть, в этом году не будет разделения на конкурсный и информационный показы?

 Чинарова А.П.
-Будет. Но в информационный показ войдет то, что не было выдвинуто кафедрами. Например, режиссерская работа студента сценарного факультета, или работа выпускника ВГИКа, но с участием наших студентов. В режиссерском конкурсе эти работы участвовать не могут.
А жюри смотрит несколько часов свою программу. Если мы, например, выделяем документалистов в отдельную программу, они смотрят только документальное кино, игровики смотрят только игровое кино. Таким образом, мы жалеем жюри, и с другой стороны не отрываем их от трудовой деятельности, поскольку жюри работает на добровольных и чисто, я бы сказала, доброжелательских началах. Мы не платим жюри ничего, поэтому слишком обременять людей и отрывать от работы на целую неделю было бы неправильно.
Сложнее будет с международным жюри. Потому что там все-таки большая программа. Примерно 20 часов времени. И разделить эту программу не представляется возможным, так как пришлось бы создать еще несколько жюри. Так что придется отсмотреть 20 часов экранного времени.

 Корреспондент.
- Изменилась также   традиция приглашения в жюри выпускников ВГИКа. В связи с этим, как Вы думаете, судейство будет более объективным?

 Чинарова А.П.
- Да, действительно, была такая традиция, мы стремились пригласить ВГИКовцев.
С другой стороны, когда приходит профессионал в кино, как, например, горячо мной любимый и уважаемый Гарри Бардин, я считаю, что для нас это только находка. И если он свое яркое и может быть, даже ехидное суждение по поводу  фильмов произнесет, я считаю, что это будет только полезно. Или, например такой актер, как Йозас Будрайтис, который снимался во множестве фильмов. У нас ведь и преподают  сегодня не только ВГИКовцы. Но они опосредовано все равно ВГИКовцы. Знаете почему? Потому, что Володя Хотиненко, который не ВГИКовец, преподающий здесь, ученик ВГИКовца – Никиты Михалкова. Игорь Масленников, который сейчас преподает – ученик Козинцева, который преподавал много лет и во ВГИКе и преподавал Масленникову точно так, как он преподавал во ВГИКе. Поэтому в каком-то смысле вообще место ВГИКа замечательно тем, что это базовая фундаментальная основа всего образовательного процесса в этой сфере. Так или иначе, в любой киношколе мира – ВГИК. Потому, что первые программы разработаны здесь, первые методики обучения профессии разработаны здесь, первые учителя свой педагогический опыт формировали здесь, то есть все здесь. Поэтому я считаю, что мы не должны зацикливаться на этом. Кроме того, я считаю, что в этом есть свой плюс, когда не ВГИКовцы приходят судить. Все-таки ВГИКовцы пристрастны, они, так сказать, с большим пониманием относятся к процессу. А мне бы хотелось, чтобы взгляд был беспристрастным, он сегодня полезен. Мы сегодня переживаем такое интересное время и в кинематографе, потому, что в кинематографе наметились две тенденции. С одной стороны наше кино пошло по пути подражания американским моделям и сюжетосложения, и вообще моделям создания фильма. А с другой стороны мы как-то очень обратились к своей традиции прошлой, но обратились не перейдя на новую качественно новую ступень в переосмыслении этой традиции, а как бы ее воспроизводя. От некоторых фильмов пахнет чем-то ископаемым, из прошлых времен. С сожалением говорю, что я  иногда вижу у студентов ВГИКа такое следование традиции, которая не взорвана напором сегодняшнего  времени, современной эстетики. Мне бы хотелось видеть в студенческих работах побольше озорства. И взгляд со стороны тут очень важен. Нам нужна журналистика и киноведение не только информационные, но и которые помогают становлению процесса, которые помогут и педагогам (ведь фестиваль это экзамен для педагогов тоже) посмотреть на себя в контексте мирового образовательного процесса. Нужно конструктивное участие. В этом смысле и привлечение в жюри сторонних глаз полезно. И хотелось бы побольше внимания журналистов, чтобы они проанализировали программу, но не просто в качестве описания, а сделали киноведческий анализ и критику.
Но с другой стороны критика должна быть не злая, а с пониманием, что это проба пера.

 Корреспондент.
-Каков в этом году главный приз? Предусмотрен ли денежный эквивалент? Что нового?

 Чинарова А.П.
- Нет. С призами все остается в рамках традиции. Но, что меня радует, «Центр национального фильма» готов предоставить призы для трех!!! фильмов в трех номинациях и, что приятно, призы сопровождаются денежной помощью.
Какие призы у нас есть традиционные? Например, приз В.Я. Бахмутского, приз Л.Б. Фелонова за лучший монтаж, замечательного нашего педагога, которого, к сожалению давно уже нет. Он работал вместе с С.Эйзенштейном и внес необычайный вклад в монтажную культуру и воспитание студентов. У нас есть традиционный приз им. Т.Ф. Макаровой, который тоже будет в этом году вручаться. Более того, у нас в этом году 100 лет со дня рождения Т.Ф.Макаровой. Тамара Федоровна, которую мы бесконечно любим, была для ВГИКа не менее значима, чем  Сергей Апполинариевич Герасимов. На третьем этаже уже монтируется выставка, посвященная  творчеству Т.Ф. Макаровой.
 В этом году 50 лет выхода на экран двух значимых фильмов: «Летят журавли» и «Дом, в котором я живу». Это я говорю о верности ВГИКа традициям. И этим двум фильмам, на мой взгляд, знаковым фильмам в нашей истории кино и вообще в нашей кинокультуре будет посвящена конференция.
В этом году открытие фестиваля в кинотеатре «Пушкинский», никогда этого еще не было. Хотя для нас это достаточно обременительно. Нам дается время ровно одного сеанса, и мы должны все, все успеть. И, конечно, поскольку кинотеатр постоянно занят, нам не дают возможности развернуть там ту декорационную экспозицию, которую мы бы хотели и главное, отрепетировать, поэтому есть небольшие опасения, что там могут возникнуть какие-то сбои, которые неизбежно бывают на любом открытии. А закрытие будет традиционно в «Доме кино», как всегда. Закрытие всегда интереснее потому, что в нем столько тайн, ожидания, напряжения.

Реклама