Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 апреля 2016 20:03

II Национальная анимационная премия «Икар»: Выбор без выбора

II Национальная анимационная премия «Икар»: Выбор без выбора

8 апреля 2016 года, в День российской анимации, в московском культурном центре ЗИЛ состоялась церемония вручения II Национальной анимационной премии. Фаворитом весьма предсказуемо стал вызывающий противоречивые чувства фильм «До любви» Игоря Ковалева – проработавшего 20 лет в США и вернувшего в Россию соратника Александра Татарского. 

Церемония была оформлена в стилистике мультфильма «Шкатулка с секретом»: буклет, анимированные проекции на стены зала и заставки, предваряющие вручение каждой статуэтки, были сделаны в духе известной работы Валерия Угарова, 75-летие которого отмечается в этом году; к тому же композитору фильма Владимиру Мартынову исполнилось 70, а самой «Шкатулке с секретом» - 40 лет. 

церемония вручения II Национальной анимационной премии (фото Валерий Рябин)

Вечер, как и  прошлом году, вели художественный руководитель премии Сергей Капков и режиссер анимационного кино, актриса Виктория Привалова. Самой трогательной частью церемонии стало вручение премии «Мастер» Владимиру Николаевичу Зуйкову: зал стоя продолжительной овацией приветствовал выдающегося художника, иллюстратора, учителя и наставника многих деятелей анимационного кино.

церемония вручения II Национальной анимационной премии, ученики поздравляют Владимира Зуйкова (фото Алексей Юшенков)

В основном «Икары» разлетелись в одном направлении. Новый фильм признанного мастера Игоря Ковалева «До любви», уже получивший  Гран-при XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, удостоился пяти «Икаров»: в номинациях «Фильм», «Продюсер» (Ирина Фомченко, Елена Малёнкина, Алексей Бондарь), «Режиссер» (Игорь Ковалёв), «Художник» (Дмитрий Маланичев) и «Звукорежиссер» (Иван Титов). Мелодрама Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе» по мотивам рассказа Давида Дара стал лидером по количеству номинаций: претендуя на победу в восьми номинациях из двенадцати, фильм получил две статуэтки: за анимацию (Степан Бирюков, Светлана Зимина, Татьяна Киселева, Татьяна Подгорская) и музыку (Андрей Семенов).

Премия за лучший сценарий неожиданно ушла к Дине Великовской за трогательную, простую и незамысловатую притчу «Про маму». Лучшей актрисой озвучания стала обожаемая деятелями анимационного кино Лариса Брохман (сериал «Поросенок»), обошедшая выдающихся мастеров своего дела Сергея Дрейдена («Андрей Хижина и его горе»), Юлию Рутберг («Мама Цапля»), Сергея Юрского и Наталью Тенякову («Облака ручной работы»).

Самой большой неожиданностью оказалась награда в категории «Персонаж»: эксперты выбрали Людоеда («Даша и Людоед», режиссер и художник Наталья Суринович), который при всех своих достоинствах очевидно проигрывает Сторожу («Питон и Сторож», режиссер и художник Антон Дьяков) – яркому образу с цельным, детально проработанным характером, воплощенному с тонким психологизмом и высоким художественным мастерством.

Наименьшие вопросы вызывает распределение премий коммерческого свойства: лучшим сериалом стал «Ин и Яна» (студия «ШАР», режиссер Олег Ужинов), лучшим фильмом  в прокате – «Иван-Царевич и Серый Волк 3» (режиссер Дарина Шмидт, продюсеры Александр Боярский, Сергей Сельянов). 

церемония вручения II Национальной анимационной премии, Олег Ужинов (фото Алексей Юшенков)

Сама НАП, кстати, имеет ряд странностей. Например, претенденты должны подавать заявку, т.е. заниматься самовыдвижением, хотя корректнее было бы организаторам самим формировать наиболее полные списки фильмов, созданных в течение года. Смущает и вольное обращение с регламентом. Так, без объяснений в этом году не вручалась награда в номинации «Дело» за работы в прикладной анимации: рекламные ролики, видеоклипы, телевизионные заставки, социальные ролики, анимационные вставки в документальные или игровые фильмы и т.п. А в шорт-лист попали «Слон и велосипед», «Облака ручной работы» 2014 года, которые согласно регламенту за истечением срока давности не могут номинироваться, т.к. премия вручается ежегодно за анимационные фильмы и работы, выпущенные за календарный год, предшествующий проведению конкурса на соискание премии.

Результаты работы экспертного совета премии по итогам календарного года оказались в основном предсказуемыми, местами – неожиданными, а в целом – настораживающими. Еще при оглашении шорт-листа смутило небольшое количество названных фильмов: один и те же картины были представлены в самых разных номинациях, и, как следствие, поощрены лишь немногие ленты. 

церемония вручения II Национальной анимационной премии (фото Валерий Рябин)

У непосвященного в тему сможет сложиться впечатление, что в течение 2015 года было сделано не больше двух десятков мультфильмов, а их было более двух сотен! Вне номинантов премии остался ряд достойнейших работ: мощная, эмоциональная драма «В стороне» Александры Аверьяновой; сюрреалистичный «Люк» Игоря Мельникова и Натальи Мирзоян; сказка о дружбе маленькой девочки и страшного волка «Морошка» Полины Минченок; выразительный, точный, мастерски сделанный «Праздник» Нины Бисяриной; комедия «Про носуху» Александры Слепчук; выполненный в уникальном авторском стиле «Танзонк» Александра Свирского и другие. Многие из них были в лонг-листе премии, но среди номинантов оказались до боли знакомые имена и названия. Большей частью те же, что уже собрали урожай статуэток Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале.

Очевидно, что мы имеем дело с герменевтически замкнутым дискурсом, который «эксперты» навязывают обществу. Из мероприятия в мероприятие кочует одна и та же повестка дня и без устали чествуются одни и те же раз и навсегда определенные лидеры.

церемония вручения II Национальной анимационной премии (фото Валерий Рябин)

Мечталось, что появление премии «Икар» позволит дополнить призы ОРФАК, разнообразить повестку дня, поощрить инаковость. Но на практике с альтернативностью не заладилось: голосования за премии и призы очень напоминают демократические выборы в Стране Советов – выбор-то есть, вот только все кандидаты от одной партии... Остальных как бы не существует: о них не приято писать, их не принято награждать, но это еще не значит, что сообщество тотально гомогенно и однородно в своих пристрастиях. Столь полюбившийся экспертам НАП «До любви», например, не стал лидером профессионального рейтинга в Суздале, а широкому зрителю вообще вряд ли когда-либо станет известен.

Хочется верить, что всенародную известность и признание со временем обретет Национальная анимационная премия; но, дабы название ее не стало пророческим, организаторам стоит несколько пересмотреть и усовершенствовать свой подход к делу.

Автор:
Алёна Сычёва
Реклама