Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 января 2011 13:55

Виктор Лакисов: «Мы освоили технологию производства стереокино как теоретически, так и практически»

Виктор Лакисов: «Мы освоили технологию производства стереокино как теоретически, так и практически»

20 января 2011 года на экраны вышел «Самый лучший фильм 3-ДЭ», уникальный и пока единичный случай в отечественной киноиндустрии: решение о реализации проекта в стереоформате было принято еще на этапе препродакшена. Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с Виктором Лакисовым, режиссером и супервайзером, руководителем студии визуальных эффектов и трехмерной анимации Asymmetric VFX,  осуществившей полный комплекс работ по стерео и визуальным эффектам.

Корреспондент:
При выполнении полной технологической цепочки производства стереокино с визуальными эффектами в чем заключаются преимущества по срокам, трудоемкости и качеству готового материала?

Виктор Лакисов:

Весь визуальный постпродакшн фильма сделан в Asymmetric VFX, т.е. все, кроме озвучания и музыки. Оптимально, когда вся коммуникация происходит в рамках одной студии и физически в соседних помещениях (что для Москвы существенный фактор). Если предположить, что монтаж, эффекты и цветокоррекция делались  бы в трех разных студиях, то к срокам постпроизводства можно было бы смело прибавлять пару месяцев суммарного времени, необходимого для коммуникации этих подразделений. Ну и само собой, у каждой студии имеется свой административный аппарат, а значит, и бюджет на постпродакшн тоже был бы несколько другой.
В нашем случае сроки были сжатые, даже если их рассматривать с точки зрения обычного фильма. Съемки закончились в первых числах сентября, а в середине декабря мы должны были завершить работу и отдать материал на кодировку и печать негатива. Получается с натяжкой 4 месяца на весь постпродакшн (монтаж, сборка, стереосведение, эффекты, цветокоррекция). Монтаж закончился в 20-х числах октября, оставалось два с половиной месяца до нового года, и, соответственно, до полного окончания работ по проекту. Количество планов с эффектами возросло до 350-ти.
Для того, чтобы все это успеть, нужно практически все процессы запускать параллельно и ежеминутно контролировать этот поток. Другими словами, необходимо было выстроить сквозную технологическую цепочку, плотно связывающую все процессы. Например, разрабатывая метод подготовки съемочного материала к монтажу, необходимо обеспечить возможность просмотра монтажа в стерео, быструю сборку сцен в чистовом стерео варианте во время монтажа, подготовку исходных кадров для эффектов и сборку всего фильма в стереоварианте по окончания монтажа. Естественно, это намного проще сделать, когда съемочный материал централизованно располагается на сервере, к которому есть одновременный доступ всех сервисов.
Один из важных факторов, помогавших нам в производстве, - это профессиональное доверие, которое мне как супервайзеру эффектов оказывали продюсеры и режиссер фильма. Например, если по объективным причинам тот или иной эффект не укладывался во временные рамки, то я получал от продюсера добро на то, чтобы отказаться от этого эффекта. Также  имели место прецеденты, когда я пускал в производство эффекты, которые не были запланированы.



Корреспондент:
Благодаря каким предварительным процедурам, проведенным вашей студией и съемочной группой, постпродакшен стереоскопического фильма по срокам не отличался от производства традиционного фильма?

Виктор Лакисов:

Первым делом вопрос встал о конвертации в псевдостерео. На тот момент в московском воздухе витала иллюзия, что существуют некоторые чудо-конвертаторы, которые могут сделать псевдостерео быстро и дешево, точнее около $2 тысяч за минуту. В то же самое время западные студии предлагали услуги по конвертации от $50 тысяч до $75 тысяч за минуту фильма. Пришлось разобраться в этом вопросе. Я выбрал несколько сложных кадров из военного кинопроекта и сконвертировал их по такой же технологии, как конвертировался на Западе один из фильмов о Гарри Поттере. И параллельно с этим дал кусочек плана в компанию, которая объявляла стоимость конвертации от $2 тысяч. По собственному опыту цифры получились не утешительными, $25-30 тысяч за минуту, соответственно, это абсолютно нереально для бюджетов нашего кинематографа. Тем временем, миф о чудо-конвертаторах развеялся сам собой, ничего хорошего быстро и дешево не бывает, результат получился абсолютно неприемлем для большого экрана. На этом вопрос псевдо стерео был закрыт.
Теоретическую поддержку на начальном этапе нам оказал Мелкумов Александр Сергеевич, который дал нам основы стереоскопии. Он подготовил что-то наподобие экстренных курсов по стерео для режиссера, оператора и супервайзера эффектов. В кинозале НИКФИ нам демонстрировали стереофильмы, снятые этой оптикой на широкоформатную пленку 30 лет назад.
После того, как был выбран метод съемки, мы (Monumental Pictures, Action Art, МКБК и A-VFX) сняли за один съемочный день пробный ролик. Он представлял из собой каскадерскую импровизацию на тему захвата заложников, в которой присутствовали каскадерские трюки, выстрелы и взрывы гранат. Погода в тот весенний день, «к счастью», тоже была пробная, в результате чего в одном трехминутном ролике мы получили кадры с ярким солнцем, дождем, мокрым снегом и пасмурным состоянием. В-общем, испытали и камеру и оборудование.
Этот тест показал, что с оборудованием работать можно, но вопросов по-прежнему было больше, чем ответов. Поэтому последовали еще два пробных съемочных дня. В результате мы сделали три пробных ролика длительностью 3, 7 и 12 минут соответственно. Каждый из них проходил полную цепочку: обработка съемочного материала, монтаж, эффекты, стереосведение, цветокоррекция, кодировка для цифровых кинотеатров и печать на пленку.
Благодаря этому мне удалось правильно разработать основу технологической цепи производства.



Корреспондент:
Какая использовалась съемочная техника и почему именно эти камеры были выбраны для съемок, в чем их преимущества?

Виктор Лакисов:

Использовалась американская камера «Phantom 65» и отечественная оптика «Стерео-70». Сочетание этой камеры и оптики не случайно. Система объективов «Стерео-70» изначально разрабатывалась под широкоформатную кинопленку, на которую проецируются одновременно два стандартных 35-ти миллиметровых кадра. Но на сегодняшний момент съемка на широкоформатную пленку очень дорогое удовольствие даже для бюджетов иностранных фильмов, а тем более для наших. Данная цифровая камера Phantom-65 имеет матрицу, по ширине аналогичную кадру на 70-ти миллиметровой пленке, это позволило использовать отечественную разработку почти 30-ти летней давности. Конструкторам МКБК пришлось разработать систему крепления оптики к цифровой камере. В подготовительный период также происходила тонкая настройка и доводка переходников. К счастью, у меня была возможность взаимодействовать с конструктором, который при обнаружении дефектов в кадре, тут же делал поправки в некоторых агрегатах оптики.



Корреспондент:
Как проходила работа над фильмом, расскажите подробнее, с наиболее яркими примерами.

Виктор Лакисов:

Работа над фильмом напоминала езду на сноуборде впереди снежной лавины. Ежедневно с площадки поступало по 6-8 террабайт исходных материалов, которые необходимо было срочно обрабатывать. И стоит замешкаться, – лавина накроет… На протяжении всего периода работы над картиной суммарный объем данных по проекту превысил 400 террабайт.

Корреспондент:
Как удалось избежать искажений и других дефектов, нередко встречающихся при производстве 3D? Какое для этого использовалось оборудование?

Виктор Лакисов:

Некоторые типы «стерео-ошибок» были исключены в принципе, из-за конструктивной особенности данной оптики и камеры. Например, такие серьезные ошибки двухкамерной системы, как рассинхронизация, разная калибрация матриц и дисторсия стекла между камерами исключены в принципе. Но подводных камней, тем не менее, хватало. Эта камера оказалась совершенно не приспособлена для кинопроизводства, в отличие, например, от камер семейства RedOne, у которых весь инструментарий уже создан, многие программы напрямую поддерживают red'овский формат, чем не может похвастаться камера Phantom 65. В результате нам пришлось создать собственные программные инструменты для конвертации и сборки съемочного материала.
Хорошее техническое оснащение студии – это тоже один из основных факторов, позволивших нам справиться с задачей. Специально для проекта такого уровня у нас есть отдельный сетевой массив вместимостью 120 Террабайт, обеспечивающий одновременный скоростной доступ специалистов к данным проекта. Для просчета компьютерной графики использовалось до 75-ти вычислительных узлов нашего рендер-фарма. Цветокоррекция фильма происходит на DaVinci Resolve на платформе Apple MacPro. Для контроля стерео в производстве используются рабочие станции, оснащенные оборудованием RealD. Для контроля стерео на «большом» экране у нас есть просмотровая со стереопроектором и трехметровым экраном, сконфигурированным для NVIDIA 3D Vision.



Корреспондент:
Чем вам был, в первую очередь, интересен именно этот проект?

Виктор Лакисов:

 Конечно тем, что он стереоскопический. Бум стереокино, спровоцированный «Аватаром», набирает обороты, и сейчас очевидно, что быстро он не схлынет, а скорее всего плотно закрепится в киноиндустрии. Поэтому мы, как студия постпродакшена, обязаны уметь это делать, если хотим успешно существовать на рынке и тем более выходить на международный уровень. Кроме «стерео-стимула» в фильме предполагались сложные эффекты, благодаря которым на нас и обратили внимание продюсеры. Во-первых, это сцена с оборотнем, в которой мы должны были сделать сложную и постепенную трансформацию актера в оборотня. И второе, сцена-пародия «Черная Молния». Но, так как мы участвовали в создании эффектов в оригинальном фильме, то этот факт особо не вдохновлял. А когда все началось, мы поставили себе цель сделать пародию лучше, чем оригинал. По окончанию этого проекта я могу со всей ответственностью сказать, что мы освоили технологию производства стереоскопического кино как теоретически, так и практически.

Корреспондент:
Обычно в стерео-формате делаются фильмы, в сценариях которых заложены определенные визуальные возможности. Это, как правило, фэнтези-проекты, предлагающие зрителю окунуться в другой мир. В «Самом лучшем фильме 3-ДЭ» таких предпосылок нет. Стереоформат здесь ограничен рамками современной комедии и потому почти не ощутим. Как Вы считаете, стоило ли в таком случае вообще обращаться к этому формату?

Виктор Лакисов:

Художественный фильм – это уже другой мир, даже если он внешне похож на наш. Когда в кино пришел звук, его тоже кто-то применял со смыслом, как новый элемент киноязыка, а кто-то применял в любом случае, потому что видел, что за этим будущее... Я думаю, были правы и те и другие. Никого ведь теперь не удивляет наличие звука «dolby» в современной комедии, а ведь по аналогии можно было бы сказать, что в таких фильмах звук мог быть просто стерео или вообще моно. У человека по природе зрение бинокулярное, так что вполне логично, если мы будем стремиться создавать объемную картинку в независимости от жанра. Я планирую в этом году запустить собственный кинопроект как режиссер, это будет мой второй фильм как режиссера-постановщика. Он будет сделан, конечно, в стерео. В этой картине стереоэффект будет оправдан с визуальной стороны, поскольку фильм будет зрелищный, жесткий, в жанре sci-fi.



Корреспондент:
Смотря фильм, почти сразу же забываешь о стереоформате, невольно перестаешь обращать на него внимание. Намеренно ли Вы добивались такого результата?

Виктор Лакисов:

Это хорошая оценка с технической точки зрения, спасибо. Это означает, что вам было комфортно смотреть или как минимум не больно. Вы бы знали через что прошли продюсеры и остальные члены группы, которым приходилось смотреть сырой материал на большом экране, когда мы только начинали понимать, как с ним правильно работать.
Все предыдущие волны стереобума прошлых лет заглохли отчасти из-за некомфортного и несовершенного оборудования проекции в кинотеатрах. Если зрителю дискомфортно или даже больно смотреть стереоизображение, понятно, что он больше не придет. Сейчас технологии позволяют сделать проекцию комфортной, насколько это возможно в очках в принципе. Но на сегодня есть реальная опасность, по которой зритель может «остыть» к стерео, - это технически некачественные фильмы. В первую очередь конвертированные псевдостерео фильмы. Массовый зритель не будет вдаваться в подробности, как сделано стерео, которое ему показывают, он просто для себя сделает вывод: стерео – это хорошо, или стерео – это полное г...., после которого болит голова. Далеко ходить за примерами не приходится. На премьерном показе нашего фильма в кинотеатре Октябрь «киномеханик» перепутал на проекторе «глаза», вместо изображения для правого глаза поставил левый, а вместо левого правый. В результате первые минут 7 фильма вместо нормального стерео демонстрировали брак. Я наблюдал, как некоторые опытные зрители догадались перевернуть очки, а остальные так и продолжали смотреть фильм, в котором стерео было вывернуто наизнанку... сложно представить, что у них творилось в голове про «наш самый лучший...». Мне было неприятно смотреть на это, потому что в начале фильма стоит сцена с оборотнем...



Корреспондент:
Довольны ли Вы результатом? Всех ли поставленных целей удалось добиться с учетом того, что это первый российский фильм подобного рода?

Виктор Лакисов:

Я бы не делал скидок на «первый российский», его можно смело ставить в один ряд с любым другим иностранным стерео фильмом, и с точки зрения стерео эффекта он будет не хуже.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Визуальные эффекты

Реклама