Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 октября 2007 00:00

Проректор ВГИК им. С.А.Герасимова Сторчак Татьяна Николаевна - заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук, член Оргкомитета Фестиваля ВГИК

Проректор ВГИК им. С.А.Герасимова Сторчак Татьяна Николаевна - заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук, член Оргкомитета  Фестиваля ВГИК

15 октября в кинотеатре «Пушкинский» стартует 27 Международный Фестиваль ВГИК. Один из крупнейших и престижнейших студенческих фестивалей в мире.
В преддверии фестиваля своими мыслями по поводу этого события, о традициях и новшествах поделились с нашим корреспондентом  члены Оргкомитета фестиваля, проректор по международным связям - Сторчак Татьяна Николаевна - заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук.

Приводим полный текст интервью.
 

Корреспондент: Татьяна Николаевна, сравнивая вгиковский фестиваль с международными «собратьями» можно ли отнести наш смотр к классу «А»?

Татьяна Николаевна Сторчак: Безусловно! Во-первых: большое количество участников. Мы представляем киношколы мира в таком масштабе, что практически наши студенты находятся на уровне учебного созерцания, образовательного созерцания процессов, которые идут в мире

Во-вторых: мощное жюри. Посмотрите на его состав это – высокие профессионалы! Они общаются со студентами, они объясняют, отвечают на вопросы. К любому из них после объявления призеров можно подойти. Словом, вгиковский фестиваль это – смотр, но это еще и урок.

В-третьих: международные фестивали школ мира, а их – 120, устраивают международные программы и очень редко устраивают смотр собственных работ. У нас же помимо международной программы, которая в этом году представлена 46-ю киношколами мира, очень серьезное внимание уделяется именно вгиковской программе. Идут очень серьезные конкурсы по факультетам, то есть идет проверка уровня подготовки всего института. Это отлично от многих других фестивалей.

Корреспондент: Традиционно на вгиковский конкурс присылаются картины как минимум из 30 стран. Расширилась ли фестивальная география в этом году?

Татьяна Николаевна Сторчак: Сегодня у нас принимают участие школы из практически всей кинематографической Европы. Возьмем Скандинавию – практически все школы, возьмем восточную Европу – это и Чехия, это и Словения, и Словакия, Югославия, Польша.

Сегодня у нас и Соединенные штаты прислали картины. У нас сегодня и Бразилия, у нас сегодня и Швейцария прислали целую подборку картин по анимации, и мы будем с ними подписывать договор о сотрудничестве. Там у нас сегодня большой Корреспондентерес по сотрудничеству в области анимации и мультимедиа.

Вся международная программа составляет 20 часов и в ней представлено 46 киношкол и это радостно, потому что тогда у нас идет настоящий конкурс. И я думаю, что во ВГИК присылаются настоящие работы. Даже если они не достигли желаемого уровня, тем не менее, это – лучшие произведения, которые сделали киношколы.

Корреспондент: Значит вес вгиковского конкурса год от года лишь возрастает?

Татьяна Николаевна Сторчак: Разумеется. Мне очень приятно, что сейчас параллельно идут два фестиваля наш и в Лодзи, и мне мои коллеги из Польши звонят и с обидой говорят: «Татьяна Николаевна, вы отняли у нас всех гостей». То есть происходит процесс, когда вгиковский фестиваль наращивает к себе Корреспондентерес как смотр, который получает оценки. Он чрезвычайно важен для наших зарубежных коллег. А самое главное, наши гости здесь хотят посмотреть программы других киношкол.

Корреспондент: А вот видимые, основные конкуренты ВГИКа кто?

Татьяна Николаевна Сторчак: Для нас конкурентны в разные годы бывают школа Гамбурга, шведский институт, где всего-то 8 учащихся, 8 режиссеров. Датская школа очень сильная.

Корреспондент: Можно ли говорить о каких-либо общих тенденциях в мировом молодежном кинематографе?

Татьяна Николаевна Сторчак: Я не знаю, какая сегодня будет программа у ВГИКа, хотя мы, безусловно, в европейском кинематографе. А вот если взять азиатское кино, в азиатском молодежном кино я работала членом жюри в Гонконге и Тайване, я обратила внимание, что там смерть, криминал, безысходность, депрессия. И сегодня наши студенты, которые отсматривали 30 часов фильмов, присланных на конкурс из восточных киношкол, выбрали только 20 – по 40 минут от каждой, я попросила их назвать тенденции. На пресс-конференции они говорили о безысходности, попытки как-то выделять индивидуумы из среды, показать их глубину. Но глубина эта почему-то все время печальная. Может быть это – эмоциональный подход, может это японское самурайское такое ощущение. Тоже может быть. Хотя там процветающая экономика. Это – состояние общества.

Корреспондент: Минусы, слабые места есть у вгиковского фестиваля?

Татьяна Николаевна Сторчак: Минусы – слишком большая нагрузка, слишком много гостей. Тяжело. Много задач, которые стоят перед организаторами. Потом смотрите, все присланные на фестиваль фильмы надо перевести – 20 часов перевода, оформить 90 виз, 90 регистраций. Ведь к нам приезжают 90 участников. Их надо всех расселить, их надо всех накормить, им надо показать наши картины. С ними надо еще и поговорить, рассказать об институте, пообщаться.

Еще в этом году большая проблема – смена студенческого руководства – новый Оргкомитет. Заново учимся. Правда, что касается ребят, которые занимаются международной программой, я ими очень довольна. Они отсмотрели все картины, они перевели сами. Нам, конечно же, легче, мы говорим, что за все отвечают студенты и, порой, скрываем свои собственные ошибки. Но, разумеется, фестиваль трудный очень для администрации ВГИКа и для студенчества, которое работает, очень трудный. Ведь  

предстоит и очень массивный театральный фестиваль. В сегодняшней программе 4 международных школы привезли свои спектакли.

Корреспондент: А не возникнут ли проблемы понимания, ведь гости представляют свои спектакли на родных языках?

Татьяна Николаевна Сторчак: Да дело даже не в языке, дело в ощущениях, дело в конструкции. Ведь мы же показываем для профессионалов. И ведь они играют не только словом, они играют и мизансценой, и декорацией, и светом. У нас сейчас будет очень дорогой свет. А как готовить актера, если не показать ему, что другие актеры могут играть при таком свете? Может быть, он тоже когда-нибудь сыграет при этом свете. Так что мне кажется, что есть свой язык, который построен на ритме, на пластике, который построен на ансамблевой культуре.

Корреспондент: Планируете какие-нибудьсовместные мероприятия для вгиковских студентов и гостей?

Татьяна Николаевна Сторчак: Таких целенаправленных пионерских вечеров не будет. Но они же все время вместе. И на мастер-классах, и на просмотрах. Вы только посмотрите, какие мастер-классы в этом году шикарные. Мы все время твердим нашим студентам, и их, бедных, очень этим обижаем, что фестиваль – это учебный процесс! Фестиваль – это продолжение учебного процесса. Да, но мне кажется, что фестиваль – это еще и наслаждение. Хотя здесь не праздная обстановка, и с катарсисом, я надеюсь. Потому что будет катарсис, обязательно будет.

Реклама